Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата
Мониторинг воспитательного процесса — последовательное и постоянное прослеживание характеристик воспитанности детей в процессе их взросления и духовного развития, фиксируемое на бумаге в виде четких количественных данных. Эти данные, разумеется, условны, но сопоставление выявляемых характеристик и позволяет обнаружить складывающуюся тенденцию воспитанности детей. Мониторинг полезен для… Читать ещё >
Рабочие диагностики в оценке воспитательного результата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогическое диагностирование — это тонкое исследование социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, осуществляемое путем специально разработанных методик как в контексте естественно протекающей жизни ребенка, так и в лабораторных условиях.
Изучение характеристик воспитательного результата, т. е. воспитанности детей, по ходу воспитательного процесса совершенно обязательно, это позволяет успеть вовремя внести педагогический корректив в работу с детьми, чтобы поддерживать позитивное развитие детей либо изменить вектор развития при негативном его направлении.
Прежде всего, такое назначение хорошо выполняет педагогическое наблюдение профессионала. Оно проводится в естественных условиях повседневной жизни ребенка, незаметно для него самого, поэтому не ставит его в позицию испытуемого, позволяет ребенку свободно проявлять свои отношения, выстраивать деятельность и поведение в согласии с действительными отношениями. Педагог замечает неустойчивость формируемого отношения, прослеживает тенденции его развития и может наблюдать сильное влияние какого-то фактора на изменения в поведении ребенка.
Длительность повседневного наблюдения предоставляет педагогу возможность фиксировать и временные отклонения в поведении ребенка, и его успехи в овладении социальными нормами, отмечать качественные характеристики предметной деятельности, воспринимать проявления духовной работы личности ребенка. Внешние проявления как показатели воспитанности обобщаются профессиональным сознанием, служат материалом для педагогических выводов. Педагог-мастер, благодаря наблюдению, всегда хорошо знает своих воспитанников.
Приоритет педагогического наблюдения перед другими способами диагностирования характера развитости детей неоспорим. Однако важно учитывать следующее:
- • педагоги наблюдают отношение — не действие; это означает, что внимание распространяется на все формы проявленных отношений: рациональную, эмоциональную, практически-действенную;
- • педагоги наблюдают ребенка в условиях свободного выбора — вне пределов внешнего давления, когда воля человека либо жесткие обстоятельства диктуют инвариант поведения;
- • педагоги наблюдают не частные отношения к отдельным конкретным объектам окружающей среды, а ценностные отношения: отношения к ценности извлекают из совокупности самых разных конкретных эпизодов, ситуаций, событий и разных, но по сути своей единых, поведенческих актов — такие извлечения позволяют педагогу делать диагностические выводы;
- • педагогические наблюдения не лишены количественных характеристик, оформляются в виде поведенческого среза, фиксирующего количественные соотношения поведенческих выборов — «вчера — сегодня», «было — стало»;
- • два объекта наблюдения педагога: первый — поведение детей в ситуации и обстоятельствах, второй — фактор влияния на данное поведение: что именно преобразует поведение и содействует новообразованиям.
Факты накоплялись, и когда их собиралось достаточно для данного вывода — довольно было ничтожного толчка, чтобы запутанное до того времени положение вещей освещалось сразу, с готовыми уже выводами[1].
Педагогическое наблюдение всегда двухфункционально: оно диагностическое, ибо фиксирует характер воспитанности детей, оно методическое, ибо производит оценку методик и поиск новых методик.
Педагогическое наблюдение — это фиксирование в естественной ситуации поведенческих показателей у детей, свидетельствующих о проживании детьми определенного ценностного отношения к окружающей реальности. Разумеется, внешние показатели не могут служить критериями педагогической оценки, но, многочисленные и обобщенные, позволяют обнаружить общий объект реального отношения в качестве существенного признака — он и свидетельствует об определенном отношении к определенному объекту реальной жизни школьника.
Показатели — лишь внешнее проявление внутреннего отношения. При необученности, неопытности, недовоспитанности или при особом самочувствии школьника его поведение бывает неадекватно внутреннему (рацио-, эмоцио-) отношению. К тому же одни и те же показатели могут свидетельствовать о проявлении разных отношений. Поэтому наблюдение не гарантирует точных характеристик. Впрочем, почти в такой же мере не имеют гарантии и специальные диагностики лабораторного порядка.
Зафиксированное (полезно сохранять материалы до января, а новые январские материалы — до мая, чтобы иметь возможность производить сравнение) и обобщенное многоразовое наблюдение позволяет за повторяющимися показателями обнаружить сущностный признак.
Сущностным является отношение к ценностному объекту. При обобщении показателей поведения детей можно заметить, что множество показателей (позитивных или негативных) отражают некоторое отношение к вполне определенному одному и тому же объекту — это отношение и есть сущностный признак характеристики детей.
Допустим, педагог постоянно наблюдает агрессию детей друг к другу, настороженность кучителям, готовность высмеять слабого человека, невнимательность и отсутствия интереса к речи ученика… Педагог делает вывод о низкой мере ценностного отношения к Человеку. Теперь, просматривая программу воспитания, он может ввести коррективы для усиления планируемого влияния на формирование у детей отношения к Человеку как феноменальному явлению мира и жизни.
Выше мы уже говорили об особой роли игры как разновидности деятельности. И теперь в рассмотрении вопроса профессионального оценивания воспитательного результата мы вновь встречаемся со специфической ролью игры.
Игра — замечательное средство диагностики воспитанности детей при включенном педагогическом наблюдении. Наделенный игровой ролью, ребенок свободно выстраивает свое поведение согласно фабуле игры, но сюжетная линия игры зависит от ее участников, и каждому ребенку предоставляется право на свою реакцию в игровом эпизоде. Когда играющий производит выбор, то это его личностный выбор и более ничей, и данный выбор отражает то, что созидает личностное «Я» ребенка, что заложено в сознании ребенка. Потому внимательный профессиональный взгляд, помимо веселого развертывания событий, видит в игре «отношение»: оно выявляется невольно, оно проявляется в определенных действиях, оно декларируется в диалогах персонажей игры, оно пластически очерчивается и решительно раскрывает себя, когда персонажу необходимо сделать выбор.
Если социально-психологические игры проводятся в группе регулярно, то педагог обретает возможность иметь довольно богатый материал для анализа и профессионального прослеживания результатов своей работы.
Преимущества педагогического наблюдения теряют силу, как только появляется нужда в жесткой фиксации характеристик детей, определении тенденции развития, а значит в количественных данных. В этом случае педагогу окажут услугу специально разработанные и проверенные на практике так называемые рабочие диагностики.
Рабочие диагностики — это методики, воспроизводимые педагогом в процессе его работы с детьми, вмонтированные в систему воспитания в качестве проверки собственных педагогических впечатлений, уточнения отмеченных характеристик детей путем наблюдения, выявления характеристик, которые не поддаются внешнему наблюдению, а также получению новых данных для четкого прослеживания меры успешности социально-психологического развития детей.
Рабочие диагностики отличаются от исследовательских диагностик тем, что они просты, легки, изящны, лаконичны, интересны для детей, не требуют временных затрат, доступны каждому педагогу. Рабочие диагностики мобильны и могут быть проведены в любой момент при любой ситуации по мере необходимости.
Предложив детям, скажем, недописанный тезис или анкету, рисунок ТАТ либо методику фантастического выбора, ранжирование либо альтернативный выбор (эти методики[2] способствуют выявлению ценностных предпочтений), педагог производит математический обсчет и фиксирует полученные цифровые данные, хотя еще раз повторим, что в отдельности своей цифры эти не могут свидетельствовать о степени воспитанности. Через какой-то период (месяц, семестр, год, пять лет) повторно воспроизводится та же методика. Педагог получает новые данные. Сопоставив их, он обнаруживает некоторую направленность духовного изменения: кривая графика показывает увеличение предпочтений или же количественное снижение ценностного выбора. Полученная картина указывает педагогу на необходимые коррективы в профессиональной работе с детьми.
Методики диагностирования всегда служат методиками проверки педагогических характеристик воспитанности детей, полученных в ходе педагогического наблюдения. Скажем, если беспокойство педагога по поводу грубых манер воспитанников не подкрепляется педагогической версией причин такой грубости, тогда педагог обращается к ряду специальных методик (например, «альтернативный тезис», «ранжирование», «тест-рисунок»), поставив детей в позицию умозрительного свободного выбора. Проанализировав произведенный выбор, педагог либо утверждается в выводе проведенного наблюдения, либо выявляет другую причину этого низкого проявления.
Рабочую диагностику как метод проверки профессиональных впечатлений может создавать и педагог-практик, потому что главное в создании диагностирования выделено теорией. Здесь главным является постановка ребенка в ситуацию свободного выбора, умозрительного либо практически-действенного. Если конструировать для детей ситуации, в которых они могут свободно изъявлять свою волю, то открывается возможность воочию «увидеть» ценностные предпочтения детей, а далее — их аксиологически интерпретировать и обозначать перспективное движение таких предпочтений.
При создании рабочих диагностик опорой служит условное разделение их на три группы:
- 1) рациональный выбор детей, производимый ими разумом в ходе осмысления;
- 2) эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации;
- 3) деятельный выбор как описание либо свершение конкретного действия в предложенной ситуации.
Предложим схему такого решения, приведя примеры известных форм рабочих методик (рис. 16).
Рис. 16. Рабочая классификация педагогических диагностик
Создание множества рабочих методик открывает путь мониторингу воспитательного процесса.
Мониторинг воспитательного процесса — последовательное и постоянное прослеживание характеристик воспитанности детей в процессе их взросления и духовного развития, фиксируемое на бумаге в виде четких количественных данных. Эти данные, разумеется, условны, но сопоставление выявляемых характеристик и позволяет обнаружить складывающуюся тенденцию воспитанности детей. Мониторинг полезен для профессионала лишь тем, что позволяет произвести сопоставление картины «вчера» и картины «сегодня». Педагогическое наблюдение не удерживает в памяти впечатлений прошлого, время стирает четкость полученных характеристик. Назначение мониторинга именно в том, чтобы иметь более точные показатели для последующего сопоставления.
Общая удовлетворяющая педагога картина воспитательного результата, вычерченная в мониторинге, — это кривая, устремленная вверх. Обратный вариант свидетельствует о неуспешности воспитательного процесса либо о его полном отсутствии в образовательном заведении.