Введение.
Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками
Одной из проблем, представляющих интерес в связи с разработкой психологических основ групповых форм учения, является сравнительная эффективность решения мыслительных задач в условиях индивидуальной и групповой работы. Описанные в литературе результаты исследований по этой проблеме получены в основном в экспериментах, проведенных со взрослыми. Сложнее — ситуация с младшими школьниками. Младшие… Читать ещё >
Введение. Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Статья посвящена одной из кардинальных проблем, находящихся на пересечении общей, социальной и педагогической психологии, — проблеме соотношения познания и общения. По мнению авторов статьи, эта проблема актуальна и имеет важные прикладные аспекты.
Вопросы, связанные с рациональной организацией совместной учебной работы с использованием на разных этапах учебного процесса общения между обучаемыми (в том числе осуществляемого в рамках определенных ролевых структур), привлекают все большее внимание педагогов и психологов. Так, в исследованиях В. В. Давыдова и А. К. Марковой становление индивидуальной деятельности обучаемых выступает как «интериоризации совместного осуществления деятельности», компоненты которой распределены между ее участниками. Построенная таким образом совместная учебная деятельность школьников не только приводит к эффективному формированию у них необходимых теоретических понятий и способов действия, но и способствует их психическому развитию, в особенности в том, что касается становления рефлексивной сферы деятельности.
Одной из проблем, представляющих интерес в связи с разработкой психологических основ групповых форм учения, является сравнительная эффективность решения мыслительных задач в условиях индивидуальной и групповой работы. Описанные в литературе результаты исследований по этой проблеме получены в основном в экспериментах, проведенных со взрослыми. Сложнее — ситуация с младшими школьниками. Младшие школьники при видимой легкости вербализации мысли на самом деле не всегда умеют сразу передать свой замысел; попытки же откорректировать речь в соответствии с ним приводят к грубым нарушениям ее плавности и общему ухудшению ее коммуникативных характеристик. Для диалога младших школьников характерны такие недостатки, как обилие высказываний с эгоцентрической направленностью, частое отсутствие ответных речевых действий, нечеткость выражений мыслей, слабая степень аргументированности высказываемых точек зрения и т. п.
Таким образом, совместное решение мыслительных задач младшими школьниками осуществляется на основе незрелых форм общения, находящихся в процессе становления, что не может не сказываться на результативности их деятельности.
Необходимо отметить, что и на сегодняшний день проблема рациональной организации совместной учебной работы с использованием общения между обучаемыми является актуальной.
Целью проведенного в статье исследования явилось выяснение сравнительной эффективности решения младшими школьниками мыслительных задач в условиях индивидуальной работы и совместной, причем организованной различным образом.
Объект исследования — процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования — индивидуальное и совместное решение мыслительных задач младшими школьниками.
Независимыми переменными в исследовании выступили формы организации учебной деятельности младших школьников: совместная и индивидуальная, зависимой переменной — эффективность решения мыслительных задач.
Исследование являлось однофакторным.
Общая гипотеза исследования: успешность решения младшими школьниками мыслительных задач в условиях совместной работы выше, чем в условиях индивидуальной работы.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
- 1. Претест. Целью данного этапа исследования явилось выяснение эффективности индивидуального решения испытуемыми мыслительных задач. С той целью использовался один из вариантов первого задания основного эксперимента. На основе результатов претеста были сформированы четыре группы испытуемых:
- — контрольная — 14 испытуемых;
- — группа индивидуальной работы (ИР) — 14 испытуемых;
- — первая группа совместной работы (СР-I) — 18 диад. В этой группе партнеры в каждой диаде несли равную ответственность за результаты работы оба могли предпринимать как исполнительские, так и управляющие (контрольные и инструктивные) действия, т. е. роли партнеров устанавливались здесь стихийно;
- — вторая группа совместной работы (СР-II) — 18 диад. В этой группе осуществлялась (применительно к рассматриваемым заданиям) внешняя регламентация ролей, она обеспечивалась с помощью соответствующей дополнительной инструкции и контроля экспериментатора за ее соблюдением.
Все группы были уравнены по среднему значению обобщенного показателя эффективности решения мыслительных задач и по соотношению количества учащихся, показавший высокий, средний и низкий уровень эффективности решения.
- 2. Основной этап. На этом этапе эксперимента учащиеся экспериментальных групп выполняли четыре вида задания.
- 3. Посттест. Испытуемые всех групп индивидуально решали задачи, аналогичные использованным в претесте.