Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Фонд оценочных средств по педагогическим направлениям подготовки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленные в статье оценочные средства и критерии оценивания используются в учебном процессе Соликамского государственного педагогического института (филиала) как для оценивания преподавателем сформированности компетенций у студентов педагогических направлений, так и при организации процедур самооценки (самоанализа) и взаимооценки. Опрос студентов показывает, что они видят необходимость… Читать ещё >

Фонд оценочных средств по педагогическим направлениям подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование фонда оценочных средств (ФОС) является обязательным требованием. В статье описаны виды возможных оценочных для этапов формирования компетенций (знания, умения, опыт деятельности). Наряду с оценкой преподавателя может быть использована самооценка и взаимооценка компетенций студентами. Приведены варианты критериев оценивания и примерные шкалы оценивания.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, компетенции, критерии и показатели оценивания Фонд оценочных средств (ФОС) создается в соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся. ФГОС ориентируют образовательные организации на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать и корректировать процесс обучения. ФОС обычно определяется как комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т. е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).

В настоящее время активно ведется поиск средств оценивания уровней сформированности компетенций. Наиболее распространенным является подход выделения критериев и показателей для оценивания и подбора для каждого показателя оценочных средств. Подробно этот подход описан в коллективной монографии ученых РГПУ им. А. И. Герцена [1].

Оценка сформированности компетенций осуществляется посредством различных видов оценочных средств, которые представляют собой описание контрольных заданий, а также форм и процедур их использования с целью выявления качества освоения обучающимися учебного материала, сформированности компетенций. В данной публикации остановимся на видах оценочных средств, сгруппированных по этапам формирования компетенций и показателях и критериях оценивания. Также рассмотрим возможность использования процедур самооценки и взаимооценки.

В соответствии с п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1367 выделяется 3 этапа формирования компетенций: знания (категория «Знать»), умения (категория «Уметь»), навыки и (или) опыт деятельности (категория «Владеть») [3].

1. Знания (категория «Знать»). Обучающийся знает теоретический материал, относящийся к данной компетенции (в том числе знает правила, последовательность, алгоритм выполнения действий, умений). А так же может его воспроизвести (с разной степенью точности), ответить на уточняющие вопросы.

К оценочным средствам первого этапа можно отнести: тестовые задания, устный или письменный опрос, коллоквиум, собеседование по теоретическому материалу, зачет и экзамен, интернет-экзамен, предполагающие такую часть, как воспроизведение (изложение) теоретического материала по дисциплине. В таблице 1 отражены примерные критерии оценивания устного ответа (сформированности компетенции на этапе «Знания»).

Таблица 1 Критерии оценки устного ответа.

Критерии оценки ответа на вопрос.

Баллы.

1. Правильность и четкость ответа; отсутствие ошибок, оговорок, грамотность речи.

2. Полнота ответа: знание определений понятий, основных положений, рассмотрение различных точек зрения (если вопрос предполагает, характеристика концепций (положений) разных авторов), раскрытие содержания вопроса, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Собственный анализ и оценка излагаемого материала (если вопрос предполагает, сопоставление концепций (положений) разных авторов), примеры, раскрытие возможных противоречий, проблем, их оценка, формулирование выводов.

4. Правильность ответов на дополнительные вопросы.

2. Умения (категория «Уметь»). Обучающийся демонстрирует умения (с различной степенью самостоятельности), относящиеся к данной компетенции.

К оценочным средствам второго этапа можно отнести решение задач, практических ситуаций, кейсы, коллоквиум, зачет, экзамен, предполагающих демонстрацию обучающимися умений, выполнение практических, лабораторных, самостоятельных работ (их защита или сдача преподавателю), выступление на семинарах, подготовка рефератов, эссе, проектов, микропреподавание, моделирование и т. д. Тесты, интернет-экзамен, предполагающие не простое воспроизведение знаний, но и выполнение действий, например решение задачи и др. Работа может выполняться индивидуально или в группе.

В таблице 2 описаны Примерные критерии и показатели оценивания сформированности компетенции на этапе «Умения». В таблице 3 — критерии оценки учебных действий студентов по решению учебно-профессиональных задач (педагогических ситуаций) на практических (семинарских) занятиях.

Таблица 2 Примерные критерии и показатели оценивания сформированности компетенции на этапе «Умения».

Критерии.

Показатели.

Баллы.

Степень самостоятельности выполнения действия (умения).

Свободно применяет умение (выполняет действие) на практике, в различных ситуациях.

Применяет умение (выполняет действие) на практике, возможны не значительные ошибки, которые студент сам исправляет.

Применяет умение (выполняет действие) в знакомой ситуации (по алгоритму, с опорой на подсказки преподавателя).

Испытывает значительные затруднения при применении умений (выполнении действий).

Осознанность выполнения действия (умения).

Свободно комментирует выполняемые действия (умения), отвечает на вопросы преподавателя.

В комментариях выполняемых действий имеются не значительные пропуски, не грубые ошибки, могут быть не большие затруднения при ответах ан вопросы преподавателя.

Затрудняется прокомментировать выполненные действия (умения) и/или допускает грубые ошибки, затрудняются отвечать на вопросы преподавателя.

Выполнение действия (умения) в незнакомой ситуации.

Способен применять умение (действие) в незнакомой ситуации, выполнять задания творческого уровня.

Применяет, но не уверенно. Не всегда самостоятельно видит возможность этого.

Не может применять умения (действия) в незнакомо ситуации.

Таблица 3 Критерии оценки учебных действий студентов по решению учебно-профессиональных задач (педагогических ситуаций) на практических (семинарских) занятиях.

Показатели ответа студента.

Баллы.

Самостоятельно и правильно решает учебно-профессиональную задачу, аргументирует предлагаемое решение. Демонстрирует культуру речи, использует научную и профессиональную терминологию.

Самостоятельно и в основном правильно решает учебно-профессиональную задачу, аргументирует предлагаемое решение. В основном демонстрирует культуру речи, использует научную и профессиональную терминологию. Могут наблюдаться незначительные оговорки.

В основном решает учебно-профессиональную задачу, пи этом допускает несущественные ошибки. Решение не достаточно аргументировано. Имеются несущественные ошибки в используемой терминологии.

В основном решает учебно-профессиональную задачу, при этом допускает несущественные ошибки. Решение мало аргументировано.

Не решает учебно-профессиональную задачу или решает с грубыми ошибками.

3. Навыки и (или) опыт деятельности (категория «Владеть»). Владение знаниями и умениями, как готовность самостоятельного применения их, демонстрировать, осуществлять деятельность в различных ситуациях, относящихся к данной компетенции. Обучающийся осуществляет (демонстрирует) деятельность (способы деятельности). Способен отбирать и интегрировать имеющиеся знания и умения исходя из поставленной цели, проводить самоанализ и самооценку.

К средствам оценивания третьего этапа можно отнести:

  • — выполнение и защиту итогового проекта, работы (комплексного характера);
  • — зачет, экзамен, предполагающиерешение практической ситуации;
  • — презентация и защита портфолио;
  • — участие в конкурсах профессионально-ориентированных работ различных уровней;
  • — подготовка и защита курсовой и выпускной квалификационной работы;
  • — демонстрация умений в период практики; выполнение и защита отчета и документов по производственной практике;
  • — другие виды работ и заданий, предполагающие интегрированный (и/или комплексный) характер и позволяющие обучающимся продемонстрировать наибольшее количество компетенций.

Очевидно, что оценочные средства для третьего этапа будет оценивать и первые два.

В таблице 4 представлены примерные показатели и критерии оценки содержания итоговой работы, комплексной работы, реферата. В таблице 5 -критерии оценивания защиты проекта (кейса и др.).

Таблица 4 Примерные показатели и критерии оценки содержания итоговой работы, комплексной работы, реферата.

Наименование.

Баллы.

Обоснование актуальности темы, правильность выделения цели и задач.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Количество источников (если реферат не предполагает иного, на 1 страницу текста 1 источник). Полнота использования источников (наличие источников за 5 лет, если реферат не предполагает иного), грамотность их анализа, наличие ссылок.

Грамотность оформления реферата, соответствие требованиям.

Процент собственного текста при проверке на сайте «Антплагиат» не менее 55%, с заимствованием из одного источника (при наличии необходимых ссылок) не более 15%.

Таблица 5 Критерии оценивания защиты проекта (кейса и др.).

Критерии.

Показатели.

Баллы, 0; 0,5; 1.

Компетентность докладчика.

Владение содержанием работы.

Глубина раскрытия темы.

Достоверность выводов и результатов.

Доля собственного текста (нижний процент собственного текста (ниже 55%), после которого работа вообще не рассматривается, определяется ведущим преподавателем с учетом особенностей работы). Рекомендуемый % собственного текста не ниже 55% при наличии ссылок.

Креативность.

Интерпретация материала. Оценка собственной работы, достижений.

Решение проблемных ситуаций.

Коммуникативность.

Грамотно выстроено выступление. Грамотность речи.

Четко сформулированные ответы на вопросы.

Использование презентационных материалов.

Презентационные материалы оформлены грамотно.

Презентационные материалы встроены в выступление с оптимальным распределением времени.

Критерии выставления баллов.

  • 0 — не прослеживается
  • 0,5 — прослеживается не четко
  • 1 — прослеживается

Критерии и показатели оценивания могут использоваться на разных этапах, при необходимости преподаватель может их корректировать исходя из особенностей содержания и оцениваемых компетенций.

При выборе оценочного средства для третьего этапа преподаватель руководствуется тем, чтобы обучающиеся в процессе выполнения задания (проекта, работы), его презентации и/или защиты смогли продемонстрировать наибольшее количество компетенций. Это требование доводится до обучающихся на этапе выдачи им заданий (на первом занятии по дисциплине). Именно на основании этого требования обучающийся планирует свою работу, отбирает фактический материал, формы, приемы и др. Оценки компетенций преподавателем становится недостаточно. Полезной с позиции осознанного использования приобретенных знаний и умений становится самооценка (самоанализ) (таблица 6) и взаимооценка (таблица 7) компетенций обучающимися. Способность к самооценке — необходимое условие и признак компетентности в данной области. Обучающийся, не способный оценить свои знания и умения или оценивающий их необъективно, не может считаться компетентным. Перед образовательным учреждением стоит задача: формировать умение самооценки и взаимооценки. Немаловажной становится оценка представителя работодателя — наставника-консультанта базы практики.

Элементами входного (диагностического) и итогового (промежуточного) контроля по дисциплине (практике) является самоанализ овладения компетенциями.

Таблица 6 Таблица для самоанализа овладения компетенциями в рамках дисциплины.

Компетенции.

Описание видов деятельности, которыми студент владеет (самооценка), на материале дисциплины.

Оценка владения компетенцией.

(0−4 б.).

Задачи для профессионального самосовершенствования.

Пример заполнения.

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).

Владею содержанием школьного курса математики базового и профильного уровней, вузовского курса математики, умею составлять календарно-тематический план, конструировать конспекты уроков по предмету, в период педагогической практики проводил уроки в 9 классе. Проводил занятие курса по выбору в 9 классе. Знаю требования и особенности содержания, приемов работы на элективных курсах, знаю особенности работы с учащимися профильных классов.

Думаю, что могу оценить владение между 3 и 4, так как имею опыт работы в качестве учителя математики (в период практики), но на настоящее время еще не проводил занятия элективного курса.

Необходимо разработать программу элективного курса или курса по выбору в соответствии с требованием к ним. В период практики на 4 курсе посетить и провести самостоятельно 1−2 занятия элективного курса или курса по выбору по предмету (возможно кому-то из студентов удастся связать программу и занятия с курсовой работой и/или ВКР).

Рекомендации студенту по заполнению таблицы 6.

В столбце 2 необходимо указать виды деятельности или знания, входящие в данную компетенцию, которыми Вы владеете. Можно использовать глаголы: знаю, могу, способен, готов и т. д.

В столбце 3 студент сам оценивает уровень владения каждой компетенцией, используя следующие критерии:

  • 0 — не владею;
  • 1 — имею необходимые знания;
  • 2 — владею необходимыми умениями;
  • 3 — думаю, что владею компетенцией, но опыта деятельности не имею;
  • 4 — владею, имею опыт деятельности в соответствии с данной компетенцией

В столбце 4 задачи ставятся исходя из того, чем студент на настоящее время еще не владеет или владеет в недостаточной мере. Можно использовать глаголы: необходимо, продолжить работу, овладеть и др.

Таблица 7 Анализ овладения компетенциями по итогам участия в студенческом конкурсе профессионально-ориентированных работ.

Компетенции.

Продемонстрировал ли компетенцию докладчик, аргументировать (за счет чего, как).

Демонстрирую (и/ или приобретаю) ли компетенцию я при выполнении данного вида работы (за счет чего, как).

Рекомендации студенту по заполнению таблицы.

Перечисляются все компетенции, формирование которых предусмотрено программой дисциплины.

Необходимо указать виды деятельности или знания, входящие в данную компетенцию, которые продемонстрировал выступающий. Можно использовать глаголы: знает, может, способен, готов, продемонстрировал, показал, проанализировал и т. д.

Даем самоанализ.

Примерные показатели оценивания работы студента по самооценке, самоанализу и взаимооценке компетенций приведены в таблице 8.

Таблица 8 Примерные показатели и критерии оценивания работы студента по самооценке, самоанализу и взаимооценке компетенций.

Показатели.

Баллы.

Студент четко называет виды деятельности (относящиеся к данной компетенции), которыми владеет. Делается акцент на изучаемую дисциплину или демонстрирует возможность использования ее содержания в профессиональной деятельности.

Видна динамика между заполнением таблицы по самооценке компетенций на первом занятии по дисциплине и последнем.

Четко и конкретно сформулированы задачи профессионального самосовершенствования.

Сформулированы ожидания от изучения дисциплины.

Прослеживается соответствие между описанными видами деятельности, выставленной оценкой и сформулированными задачами самосовершенствования (столбцы 2, 3, 4).

Представленные в статье оценочные средства и критерии оценивания используются в учебном процессе Соликамского государственного педагогического института (филиала) как для оценивания преподавателем сформированности компетенций у студентов педагогических направлений, так и при организации процедур самооценки (самоанализа) и взаимооценки. Опрос студентов показывает, что они видят необходимость и значимость самооценки и взаимооценки для формирования профессиональных компетенций.

  • 1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовской и проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 392 с.
  • 2. Контрольно-оценочные средства как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся [Текст]: Материалы II педагогической научно-практической конференции «Грани сотрудничества» (21 марта 2013 года) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Н. В. Коньковой, Т. А. Палагута. — Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2013. — 105 с.
  • 3. Приказ № 1367 от 19.12.2013 г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175 362
  • 4. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения / сост. Е. И. Сафонова. — М.: РГГУ, 2013. — 75 с.
  • 5. Рябова Н. В., Наумова Т. А. Создание фонда оценочных средств для контроля качества подготовки [Текст] // Гуманизация образования — 2014. — № 4. — С. 72−78.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой