Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся старшего школьного возраста
Укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма; Воспитание морально-нравственных и личностных качеств; Уроки образовательно-тренировочной направленности. Уроки образовательно-тренировочной направленности. Подвижные игры, содержащие разучиваемое упражнение. Уроки образовательно-обучающей направленности. Уроки образовательно-обучающей направленности. Целевые упражнения… Читать ещё >
Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся старшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отличительной особенностью учебного процесса с учащимися старшего школьного возраста является профильная направленность обучения, где учебному предмету «физическая культура» определены следующие направления:
- • педагогическое (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор);
- • военное (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);
- • медицинское (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры).
Целью физического воспитания учащихся старшего школьного возраста является формирование целостной личности, физически и психически развитой и готовой к самореализации на основе использования материальных и духовных ценностей физической культуры.
Образовательные задачи:
- • совершенствование двигательных действий базовых видов спорта, предусмотренных школьной программой по физической культуре, и других видов физкультурно-спортивной деятельности;
- • освоение двигательной деятельности и теоретических знаний, отражающих профильное обучение учебного предмета «Физическая культура» (педагогическое направление, военное и медицинское);
- • формирование необходимых компетенций для использования физкультурно-оздоровительной деятельности в индивидуальных и коллективных формах занятий.
Оздоровительные задачи:
- • укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма;
- • воспитание физических качеств и способностей на основе выполнения упражнений спортивной направленности;
- • использование специальных средств для обеспечения физических и функциональных возможностей для подготовки и качественного освоения соответствующих специальностей профессионального обучения.
Таблица 35
Обобщенная схема применения основных средств на уроках лыжной подготовки с учащимися среднего школьного возраста.
Разновидности упражнений | Направленность уроков, этапы обучения и степень владения двигательным действием* | ||||
Уроки образовательно-обучающей направленности | Уроки образовательно-тренировочной направленности | ||||
Начальное разучивание | Углубленное разучивание | Закрепление и совершенствование | Закрепление и совершенствование | Общеподготови тельные упражнения | |
Разминочные упражнения | |||||
Простейшие упражнения без лыж | +/; | +/; | +/; | +/; | +/; |
Передвижения на лыжах | |||||
Упражнения для обучения | |||||
Поводящие упражнения | |||||
Целевые упражнения в облегченных условиях | |||||
Целевые упражнения в обычных условиях | |||||
Целевые упражнения в усложненных условиях | +/; | ||||
Развивающие упражнения | +/; | +/; | + /; | ||
Подвижные игры, содержащие разучиваемое упражнение | +/; | +/; | +/; |
Окончание табл. 35
Разновидности упражнений | Направленность уроков, этапы обучения и степень владения двигательным действием* | ||||
Уроки образовательно-обучающей направленности | Уроки образовательно-тренировочной направленности | ||||
Начальное разучивание | Углубленное разучивание | Закрепление и совершенствование | Закрепление и совершенствование | Общеподготови тельные упражнения | |
Воспитание физических качеств | |||||
Координационные упражнения | +/- | +/- | |||
Упражнения на гибкость | + /- | +/- | |||
Упражнения на быстроту | +/- | +/- | + /- | +/- | |
Скоростно-силовые упражнения | + /- | +/- | +/- | +/- | + /- |
Силовые упражнения | +/- | +/- | +/- | + /- | |
Циклические упражнения на выносливость | +/- | +/- | +/- | ||
Комплексное воспитание физических качеств средствами передвижений по учебно-тренировочной лыжне, игровых и соревновательных заданий и др., содержащих изученные двигательные действия | + /- | +/- | + /- |
" Условные обозначения: + выполняется на уроке, — не выполняется на уроке, +/- на усмотрение учителя
Воспитательные задачи:
- • воспитание морально-нравственных и личностных качеств;
- • формирование устойчивой потребности к бережному отношению к своему здоровью и ведению здорового образа жизни;
- • дальнейшее приобретение социального опыта на основе формирования универсальных учебных действий, в том числе обеспечивающих профильное обучение.