Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Особенности личности подростка, пережившего развод родителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе «Теоретические основы проблемы: психологические особенности личности детей, переживших развод родителей: рассмотрены особенности развития личности при психотравмирующих ситуациях, влияние психологического климата в семье на формирование психики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него). На основе анализа теоретического материла по проблеме исследования выявлена… Читать ещё >

Введение. Особенности личности подростка, пережившего развод родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ребенок развод психологический Каждый год в России регистрируется 500−600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе функции обоих родителей, она, в принципе, не может реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.

Было проведено немало наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т. д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас). Кроме того, изучались особенности поведения отца после развода, значимость его присутствия для психического развития ребенка (Г. Фигдор). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я. Варга, А. С. Спиваковская, В. А. Сысенко, В.М. Целуйко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев (невротические расстройства личности).

Актуальность выбранной темы видится нам в непроработанности этой проблемы. Теоретические основы проблемы развития личности ребенка, пережившего развод родителей, были заложены такими психологами, как Буяновым М. И., Лисиной М. И., Ершовой Н. М., Черепановой Е. М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И. В., Андреевой А. Д. и др.

Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием, дальнейшим развитием их личности.

Цель нашего исследования — изучение психологических особенностей детей, переживших развод родителей — она актуальна, т.к. оценка последствий травматических переживаний является очень важной для психологической реабилитации этих детей.

Объект исследования: психологические особенности личности детей в неполной семье, т. е. после развода.

Предмет исследования: особенности развития личности ребенка (самооценка, уровень тревожности, агрессивность), пережившего развод родителей.

Задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть теоретические основы проблемы: особенности развития личности при психотравмирующих ситуациях, влияние психологического климата в семье на формирование психики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него).
  • 2. Выявить специфику психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей).
  • 3. Изучить особенности личности детей, переживших развод родителей.

Гипотеза: пережив развод родителей, дети имеют заниженную самооценку и уровень притязаний. Психологическая травма, связанная с разводом родителей приводит к более значительному повышению уровня тревожности у детей и агрессивности.

Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы; наблюдение, беседа, тестирование, статистическая обработка результатов экспериментального исследования. Для изучения особенности личности детей, применили следующие методики:

  • 1. Тест «Самооценка психических состояний» (Айзенка).
  • 2. Оценка уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, адаптированная Ю.Л. Ханиным).
  • 3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
  • 4. Индивидуально-типологический опросник Собчик.

База экспериментального исследования: подростки в возрасте 12−14 лет, общее количество 80 человек.

В первую группу (экспериментальную) вошли дети, пережившие развод родителей и проживающие с одним из родителей — 40 человек.

Во вторую группу (контрольную) вошли дети, проживающие в полной семье — 40 человек.

Практическая значимость дипломной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы для работы с родителями и детьми в неполных семьях.

Теоретико-методологической базой исследования выступают: историко-генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.

В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения: психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Ю. П. Азаров, М. И. Буянов, И. В. Гребенников, С. В. Ковалев, Я. Корчак, Н. И. Козлов, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, П. И. Пидкасистый, В. Я. Сатир, В. А. Сухомлинский, Т. А. Флоренская и др.); субъектно-деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), принципы и подходы к проблемам посттравматического стресса, и специфике его проявлений у детей, разрабатываемые в зарубежной психологии, (C. M. Horowitz, K. Nader, R. Pitman, R. Pynoos).

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении раскрыта актуальность темы нашего исследования, определены цель и задачи, объект и предмет, сформулирована гипотеза,.

В первой главе «Теоретические основы проблемы: психологические особенности личности детей, переживших развод родителей: рассмотрены особенности развития личности при психотравмирующих ситуациях, влияние психологического климата в семье на формирование психики детей (до развода, в процессе развода родителей и после него). На основе анализа теоретического материла по проблеме исследования выявлена специфика психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей).

Во второй главе «Изучение особенностей личности детей, переживших развод родителей» приводится описание процедуры экспериментального исследования, интерпретация полученный результатов. Приведены выводы по проведенному исследованию. В заключении представлены выводы по дипломному исследованию, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы развития детей, переживших развод родителей. В приложении находятся материалы экспериментальной части исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой