Описание процедуры констатирующего эксперимента
В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно дается план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; что держат в руках; что вырастили дети; рассказать о своем огороде. После этого ребёнок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос… Читать ещё >
Описание процедуры констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В.П.Глухов [9] предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы.
- — обследование словарного запаса по специальной схеме;
- — исследование связной речи с помощью серии заданий;
- — наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
- — изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т. п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
Мы остановимся на исследовании связной речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В. П. Глухова.
При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой и др.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме). Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. [13, 20]. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.(Приложение 2).
Данное исследование направлено на выявление уровня связной речи у дошкольников с ОНР. Обследование проходило в соответствии с основными методическими требованиями. Для выявления уровня развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи В. П. Глухова, в которой для оценки успешности выполнение заданий методики была применена балльно-уровневая система. Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности детей без речевых нарушений, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.
Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий, каждое из которых объединяла речевые пробы нарастающей трудности, и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 20 детей 6 лет. В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, связно рассказывать об увиденном, выявить понимание основного содержания, т. е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.
Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:
Девочка сидит на стуле.
Мальчик читает книгу.
Мальчик ловит рыбу.
Девочка катается на коньках (санках).
Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?».
Оценки уровня выполнения задания см.(Приложение 1).
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;(например: бабушка, нитки, спицы).
Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.
Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.
Критерии оценивания ответов см. (Приложение 1, таблица 2).
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.
Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Критерии оценивания ответов см. (Приложение 1, табл. 3).
— составление рассказа по серии сюжетных картинок («Как ёж спас ежонка» по М.М.Алексеевой).
Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Как еж спас ежонка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
- —составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» (Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду.)
- — Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.
Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.
В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно дается план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; что держат в руках; что вырастили дети; рассказать о своем огороде. После этого ребёнок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторялся. Такой вариант исследования был выбран нами на основании апробации различных вариантов задания, показавшей, что самостоятельное составление рассказа на данную тему только по предваряющему плану недоступно для детей с речевым недоразвитием и вызывает затруднения у их нормально развивающихся сверстников.
Результаты исследования оценивались по показателям как содержательной, так и собственно речевой сторон составленных рассказов. Большое значение придается анализу фразовой речи, используемой детьми в условиях составления сообщения без наглядной или текстовой опоры.
— составление рассказа-описания.
Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.
Инструкция. Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.
План рассказа: Детям предлагается персонаж известных сказок — петрушка. В течение нескольких минут дети внимательно рассматривали предмет, а затем предлагалось составить о нем рассказ по данному вопросному плану: «Расскажи об этом сказочном персонаже: как его зовут, какой он по величине, назови основные части тела; скажи, из чего он сделан, во что одет, что у него на голове» и т. п.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования была дополнена доступными заданиями с элементами творчества. Критерии оценивания ответов детей см.(Приложение 1., табл. 5).
— окончание рассказа по заданному началу, имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенной речевой и наглядный материал. Методика «завершение рассказа» была использована нами в следующем варианте. Ребенку предлагается картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа (Действие происходит зимой. Мальчик катается на лыжах. У него на руке одна рукавица. Подбегает щенок и приносит потерявшуюся рукавицу). После разбора содержания картинки ребенку дважды прочитывается текст незавершенного рассказа, и предлагается придумать его продолжение. При оценке составленного ребенком продолжения рассказа учитываются особенности его сюжетного решения, соблюдение логической последовательности, смысловое соответствие содержанию начала рассказа.