Метод работы с конкретной ситуацией
Особенности обучения в ДО (большую часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно, последовательно самоопределяясь и выбирая необходимые для себя темы, а встречи с тьюторами ограничиваются кратковременными тьюториалами и воскресной школой) выдвигают на первый план необходимость поддержания у обучающихся мотивации на обучение. Покидая тьюториал, они должны почувствовать, что приобрели что-то… Читать ещё >
Метод работы с конкретной ситуацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В целом метод работы с конкретной ситуацией (кейс-метод) включает в себя использование всех его четырех взаимозависимых элементов (рис. 5.3):
- — текста конкретной ситуации,
- — мыслительной работы над сюжетом текста,
- — среды, в которой происходит деятельность,
- — рефлексии всего произошедшего.
Начиная работу с конкретной ситуацией, тьютор должен продумать все эти компоненты. Рассмотрим их подробнее.
Рис. 5.3. Обязательные компоненты метода конкретной ситуации
Текст для работы
Отметим несколько важных моментов, которые могут помочь тьютору в подборе необходимых текстов. Подобранная конкретная ситуация должна соответствовать целям тьюториала и обусловливаться предполагаемым типом работы на этом занятии. С этой точки зрения, целесообразно разделить способы подбора конкретной ситуации по виду решения поставленных задач — оперативных или стратегических. По этому признаку мы различаем ряд ситуаций.
1. Тьютору полезно иметь подборку конкретных ситуаций, предназначенных для решения сиюминутных задач. Работа над этими ситуациями диктуется как возможностями тьютора, так и возможностями группы и контекстом, сложившимся в процессе обучения в группе.
Рекомендации
В начале тьюториала, когда обучающиеся только начинают собираться, тем, кто уже пришел, можно предложить поработать над краткой конкретной ситуацией, в то время как каждый следующий приходящий обучающийся подключается к уже сложившейся группе.
Как-то в ходе тьюториала оказалось, что обучающиеся не готовы к обсуждению темы «групповые коммуникации». Пытаться объяснять это было уже бесполезно. Выход нашелся. Обучающимся была предложена конкретная ситуация, потребовавшая от них проведения «мозгового штурма». Затем в фазу рефлексии тьютор задал вопрос: «Каким образом вы только что взаимодействовали между собой'», «Как осуществлялась коммуникация в группе?» Отвечая на вопросы рефлексии, обучающиеся сами сформулировали все основные особенности темы «групповые коммуникации».
Еще один случай подтверждает необходимость иметь в запасе набор небольших конкретных ситуаций для разрешения проблем, возникающих на тьюториале: обучающиеся продемонстрировали непонимание взаимосвязи между различными темами курса. Изначально обсуждение этой темы не планировалось, однако понимание важности этого вопроса с точки зрения мотивации не позволило обойти его стороной. Прямо по ходу тьюториала был предложен текст конкретной ситуации, описывающей системный подход. Обсуждение этого текста помогло ликвидировать затруднение.
2. Инос значение имеют конкретные ситуации для отработки ключевых задач учебного курса. Речь идет не о краткосрочных и порой случайных задачах, а о заранее спроектированных мероприятиях тьюториала или других организационных формах учебного процесса в ДО.
У каждого тьютора по мере обретения опыта создается собственный «банк» любимых конкретных ситуаций, которые используются в соответствии с целями различных занятий. Поскольку тьютору придется проводить презентацию, ряд тьюториалов, воскресную школу и экзаменационный тьюториал, то для каждого элемента обучения необходимо подбирать свои ситуации.
Для проведения знакомства на презентации или демонстрации форм и методов работы на курсе лучше использовать специально подготовленные ситуации. Наиболее эффективны в этом случае ситуации Э-типа (эмоционального), «зажигающие» группу, создающие добрую и благожелательную атмосферу.
Для отработки сложных аналитических инструментов лучше готовить текст, содержащий технические трудности информативного характера. Хотя интересны и ситуации с элементами юмора.
Программа воскресной школы включает в себя ряд последовательных семинаров, исследующих несколько различных конкретных ситуаций.
3. Наиболее сложен подбор конкретных ситуаций для долгосрочной программы отработки навыков. Он предусматривает планирование комплскса дополняющих друг друга конкретных ситуаций или работу над одной, но крупной, развернутой конкретной ситуацией.
Это может быть аналитическая статья из книги, журнала, отчета о деятельности компании или другое, что содержит противоречивые сведения, пригодные для многоаспектного анализа. Для этого подходят описания (объемом до десяти страниц) фрагмента чьей-то жизни. Как правило, такой текст должен вызывать много вопросов.
Особенности обучения в ДО (большую часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно, последовательно самоопределяясь и выбирая необходимые для себя темы, а встречи с тьюторами ограничиваются кратковременными тьюториалами и воскресной школой) выдвигают на первый план необходимость поддержания у обучающихся мотивации на обучение. Покидая тьюториал, они должны почувствовать, что приобрели что-то важное, несомненно, полезное для себя и своей практики.
Этот эффект достигается лишь тогда, когда обучающийся может активно участвовать в эмоционально насыщенном обсуждении, решая достаточно сложную, бросающую вызов задачу. Поэтому лучше использовать ситуации, которые содержат в себе интеллектуальную или эмоциональную интригу. Эмоционально окрашенная работа над ситуациями оставляет у обучающихся яркое впечатление от занятий, хотя одного этого недостаточно для полноты эффекта от метода конкретной ситуации.