Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ВСорСтичСскиС вопросы психологии одарСнности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, основанного Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΠΉ с Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΡƒΡŽ Тизнь Π² XVIII Π²Π΅ΠΊΠ΅. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ всС стороны дСтской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Но Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Π½Π΅ ΡΠ΅ΠΌΡŒΡ, Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ общСствСнноС ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ — школа, призванная Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½. ИмСнно… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС вопросы психологии одарСнности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ДСтство ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ психологичСского исслСдования

Для рассмотрСнии Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π°: «Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ творчСской активности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ», Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ для ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ понимания ΠΈ ΡΡ„фСктивности провСдСния экспСримСнта Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ вопросы. Один ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…понятиС дСтства ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ство ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ психологичСского исслСдования.

БСгодня любой ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ дСтство, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ дСтство — это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ усилСнного развития, измСнСния ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Но Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ психологи ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ парадоксов ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ, Π±Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбС процСсс развития. О ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΎΠΊΡΠ°Ρ… дСтского развития писали Π’. Π¨Ρ‚Π΅Ρ€Π½, Π–. ПиаТС, И. А. Боколянский ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. Π”. Π‘. Эльконин Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ парадоксы Π² Π΄Π΅Ρ‚ской психологии — это Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΈ развития, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ Π΅Ρ‰Π΅ прСдстоит Ρ€Π°Π·Π³Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ. Π‘Π²ΠΎΠΈ Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² ΠœΠΎΡΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΌ унивСрситСтС Π”. Π‘. Эльконин Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π» с Ρ…арактСристики Π΄Π²ΡƒΡ… основных парадоксов дСтского развития, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ историчСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ дСтства. Рассмотрим ΠΈΡ….

Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, появляясь Π½Π° ΡΠ²Π΅Ρ‚, Π½Π°Π΄Π΅Π»Π΅Π½ лишь самыми элСмСнтарными ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ для поддСрТания ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. По Ρ„изичСскому ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°ΠΌ Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ сущСство Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅. Однако ΠΏΠΎ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ Π² ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ роТдСния Π² ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ряду Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²Π° — Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ стоит ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ сущСство Π² Ρ€ΡΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π΅ΠΌ дольшС длится Π΅Π³ΠΎ дСтство, Ρ‚Π΅ΠΌ бСспомощнСС это сущСство ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΎΠΊΡΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ прСдопрСдСляСт ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ дСтства.

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ истории Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ росло ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ чСловСчСства. Π—Π° Ρ‚ысячСлСтия чСловСчСский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ увСличился Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ тысяч Ρ€Π°Π·. Но Π·Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ практичСски Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ»ΡΡ. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΎΠ± Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-морфологичСском сходствС ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ°Π½ΡŒΠΎΠ½Ρ†Π° ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡ†Π°, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ соврСмСнного Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½ΠΈ Π² Ρ‡Π΅ΠΌ сущСствСнном Π½Π΅ ΠΎΡ‚личаСтся ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ТившСго дСсятки тысяч Π»Π΅Ρ‚ Π½Π°Π·Π°Π΄.

Как ΠΆΠ΅ получаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ сходных ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… прСдпосылках ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ психичСского развития, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ достигаСт Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ историчСском этапС развития общСства, Π½Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ? ДСтство — ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, психологичСской зрСлости; это ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ становлСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠΌ чСловСчСского общСства. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСтства Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚Π½ΠΎΠΌ общСствС Π½Π΅ Ρ€Π°Π²Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ дСтства Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈΠ»ΠΈ Π² Π½Π°ΡˆΠΈ Π΄Π½ΠΈ. Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ дСтства Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° — ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ истории, ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ измСнСнию, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Ρ‚ысячи Π»Π΅Ρ‚ Π½Π°Π·Π°Π΄. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ нСльзя ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ дСтство Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ становлСния Π²Π½Π΅ развития чСловСчСского общСства ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ², ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСтства находится Π² ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎΠΉ зависимости ΠΎΡ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ общСства.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° истории дСтства — ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ дСтской психологии, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ области Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚.

ВСорСтичСски вопрос ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚оричСском происхоТдСнии ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² дСтства Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… П. П. Блонского, Π›. Π‘. Выготского, Π”. Π‘. Эльконина. Π₯ΠΎΠ΄ психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, согласно Π›. Π‘. Выготскому, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ся Π²Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ созрСвания ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π₯ΠΎΠ΄ дСтского развития Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΎΠ²ΠΎΠΌ общСствС, считал ΠΎΠ½, «ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΉ классовый смысл». ИмСнно поэтому, ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅Ρ‚ Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎ дСтского, Π° ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ лишь историчСски дСтскоС.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ понятиС дСтства связываСтся Π½Π΅ Ρ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ состояниСм нСзрСлости, Π° Ρ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ статусом, с ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π°Π² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, присущих этому ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, с Π½Π°Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ доступных для Π½Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Много интСрСсных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π±Ρ‹Π»ΠΎ собрано для подтвСрТдСния этой ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ французским Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎΠΌ Π€ΠΈΠ»ΠΈΠΏΠΏΠΎΠΌ АриСсом.

Благодаря Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΠΌ интСрСс ΠΊ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ дСтства Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психологии Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ возрос, Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ самого Π€. АриСса ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Ρ‹ классичСскими.

ΠžΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ дСтства ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΉ Ρ†ΠΈΠΊΠ» чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

Для характСристики возрастных ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сочинСниях XVI—XVII Π²Π².Π΅ΠΊΠΎΠ² использовалась тСрминология, которая Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ употрСбляСтся Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ: дСтство, отрочСство, ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ΅Π½ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (глубокая ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ).

Но ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ этих слов Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствуСт ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ смыслу. Π’ ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΈΠ½Ρƒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ с Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€ΡŒΠΌΡ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π³ΠΎΠ΄Π°, с ΡΠ΅ΠΌΡŒΡŽ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, с Π΄Π²Π΅Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΡŒΡŽ Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π·ΠΎΠ΄ΠΈΠ°ΠΊΠ°.

Π‘ΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ чисСл Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Сдинства ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

ДиффСрСнциация возрастов чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС — дСтства, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π€. АриСса, формируСтся ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… институтов, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ общСства.

Π’Π°ΠΊ, Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ появляСтся Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ сСмьи, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ΠΎ связано со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСским ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ — «Π½Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ» ΠΈ «Π±Π°Π»ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ» малСнького Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ для Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ — просто Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π½ΡŒΠΊΠΈΠΉ, Π·Π°Π±Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρˆ, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ, с ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Π° пСрвичная, «ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½Π°Ρ» концСпция дСтства.

Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ «Π½Π°Ρ€ΡΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ» Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, «Π±Π°Π»ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» ΠΈ «Π½Π΅ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ» ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅. Однако Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ «ΠΎΡ‡Π°Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌ» Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ общСства ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΎ ΠΊ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌΡƒ измСнСнию ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° новая концСпция дСтства. Для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² XVII Π²Π΅ΠΊΠ° любовь ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»Π°ΡΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π² Π±Π°Π»ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠ²Π΅ΡΠ΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΡ…, Π° Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском интСрСсС ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ. Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ, ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ тСксты ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° XVI ΠΈ XVII Π²Π΅ΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ дСтской психологии. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠ΅ пСдагогичСскиС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ, совСты ΠΈ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ содСрТатся ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡΡ… русских Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² XVI—XVII Π²Π².Π΅ΠΊΠΎΠ².

ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, основанного Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΠΉ с Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΡƒΡŽ Тизнь Π² XVIII Π²Π΅ΠΊΠ΅. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ всС стороны дСтской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Но Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Π½Π΅ ΡΠ΅ΠΌΡŒΡ, Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ общСствСнноС ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ — школа, призванная Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½. ИмСнно школа, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π€. АриСса, Π²Ρ‹Π²Π΅Π»Π° дСтство Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… 2−4 Π»Π΅Ρ‚ матСринского, Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воспитания Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅. Π¨ΠΊΠΎΠ»Π°, благодаря своСй рСгулярной, упорядочСнной структурС способствовала дальнСйшСй Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ обозначаСтся ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ словом «Π΄Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎ». Π£Π½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΉ, Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΡƒ дСтства, стал «ΠΊΠ»Π°ΡΡ». Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ вступаСт Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Π³ΠΎΠ΄, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ мСняСт класс. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ Тизнь Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ство Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅ слои. Класс стал поэтому ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ возрастов Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ самого дСтства ΠΈ ΠΎΡ‚рочСства.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, согласно ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π€. АриСса, понятиС дСтства ΠΈ ΠΎΡ‚рочСства связано со ΡˆΠΊΠΎΠ»ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ структурами, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ созданы общСством для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ дСтям Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ для ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ