Введение.
Развитие лидерских качеств у старшеклассников в образовательном процессе
Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового к служению Отечеству, умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям, — актуальная потребность современного общества. Социально — политические и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали кардинальных изменений… Читать ещё >
Введение. Развитие лидерских качеств у старшеклассников в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового к служению Отечеству, умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям, — актуальная потребность современного общества. Социально — политические и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня, когда российский народ подвергается серьезным испытаниям, вывести страну из кризиса могут сильные, волевые, мудрые личности, обладающие видением будущего, умеющие пробуждать интерес к своим идеям и проектам, готовые к новым социальным отношениям. В политике и экономике, науке и образовании — везде нужны люди, способные проектировать и развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости. Дальнейшее развитие российского общества зависит от людей, обладающих нестандартным мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой и способных взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка.
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, везде нужны лидеры. Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Можно прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, достигая тот уровень развития, который поставили перед собой другие, претворяя в жизнь чужие желания, потребности, мечты, при этом принося в жертву свои собственные, и «личная сила» и «лидерство» оказываются в руках окружающих людей и общества.
До сих пор между специалистами и теоретиками продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Некоторые из них считают, что кто-то от рождения обладает «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, другие — что за счет определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта можно «создать» и сформировать лидера.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, диагностике и развитии лидерских качеств по-прежнему недостаточно.
Проблема исследования состоит в определении педагогических возможностей развития лидерских качеств у старших школьников.
Объект исследования — лидерские качества у старших школьников.
Предмет исследования — педагогические средства развития лидерских качеств у старшеклассников.
Гипотеза исследования: развития лидерских качеств старшеклассников будет проходить успешно, если в педагогической практике целенаправленно будут применяться определенные педагогические средства.
Цель исследования — выявление эффективных педагогических средств развития лидерских качеств у старшеклассников.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, теории и типы лидерства и лидерских качеств в психолого-педагогической литературе.
Описать процесс развития лидерских качеств в старшем школьном возрасте в соответствии с современными концепциями воспитания.
Охарактеризовать педагогические средства по развитию лидерских качеств у старшеклассников в современной педагогической практике.
Теоретическая база исследования. Основой исследования являются:
идеи развития лидерства с точки зрения психологии (Л.И. Божович, Л. С. Выготского и др.);
теории воспитания личности (В.А. Караковский, Л. И. Новикова, М. И. Рожков и др.).
Практическая значимость данного исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практической воспитательной деятельности учителей и педагогов в учреждениях основного и дополнительного образования.