Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования и анализ полученных результатов
Для отслеживания второго критерия (деятельностного) — уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, нами использовались следующие методики: тестовая методика самоотношения «Какой Я» (см. приложение 2), методика выявления межличностных отношений «Выбор действия» (см. приложение 3), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей… Читать ещё >
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования и анализ полученных результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном параграфе определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Исследование состояло из трех этапов:
I. Начальный (констатирующий) — получение информации об уровне сформированности коммуникативных способностей первоклассников.
II. Текущий (обучающий) — развитие коммуникативных способностей первоклассников: умение общаться и строить отношения со сверстниками и взрослыми, использовать различные средства коммуникации и т. д., используя комплекс упражнений, игр, заданий, мероприятий.
III. Итоговый (контрольный) — анализ достигнутых результатов.
Исследование проводилось на базе 1-го класса муниципального образовательного учреждения «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска. В исследовании приняло участие 26 учащихся.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами был сделан констатирующий срез уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о развитии коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:
- 1. провести диагностику наличного уровня знаний, умений и навыков учащихся в области развития коммуникативных способностей первоклассников;
- 2. разработать план реализации педагогических условий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
- 3. реализовать план по внедрению педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
- 4. проанализировать результаты диагностического исследования по данной проблеме.
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны критерии показатели и уровни развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1. Критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных способностей первоклассников
№. | Критерии. | Показатели. | Уровни. | |||
Высокий. | Средний. | Низкий. | ||||
1. | Когнитивный. | 1. Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации. | Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации вполне достаточные. | Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации не вполне достаточные. | Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации не достаточные. | |
2. Знание культуры речевого общения. | Знание культуры речевого общения вполне достаточное. | Знание культуры речевого общения не вполне достаточное. | Знание культуры речевого общения не достаточное. | |||
2. | Деятельностный. | 3. Умение межличностного общения. | Умение межличностного общения вполне достаточное. | Умение межличностного общения не вполне достаточное. | Умение межличностного общения не достаточное. | |
4. Умение строить отношения в коллективе. | Умение строить отношения в коллективе вполне достаточное. | Умение строить отношения в коллективе не вполне достаточное. | Умение строить отношения в коллективе не достаточное. | |||
3. | Мотивационный. | 5. Проявление навыков социальной приспособленности. | Всегда проявляет навыки социальной приспособленности. | Иногда проявляет навыки социальной приспособленности. | Навыки социальной приспособленности проявляет редко. | |
2. Проявление навыков выхода из сложных ситуаций. | Всегда самостоятельно выходит из сложных ситуаций. | Иногда самостоятельно выходит из сложных ситуаций. | Выходит из сложных ситуаций только при помощи из вне. | |||
Опираясь на научно-исследовательский опыт, согласно которому в педагогических исследованиях наиболее оптимальным является распределение достигнутых результатов по трем уровням: высокий, средний и низкий. Обосновать правомерность предлагаемых уровней можно следующими положениями.
В личности младших школьников, находящихся на высоком уровне развития коммуникативных способностей, проявляются следующие аспекты: учащиеся общаются со сверстниками и взрослыми, сопровождая речь жестами, мимикой; такие школьники хорошо представляют социальные ситуации, в которых можно разговаривать на деловом, игровом уровнях; отношения таких учеников со сверстниками строятся легко, проявляются их лидерские качества; в школьной среде ведут себя естественно, из конфликтных и сложных ситуаций выходят самостоятельно.
Младшие школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных способностей в процессе образования имеют какое-то представление о том, чем отличается общение со взрослыми от общения со сверстниками, но не всегда придерживаются субординации; в коллективе одноклассников ведут себя приемлемо, но иногда вступают в споры и конфликты самостоятельно с которыми справляются не всегда;
Для младших школьников, у которых коммуникативные способности в процессе образования на низком уровне, характерна следующая позиция: учащиеся даже не задумываются о том, что общение со сверстниками и взрослыми должно различаться, жесты, мимика и интонация не всегда соответствуют сказанному. Дети с трудом находят или не находят вообще общий язык с некоторыми из одноклассников, что приводит к образованию конфликтов, которые без помощи взрослых не решаются.
Для раскрытия первого критерия (когнитивного) — уровень сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, нами использовался тест — опросник для родителей «Оценка коммуникативных способностей младших школьников», который включал в себя перечень следующих вопросов:
- — постоянно прерывает меня во время беседы;
- — никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня ;
- — постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;
- — переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;
- — не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;
- — всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;
- — выслушав меня, задает интересующие его вопросы;
- — когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;
- — если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;
- — вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;
Таким образом, результаты начального среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится — 19% учащихся, на среднем — 58% учащихся, низком уровне — 23% школьников (гистограмма 1).
Рис. 1 Уровень сформированности коммуникативных знаний первоклассников
Для отслеживания второго критерия (деятельностного) — уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, нами использовались следующие методики: тестовая методика самоотношения «Какой Я» (см. приложение 2), методика выявления межличностных отношений «Выбор действия» (см. приложение 3), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) (см. приложение 4), авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин и др., позволяющие «проживать» различные ситуации, определяя свои потребности к лидерству, к поддержке, к сотворчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою точку зрения.
Результаты констатирующего эксперимента позволили получить достоверную картину самооценки младших школьников. Выявились уровни самооценки воспитанников: заниженная, завышенная, адекватная. Адекватная самооценка составляла — 42%, заниженная — 23%, завышенная — 35%, что послужило нам сигналом о том, что школьникам необходимо дать возможность проявить себя в деятельности — предложить выполнение игровых ролей, которые помогут побороть неуверенность в себе, в собственных силах.
Исследуя уровень межличностных отношений младших школьников, нами было выявлено, что высокий уровень составляет — 17%, средний уровень — 43%, низкий уровень — 40%. Подобные показатели выявили ряд проблем у младших школьников, связанных с умением строить дружественные отношения, включаться в коллективные формы деятельности, решать общие дела и выполнять общие социально-значимые задания (гистограмма 2).
Рис. 2 Уровень сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения
Для отслеживания третьего критерия (мотивационного) — уровня сформированности социальной приспособленности первоклассников. Нами использовались следующие методики: методика Рене Жиля (выявление социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений); тест Розенцвейга (см. приложение 5) (исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности).
Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне — 28% учащихся, на среднем уровне — 47%, на низком уровне — 25% (гистограмма 3).
Рис. 3 Уровень сформированности социальной приспособленности первоклассников
Таким образом, результаты констатирующего среза вышеуказанных критериев показали, что учащиеся первого класса показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей.
После проведенной нами работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников в процессе обучения нами был сделан контрольный срез уровня сформированности коммуникативных способностей, умений, навыков младших школьников с помощью методики «Оценка коммуникативных способностей младших школьников», методики выявления межличностных отношений «Выбор действия», теста Рене Жиля.
Таким образом, результаты контрольного среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится — 35% учащихся, на среднем — 54% учащихся, на низком — 11% школьников.
Результаты уровня межличностных отношений первоклассников: высокий уровень составляет — 24%, средний уровень — 56%, низкий уровень — 20%.
Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне — 33% учащихся, на среднем уровне — 47%, на низком уровне — 20%.
Проведенная нами диагностическая работа по вышеуказанным критериям показала динамику развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, однако некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку у первоклассников система осознанного отношения к окружающим и к самому себе только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации. Это проявлялось в своеобразии морального усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. Поэтому отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило не адекватную оценку.
Динамика развития коммуникативных способностей первоклассников
1 критерий — когнитивный (знания учащихся)
Рис. 1 Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных знаний первоклассников
2 критерий — коммуникативный (умения учащихся).
Рис. 2 Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения,
3 критерий — мотивационный (реализация в практической деятельности).
Рис. 3 Сравнительный анализ уровня сформированности социальной приспособленности первоклассников
Выводы по второй главе.
В первом параграфе были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Одним из педагогических условий выступало оснащение первоклассников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения. В результате реализации, которого учитель использовал интересные, нестандартные формы и методы работы на уроках. Происходила активизация деятельности учеников на различных уроках, расширялись эмоциональные контакты между детьми, развивалась коммуникативная грамотность учащихся, культура взаимоотношений.
Вторым условием выступало включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера, которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе. Данное условие предполагало изменение педагогом содержания деятельности по развитию коммуникативных способностей первоклассников, обогащая ее дополнительным социальным компонентом. Используя в работе с детьми определенный комплекс коммуникативных упражнений, приемов, заданий, тренингов, игр способствовал развитию многосторонних социальных связей и социального опыта воспитанников, повышал самооценку детей, способствовал воспитанию у младших школьников культуры общения через усвоение основ нравственного поведения.
Третье педагогическое условие предполагало использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций. В процессе учебной деятельности нами были использованы приемы и упражнения, способствующие активизации группового взаимодействия. Происходило повышение мотивации учения и развитие познавательных интересов, что позволило ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулировало к высокой результативности труда; корректировало личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развитие инициативности, креативности, активности; поддерживало в классе благоприятный психологический климат.
Во втором параграфе нами были поставлены цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, а также проведен анализ полученных результатов.
Целью опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о развитии коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:
- 1. провести диагностику наличного уровня знаний, умений и навыков учащихся в области развития коммуникативных способностей первоклассников;
- 2. разработать план реализации педагогических условий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
- 3. реализовать план по внедрению педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
- 4. проанализировать результаты диагностического исследования по данной проблеме.
Для отслеживания уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников нами были разработаны критерии (когнитивный, деятельностный, мотивационный) и дана характеристика уровней (высокий, средний, низкий) Результаты диагностического исследования показали положительную динамику развития коммуникативных способностей первоклассников, но некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку система осознанного отношения к окружающим и к самому себе у первоклассников только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации, что проявлялось в своеобразии нравственного усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. В связи с этим отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило неадекватную оценку.