Введение.
Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского
Процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Нам представляется актуальным провести изучение концепций семейного воспитания А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского и их возможного влияния на воспитание детей в семье. В ходе выполнения данной работы мы опирались… Читать ещё >
Введение. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Воспитание — часть социализирующего образования. Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Но детский сад и школа не могут ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Нам представляется актуальным провести изучение концепций семейного воспитания А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского и их возможного влияния на воспитание детей в семье.
Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.
В соответствии с вышесказанным в нашей работе мы поставили следующие задачи:
- 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать его формы по трудам А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского;
- 2. Отметить специфику семейного воспитания и определить его значение;
- 3. Рассмотреть методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского;
- 4. Дать рекомендации современным родителям, опираясь на труды педагогов-новаторов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально-психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.
В ходе выполнения данной работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Е. Ф. Сиваншинской, И. П. Подласого, П. И. Пидкасистого и др. На основе изученного материала автор разработал рекомендации для современных родителей. [см. Приложение].