Обучение аудированию на уроках английского языка на среднем этапе
Еще одной чертой, которая впервые раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной… Читать ещё >
Обучение аудированию на уроках английского языка на среднем этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возрастные и психологические особенности учащихся подросткового возраста
В данном параграфе мы рассмотрим познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь и т. д.), которые будут иметь наибольшее значение в нашей исследовательской работе.
Л.М. Семенюк показывает, что А. В. Мудрик в своей статье «Современный старшеклассник» сообщает нам о неоднозначности понятия «возраст». Автор рассматривает это понятие с точки зрения хронологического возраста — прожитого данным индивидом числа лет, физиологического возраста — степени физического развития человека, психологического возраста — степени душевного развития, педагогического возраста — степени овладения культурой данного общества [5, c. 245].
По мнению В. А. Крутецкого, подростковый возрастэто возраст от 10−11 лет до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5−8 классов. Ученики 5 класса еще во многом напоминают младших школьников, а учащиеся 8 класса уже имеют многие черты, свойственные ранней юности. Автор называет этот возраст переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми [5, c. 278- 279]. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Важнейший фактор развития личности подростка — его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи) [3, c. 101].
Подростковый возрастэто возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах [11, c. 222- 223].
Еще одной чертой, которая впервые раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны [13].
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают внимание, память, мышление и восприятие. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими.
Существует множество определений «внимания», как познавательного процесса, разных авторов, мы рассмотрим данное определение по В. А. Крутецкому. «Внимание — это направленность, сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального"[5, c. 87].
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости [5, c. 282−283].
Именно в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, но это умение развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех учащихся [3, c. 138].
А.В. Петровский рассматривает определение «памяти» следующим образом: «Познавательный процесс, заключенный в запоминании, сохранении и узнавании, воспроизведении прошлого опыта» [9, c. 189].
В.А. Крутецкий предлагает нам определение «памяти» по — другому: «Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал» [5, c. 129].
Существенное изменение претерпевает память. Развитие идет по пути усиления ее произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свою память, управлять ею. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти [13]. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников [5, c. 282−283]. Р. С. Немов считает, что для подростка вспоминать — значит мыслить, процесс запоминания сводится к мышлению [7, c. 224].
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С 5 по 9 классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему [13].
В.А. Крутецкий раскрывает определение «мышления» следующим образом: «Мышление — это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку» [5, c. 154].
В.В. Давыдов считает, что в связи с изучением основ наук в средних классах, у подростков начинают развиваться теоретическое, формальное, рефлексивное мышление, характерные для юношеского возраста. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение в анализе действительности.
В целом для этого возраста характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становиться речь, причем в некоторых значимых ситуациях подростки стремятся говорить красиво, правильно [3, c. 137−138].
По мнению М. В. Гамезо, восприятие — это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [1, c. 131].
По определению В. А. Крутецкого, восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека [5, c. 120].
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу и ученик поражает поверхностью своего восприятия [5, c. 282].
Развитие восприятия школьников завязано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. Одним из необходимых условий успешного усвоения любого учебного материала является интеллектуализация процессов восприятия. Совершенно необходимо создавать и развивать у подростка установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий любого рода [3, c. 138].
М.В. Матюхина показывает, что Г. И. Щукина в своих исследованиях познавательных интересах подростков одного и того класса выделила большие различия. У одной группы учащихся интересы носят амфорный характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностью. У другой — интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом. У третьей группы подростков ярко проявляются стержневые, доминирующие интересы [6, c. 229].
В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.
Потребность быть и считаться взрослыми превращается в этот период в доминирующую.
Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщится к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения. Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности [6, c. 223−224].
Расхождение между стремлениями, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни в самостоятельную, общественно значимую, что находит, в частности, отражение в мечтах [11, c. 229].
Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку.
Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Поведение и деятельность во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.
Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения. Кроме того для подростка очень важна оценка окружающих. Она и формирует самооценку. Если оценка не только адекватная, но и поддерживающая, то формируется адекватная самооценка. Если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка.
Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более самостоятельным [6, c. 224−226].
Таким образом, для подросткового возраста характерны высокая познавательная активность, стремление в получении знаний, желание продемонстрировать свои способности. Также очень важно получить высокую оценку со стороны сверстников, от которой зачастую зависит оценка подростком себя. У подростков хорошо развито воображение, вследствие чего они охотно принимают участие в работе, которая носит творческий характер. Изучив психолого — педагогические особенности подросткового возраста, желательно использовать такие упражнения в обучении аудированию, которые будут не только творчески использовать иноязычный материал, но и способствовать интеллектуальному и эмоциональному самоутверждению ребенка.