Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей раннего возраста
В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Тенденции развития гуманной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов, на разработку индивидуальных программ развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстает в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители… Читать ещё >
Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Л.С. Выгодский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка раннего возраста он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи. Общность основных закономерностей развития ребенка определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития. Он считал, что для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:
- 1. смена ведущих мотивов деятельности; развитие эмоционально-делового и предметного общения;
- 2. развитие и активизация общих движений;
- 3. развитие предметных действий и предметной деятельности;
- 4. развитие наглядно-действенного мышления;
- 5. интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;
- 6. овладение различными навыками в процессе подражания;
- 7. становление представлений о себе;
- 8. формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;
- 9. активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений;
- 10. закрепление навыков самообслуживания;
- 11. развитие внутренней речи.
В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Тенденции развития гуманной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов, на разработку индивидуальных программ развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстает в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение детей раннего возраста в коллектив сверстников через сопровождающего их взрослого. В целом это ведет к необходимости пересмотра содержания и организации образовательного процесса в массовых дошкольных учреждениях. Такая организация обучения и воспитания, целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение на всем протяжении раннего детства позволит ребенку заложить основы для его гармоничного развития, поможет ему адаптироваться в коллективе сверстников.
Основным условием правильного обучения ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л.А. Венгер, Ш. А. Абдуллаева, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни это основное условие развития ребенка раннего возраста и заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования педагогов — ученых выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий — от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.