Факторы риска и механизмы их предотвращения
Невозможность точного планирования количественного и качественного состава обучающихся. В связи с этим возникают затруднения в планировании кадрового состава педагогических работников системы ДО. По сути штат педагогов ДО — это штат специалистов, работающих в режиме совместительства. В связи с этим важно отработать мобильную систему подготовки учителя к работе в режиме ДО. Кроме того, для… Читать ещё >
Факторы риска и механизмы их предотвращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе проектирования и функционирования системы ДО необходимо учитывать ряд моментов, которые можно рассматривать как факторы риска:
- 1. Разнородность групп обучаемых с точки зрения состояния здоровья, образовательных запросов, уровня социальной защищенности. В связи с этим возникает необходимость в разработке разнородных и разноуровневых обучающих и диагностических материалов по каждой учебной дисциплине. Кроме того, необходимо разработать различные модели обучения в системе ДО — в зависимости от того образовательного маршрута, который нужен для конкретной ситуации;
- 2. Невозможность точного планирования количественного и качественного состава обучающихся. В связи с этим возникают затруднения в планировании кадрового состава педагогических работников системы ДО. По сути штат педагогов ДО — это штат специалистов, работающих в режиме совместительства. В связи с этим важно отработать мобильную систему подготовки учителя к работе в режиме ДО. Кроме того, для успешной адаптации к деятельности в системе необходимо создать корпус квалифицированных методистов-консультантов;
- 3. Высокая зависимость системы от технического обеспечения, следовательно, высокие требования к надежности технической составляющей системы и к ее безопасности;
- 4. Неготовность учителя к работе в системе ДО — методическая, психологическая, технологическая. Современный учитель, ориентированный на доминирование в учебном процессе, не всегда готов к работе в режиме ДО, предоставляющей обучающемуся высокий уровень свободы выбора образовательной траектории. Система ДО строится на активном использовании мультимедийных средств обучения, а уровень владения этими образовательными технологиями у традиционного учителя достаточно низок. В связи с этим, чтобы активно и успешно работать в системе ДО, педагог должен не только пройти серьезное обучение, но и в значительной мере изменить свою профессиональную позицию, научиться работать в другой образовательной парадигме;
- 5. Риск использования технологий дистанционного обучения для курсов, по различным причинам не соответствующим специфике СДО. Сегодня на рынке представлено значительное количество программных продуктов, рекомендованных к использованию в процессе обучения. Есть примеры успешной работы педагогов по разработке учебных пособий на электронных носителях. При этом опыта использования этих курсов в СДО нет. Следовательно, возникает проблема оценки курсов на предмет возможностей их использования в СДО.
Меры, позволяющие избежать рисков, обозначенных в пунктах 1−3, связаны с определением подходов к планированию ресурсов для системы ДО. Риски, связанные с низким уровнем готовности учителя к работе в системе ДО, можно снять, только создав действенную систему обучения и сопровождения педагогов.
Кроме того, положительную роль может сыграть активное вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации в режиме ДО: получив собственный опыт «обучающегося», они смогут яснее понять и полнее удовлетворять потребности учеников.
Механизм предотвращения рисков, связанных с технической стороной функционирования СДО (пункт 5), — в постоянном мониторинге работы системы и ведении эффективных профилактических работ по выявлению технически слабых мест.
Что касается рисков, связанных с качеством учебного материала (пункт 6), то возможности их предотвращения связаны с двумя моментами: четкой системой требований к разработчикам курсов и качественной экспертизой ресурсов, используемых в СДО.