Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение
Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»). Гибкий… Читать ещё >
Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды.
Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки — чистота, свежий прохладный воздух в помещении — все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.
У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.
Необходимым условием для эффективного руководства процессов привыкания детей к детскому учреждению является продуманная систем! педагогических воздействий, в которой главное место занимает организации деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Для адаптации детей, поступающих в детский сад, разрабатываете система медицинской и педагогической помощи. В нее включается работа родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды.
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей — дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
Главное — это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
- 1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
- 2. Постепенное заполнение групп (прием 2−3 малышей в неделю).
- 3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2−3 часа, возможность пребывания с мамой).
- 4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
- 5. Сохранение в первые 2−3 недели имеющихся у малыша привычек.
- 6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).