Введение.
Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно… Читать ещё >
Введение. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. [7;119].
В современной методике формирование словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [7,89].
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Таким образом, овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).
Тема курсовой работы: «Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Цель исследования — теоретически изучить психолого — педагогическую литературу по теме исследования и разработать комплекс занятий по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Объект исследования — словарь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — комплекс занятий по формированию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
В соответствии с целью нами были определены задачи исследования:
Изучить психолого — педагогическую литературу по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Разработать комплекс занятий по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
Для достижения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ психолого — педагогической литературы, публикаций по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.