Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Портфолио как средство оценивания личностных образовательных достижений обучающегося

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод создания портфолио также трактуют как метод, развивающий у учащихся умение анализировать и оценивать процесс личного развития, организовывать их учебную деятельность. Для учителя портфолио — средство обратной связи, инструмент оценочной деятельности (Н. Бирюкова, Н. Опарина), а также «инструмент самооценивания самостоятельного познавательного, творческого труда учащегося, рефлексии его… Читать ещё >

Портфолио как средство оценивания личностных образовательных достижений обучающегося (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технология портфолио (от латинских корней «port» — хранилище и «folium» — лист), первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства — набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т. д.).

В современном образовании встречается как термин «папка, или портфель образовательных достижений учащихся», так и термин «портфолио». Употребляя термин «папка, или портфель индивидуальных образовательных достижений учащихся», чаще всего имеют в виду собрание ученических работ или новый способ оценивания образовательных достижений. В этом значении элементы портфеля образовательных достижений широко применяли в отечественной педагогике еще в начале XX в. и даже раньше. В 1930;е гг. А. С. Макаренко фиксировал в документе подобного рода все поступки (как позитивные, так и негативные) своих воспитанников. Л. Н. Толстой, обучая и воспитывая сельских детей в Ясной Поляне, вел графическое отслеживание влияния семьи и уровня благосостояния на развитие детей. О собрании учебных работ учащихся как об альтернативном способе оценивания говорили немало отечественных авторов. Однако данная идея не была широко распространена в практике нашей школы, не стала составляющей системы образования.

Современные попытки усовершенствовать формы работы с портфелем образовательных достижений в условиях отечественной школы основаны на зарубежном, преимущественно американском, опыте [375].

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 1980;е гг. для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Эффективность использования портфолио подтверждается международным опытом. Во многих странах (Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Дания, Финляндия и др.) использование портфолио в образовательных учреждениях общепринято. В мировой практике активно используют новые формы портфолио: основанные на применении современных информационных технологий — «электронный портфолио»; ориентированные на новые образовательные цели — «паспорт компетенций и квалификаций»; принятый Советом Европы единый образец портфолио — «Европейский языковой портфолио». В современной России разработка индивидуального портфеля учебных достижений (портфолио) была предусмотрена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783) [365].

Содержание понятия «портфолио» разные авторы раскрывают по-разному. Часто его трактуют как «накопительную оценку», выраженную в виде комплекта документов, удостоверяющих индивидуальные достижения учащегося. В него входят дипломы и сертификаты различных олимпиад, конкурсов, соревнований, мероприятий. В то же время это способ фиксации, накопления и оценивания индивидуальных достижений учащихся.

Метод создания портфолио также трактуют как метод, развивающий у учащихся умение анализировать и оценивать процесс личного развития, организовывать их учебную деятельность. Для учителя портфолио — средство обратной связи, инструмент оценочной деятельности (Н. Бирюкова, Н. Опарина), а также «инструмент самооценивания самостоятельного познавательного, творческого труда учащегося, рефлексии его собственной деятельности» (Е. Полат).

Дж. Пейп и М. Чошанов [273] приводят определение американских авторов.

Портфолио — это:

  • — коллекция работ, которая всесторонне демонстрирует не только учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также прогресс в знаниях и умениях учащегося сравнительно с его предыдущими результатами;
  • — выставка образовательных достижений учащегося по предмету (или нескольким предметам) за определенный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • — вид целенаправленного, систематического и непрерывного оценивания и самооценивания учебных результатов учащегося;
  • — антология ученических работ, предполагающая возможность личного участия учащегося в их выборе для оценивания учителем, а также самоанализ и самооценку.

Кроме того, вышеупомянутые авторы приводят собственное определение: «В самом общем понимании учебное портфолио является формой и процессом организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности учащегося, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций и пр.), предназначенных для дальнейшего их анализа, всестороннего количественного и качественного оценивания уровня обученности данного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения».

В работах российских исследователей «портфолио» является одним из видов так называемого аутентичного оценивания — «подлинного оценивания», или оценивания реальных достижений учащихся, которое применяется преимущественно в практико-ориентированном образовании и предусматривает выявление сформированности умений и навыков учащихся в ситуациях, максимально приближенных к реальной повседневной жизни. Оно используется и в профильном обучении учащихся общеобразовательных школ как разновидности практикоориентированного образования. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание направлено на выявление уровня сформированности компетентностей [247].

Портфолио — это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:

  • — объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
  • — пробелов в подготовке;
  • — трудностей усвоения;
  • — уровня сформированности умений и их совершенствования путем корректировки учебного процесса;
  • — положительных мотивов учения;
  • — интереса к предмету;
  • — развития мыслительной деятельности;
  • — критического отношения к учебной деятельности.

Портфолиошироком смысле слова) — это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Цели составления портфолио:

  • — для учителя — выявление уровня владения умениями и навыками, пробелов в подготовке;
  • — для ученика — выработка положительной мотивации и интереса к обучению; развитие самоанализа и самооценивания) [385].

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • — поддерживать высокую мотивацию учебной деятельности школьников;
  • — поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • — развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • — формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • — содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • — закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой