Введение.
Общественная поддержка детей группы риска на базе социального учреждения
Анализируя вышеизложенный материал, сегодня, как никогда в современном обществе актуальным становится создание социальных центров помощи семье и детям, осуществляющих меры по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т. е… Читать ещё >
Введение. Общественная поддержка детей группы риска на базе социального учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко
Эти слова к своей дипломной работе великого педагога Антона Семеновича Макаренко как нельзя лучше раскрывают важность выбранной мною темы. Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова… К сожалению, не всегда радость и счастье становятся спутниками его жизни. Зачастую масса неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. И вот он уже не обаятельный и милый малыш, а «трудный ребенок» из группы риска. Как в обществе с высочайшим уровнем образованности, вековой традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномены «трудный ребенка», «дети группы риска» приобрели масштаб национального явления? Почему советская, а потом и российская семья в новейших социальных условиях стремительно ослабила свою способность удерживать ребенка в системе собственных отношений?
Проанализируем беспристрастные цифры статистики. По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10% соответствующего контингента) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковой преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло 600 тыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5−9 лет; в стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в 60 тыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.
Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками — на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них — дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% «несовершеннолетней» преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии. Можно ли после этих фактов говорить о «сухости» цифр? Это крик о помощи, призыв детей обратить на себя внимание, если уж не родителей, которые в большинстве своем испытывают на себе последствия системного кризиса в России (резкое подорожание жизни, скачок безработицы, а в результате — социальная дезориентация), а это, как следствие, приводит к пополнению популяции «детей группы риска», то специалистов социальных институтов, призванных прийти на помощь оказавшимися в трудной жизненной ситуации детям, подросткам, молодежи.
Анализируя вышеизложенный материал, сегодня, как никогда в современном обществе актуальным становится создание социальных центров помощи семье и детям, осуществляющих меры по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т. е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.
Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, на которые ложится вся тяжесть работы.
По осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т. е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.
Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы «Социальная работа с детьми группы риска в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» .
Объект исследования: социально — педагогическая работа с детьми группы риска центра социальной помощи семье и детям.
Предмет исследования: содержание деятельности по социально — педагогической поддержки детей группы риска.
Цель исследования: определить и выявить специфику социально-педагогической работы с детьми группы риска в учреждение социальной помощи семье и детям.
Для достижение цели исследования определены следующие задачи:
- 1. Рассмотреть понятие и типологию детей группы риска, основные причины и особенности;
- 2. Охарактеризовать сущность и содержание социальнопедагогической поддержки как технологии работы социального педагога;
- 3. Выделить специфику форм и методов социально — педагогической поддержки детей группы риска;
- 4. Разработать программу деятельности по социально-педагогической поддержки детей группы риска;
- 5. Познакомиться со спецификой работы центра социальной помощи семье и детям «Кардея».
База исследования: опыт работы центра социальной помощи семьи и детям «Кардея».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, наблюдение, беседы, работа с картотекой, тестирование.