Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Заключение. 
Особенности коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ребенок в процессе своего развития учится понимать речь окружающих и обращаться к ним при помощи речи. Иными словами, у ребенка формируется речевое общение: он овладевает смысловой стороной речи (то есть умением обозначать при помощи языковых средств — лексики и грамматики — предметы и явления окружающего мира и их отношения) и звуковой стороной речи (т.е. умением узнавать и различать звуки… Читать ещё >

Заключение. Особенности коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ребенок в процессе своего развития учится понимать речь окружающих и обращаться к ним при помощи речи. Иными словами, у ребенка формируется речевое общение: он овладевает смысловой стороной речи (то есть умением обозначать при помощи языковых средств — лексики и грамматики — предметы и явления окружающего мира и их отношения) и звуковой стороной речи (т.е. умением узнавать и различать звуки и целостные звуковые комплексы, а также произносить звуки, соединять их в цепочки слогов, слов и сочетания слов). Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы.

Нарушение речи у детей с ЗПР в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема. Речь детей с ЗПР, как одна из наиболее сложноорганизованных психических функций, отличается от нормы: нарушения преимущественно имеют системный характер и входят в структуру общего дефекта. Отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи.

Целью нашей работы являлось определить оптимальные пути и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития с учетом имеющихся особенностей лексического компонента устной речи у данной категории детей:

  • 1. Недостаточный объем словаря по сравнению с нормой. Дети с задержкой психического развития гораздо чаще нормально развивающихся детей отвечают: «Не знаю».
  • 2. Преобладание в словаре детей с ЗПР обиходной лексики. Понятия, выражаемые имеющимися в их словаре словами, часто неполноценны — сужены, неточны, а часто даже ошибочны.
  • 3. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют наименования многих предметов, признаков и действий.
  • 4. Несформированность структуры семантических полей
  • 5. Такие особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, как трудности выделения существенных признаков предметов, дифференциации существенных и малозначимых признаков, сравнения предметов и выделения общего для группы предметов признака, являются основой многочисленных лексических ошибок при подборе обобщающего слова к различным группам предметов (отсутствие обобщающего слова, замена родового понятия функциональным определением, неадекватное использование родовых слов, замен родового термина видовым, данным во множественном числе, ситуативные обобщения).
  • 6. Разнообразные замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети с ЗПР не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Такие замены осуществляются из-за недифференцированности признаков, величины, высоты, ширины, формы, цвета.

В целом лексическая недостаточность у детей с ЗПР отчетливо проявляется во всех компонентах. Словарный запас детей данной категории отстает от возрастной нормы: выявляется незнание и неточное употребление значений многих слов. Отмечаются грубые ошибки, ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков, неумение употреблять значения слов, обозначающих общие и частные понятия и т. д. Затруднения проявляются в неточности употребления слов, в актуализации словаря, в несформированности звукослоговой структуры слова, в организации семантических полей.

В соответствии с этим были разработаны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с ЗПР, а также приведен разнообразный дидактический материал, который можно использовать в процессе работы. Можно надеяться, что предложенная последовательность работы и подобранные игры будут не только способствовать развитию лексического компонента речи у детей, но и помогут значительно обогатить словарный запас детей, развить у них наблюдательность над словами, пробудить интерес к языку и подготовить к успешному обучению в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой