Приемы работы по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки
В основе большинства письменных сочинений в начальной школе лежит коллективный жизненный опыт, коллективные наблюдения. Сочинения этого типа учащиеся писали в 1 классе, поэтому вся дальнейшая работа над сочинениями по личным впечатлениям и наблюдениям проводится с учетом тех умений, которые приобрели дети ранее. Далее в беседе учащиеся уясняют, что в сочинениях о случаях из жизни нужно указывать… Читать ещё >
Приемы работы по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение сочинению в жанре письма
Урок по обучению создания текста в жанре письма.
Эта работа требует умения так составлять предложения, чтобы между ними была тесная смысловая связь, чтобы одна мысль вытекала из другой.
При подготовке таких сочинений учитель работает с различными вариантами ответов, и это обязывает его быть особенно внимательным к каждому ответу. Для примера приведем описание работы на тему «Как мы встречали птиц» .
Сочинение на эту тему проводятся по личным впечатлениям, и начинается, как обычно, с подготовительной беседы. В ней выясняется, что видели дети на празднике, что им было интересно, какие из перелетных птиц скоро появятся в родных местах.
Затем учитель открывает план сочинения, записанный на доске, и предлагает учащимся прочесть его.
- 1. Какой праздник вы будете отмечать?
- 2. Куда вы пошли всем классом?
- 3. Как проходил праздник?
- 4. Какие птицы к нам скоро прилетят?
Вопросы этого плана неодинаковы по трудности, ответы на первые два вопроса составить легко. А ответы на третий и четвертый вопросы плана должны быть развернутыми. Желательно, чтобы на каждый из них дети ответили двумя предложениями.
Работа проводилась методом беседы, фрагмент которой приводим ниже.
Прочитав третий вопрос плана, учитель просит учащихся рассказать о празднике самое главное, важное. Что же было на празднике главным?
- — В этот день ребята принесли домики для птиц и повесили их на деревья.
- — Что еще надо сказать о празднике?
- — Что на празднике было весело. Ребята зазывали птиц, пели о них песни, читали стихотворения, играли.
- — Составим об этом предложение.
- — На празднике было весело. Ребята пели, играли.
- — Вы сказали много лишнего. Если ребята пели, играли, значит, ясно, что им было весело. Без какого предложения можно обойтись?
- — Мы можем обойтись без первого предложения.
- — Составьте предложение, которое следует включить в сочинение.
- — Ребята пели, играли.
- — Теперь как коротко нужно сказать о домиках для птиц. Вспомните: кто принес в парк скворечники?
- — Их принесли старшие ребята.
- — На какие деревья повесили?
- — Их повесили на самые высокие деревья.
- — Скажите это в одном предложении.
- — Ребята принесли скворечники и повесили их на самые высокие деревья.
- — Это предложение оче6нь удачное. Повторите его и запомните.
В ходе работы учитель записывает на доске слова, которые учащиеся используют в сочинении, предупреждает ошибки.
Подготовительная работа на этом заканчивается. По вызову учителя ученик повторил рассказ, составленный коллективно, а затем класс под руководством учителя записывает сочинение.
В заключение учитель предлагает учащимся внимательно прочитать свои сочинения и еще раз сверить с доской написание слов «праздник», «встречи», «классом», «скворечники», «принесли», «прикрепили» .
В основе большинства письменных сочинений в начальной школе лежит коллективный жизненный опыт, коллективные наблюдения. Сочинения этого типа учащиеся писали в 1 классе, поэтому вся дальнейшая работа над сочинениями по личным впечатлениям и наблюдениям проводится с учетом тех умений, которые приобрели дети ранее.
Во 2 классе детям трудно писать о личном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, нужно работать над готовыми рассказами из художественных тестов или составленных самим учителем.
Например, сочинение на тему «Случай в лесу» .
Рассказ до урока записывается на доске. Цель работы — научить составлять рассказы о случаях из жизни.
Случай в лесу Однажды летом мы с мамой пошли в лес за черникой. К нему вела тропинка по высохшему болоту. Мы шли по извилистой дорожке. Вдруг навстречу нам из лесу вышла лосиха. С ней были два рыженьких лосенка. Я испугалась. Но лоси увидели людей и скрылись в лесу.
За чтением следует анализ сочинения по вопросам: О каком случае рассказано в сочинении? С кем он произошел? Когда это было? Где люди увидели лосей? Чем закончилась эта встреча?
Далее в беседе учащиеся уясняют, что в сочинениях о случаях из жизни нужно указывать где, когда и с кем произошел случай, о котором идет речь, почему он запомнился. В заключении следует выслушать рассказы одного — двух учеников об интересных случаях из жизни, обсудить их.
Следует сказать, что существуют и другие направления в работе над сочинениями. Л. А. Никитина выступает за обучение вариативности в раскрытии темы сочинения. Например, сочинение на основе личного опыта в 3 классе на тему «Это было летом!» О чем можно рассказать по данной теме? (О каникулах, об интересном случае, о знакомстве, о походе на речку и т. д.) Обсуждая с детьми данный вопрос, мы подводим их к осмыслению границы темы. Не следует рассказать обо всех событиях, которые произошли летом, а только о каком-то одном. На это указывает в названии темы слово «это» .