Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Особенности реализации принципа интерактивности в электронном обучении средствами учебных семинаров LMS Moodle

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, методика организации электронного семинара в LMS MOODLE является эффективной. Проведенный семинар позволил учащимся более подробно познакомиться с компетенциями преподавателя, расширить представления о портрете преподавателя электронного обучения. На наш взгляд, использование элемента семинара в LMS MOODLE позволяет реализовать принцип интерактивности электронного обучения… Читать ещё >

Особенности реализации принципа интерактивности в электронном обучении средствами учебных семинаров LMS Moodle (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной статье рассматривается проблема реализации принципа интерактивности в электронном обучении, а также ее решение с помощью электронного интерактивного семинара. Описана методика организации семинара в рамках LMS MOODLE. В соответствии с описанной методикой был проведен педагогический эксперимент по проверке эффективности методики на примере темы «Портрет преподавателя дистанционного обучения».

Ключевые слова: Интерактивное обучение, методика, организация семинара, семинар, электронное обучение, электронный курс, элементы курса.

This article deals with the problem of interactivity in e-learning, and its solution using an electronic seminar. A technique for organizing a seminar in the framework of LMS MOODLE. In accordance with the procedure described pedagogical experiment to test the effectiveness of a technique was carried out on the example of the theme «Portrait of a teacher distance learning».

Keywords: e-learning, e-learning course, elements of the course, LMS MOODLE, methods, online training, organization of the seminar.

В числе проблем, связанных с формированием человеческого капитала, ресурсами образовательных систем существенную позицию занимает вопрос о современных технологических средствах и их значимости в учебно-образовательном процессе. Сегодня человек должен не только владеть неким объемом знаний, но и обладать умением учиться, искать и находить важную информацию, использовать различные источники информации для решения возникающих проблем, постоянно расширять свои компетенции [1, с. 332].

Одной из современных мировых тенденций, направленных на решение противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, является электронное обучение, позволяющее университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги. Электронное обучение — перспективный вид обучения, который обеспечивает оперативный доступ к ресурсам и услугам, обмену ими и продуктивной совместной работе участников образовательного процесса.

Необходимость внедрения электронного обучения в российскую систему образования обусловлено следующими обстоятельствами:

  • · значительная территория, большое количество населения, проживающего в малых городах и сельских поселениях;
  • · применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов [2].

В процессе электронного обучения необходимо эффективно использовать многоуровневость, многоаспектность, свойственные новым технологиям, возможность нелинейного структурирования материала в виде гипертекстов, гипермедиа, самых различных распределенных баз, банков данных и знаний. Все это необходимо комбинировать с уникальными свойствами интерактивности, поскольку интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением [3, с. 32].

Основным средством электронного обучения является электронный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые навыки и умения. Остальные средства, используемые в электронном обучении, обычно применяются совместно с электронными курсами. Отдельное их использование значительно снижает эффективность обучения [4, 5].

Наиболее широкое распространение в электронном курсе получили следующие элементы контроля: тест, чат, форум, семинар, вики, глоссарий, опрос. Данные элементы отличаются от других ресурсов своей интерактивностью [6 с. 329]. интерактивнось электронное обучение семинар Обучение в соответствие с современными требованиями должно развивать у учащихся самостоятельность принятия решения; командное взаимодействие, умение интерактивно взаимодействовать с объектом изучения, способность креативно мыслить, решать возникающие проблемы нестандартно, а также, что немаловажно, развивать критическое, аналитическое мышление, способность анализировать любую информацию. Все эти качества развиваются в учебном семинаре.

Анализ литературы показал, что семинар — один из наиболее сложных видов педагогического действия, и техническая реализация его в электронном обучения довольно трудоемка и сложна, кроме того, отсутствуют методики использования электронных семинаров в учебном процессе, что обусловило проблему нашего исследования.

Исследование проводилось на базе образовательного портала Магнитогорского государственного технического университета, где размещаются электронные курсы по всем дисциплинам направлений подготовки. Платформой образовательного портала вуза является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда — MOODLE, позволяющая размещать различные интерактивные элементы и ресурсы внутри электронных курсов: семинар, лекции, форумы, тесты и др.

Для сравнительного анализа элементов контроля LMS MOODLE (см. Таблица 1) нами были выбраны следующие критерии:

  • · функциональность — возможности элементов курса.
  • · интерактивность — степень взаимодействия пользователя с элементом курса (высокая — 3 балла; средняя — 2 балла; низкая — 1; отсутствует — 0 баллов).
  • · поддержка видов контроля — в каком виде проверки знаний можно использовать — предварительный; текущий; рубежный, итоговый (полностью — 3 балла; частично — 2 балла; не поддерживает — 0 баллов).
  • · формы использования — виды учебной деятельности: аудиторная работа, самостоятельная работа, групповая работа, контрольная работа, зачет, on-line консультации (полностью — 3 балла; частично — 2 балла; не поддерживает — 0 баллов).
  • · объективность оценки — непредвзятость оценки, отсутствие таких субъективных моментов, как неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя (полностью — 3 балла; частично — 2 балла; не поддерживает — 0 баллов).
  • · гуманизация оценки — реализуется через очеловечивание системы контроля знаний, умений, навыков посредством общественных отношений, коллективной оценки (полностью — 3 балла; частично — 2 балла; не поддерживает — 0 баллов).
  • · возможность оценки компетенций — возможность оценки творческого уровня освоение знаний, умений, навыков (полностью — 3 балла; частично — 2 балла; не поддерживает — 0 баллов).
  • · надежность — отражает точность, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов оценивания при повторных предъявлениях (высокая — 3 балла; средняя — 2 балла; низкая — 1; отсутствует — 0 баллов).

Таблица 1 — Сравнительный анализ элементов контроля в LMS MOODLE.

Название элемента курса.

Критерии сравнения.

Функциональность.

Интерактивность.

Поддержка видов контроля.

Формы использования.

Объективность оценки.

Гуманизация оценки.

Возможность оценки компетенций.

Надежность.

Итог (в баллах).

Тест.

· создание наборов вопросов разных типов.

Высокая (3).

Полностью (3).

Частично (2).

Частично (2).

Отсутствует (0).

Частично (2).

Низкая (1).

Чат.

  • · проведение веб-конференций в режиме реального времени
  • · проведение онлайновых консультаций студентов с преподавателями

Средняя (2).

Частично (2).

Частично (2).

Отсутствует (0).

Частично (2).

Частично (2).

Низкая (1).

Форум.

· учебное обсуждение различных вопросов.

Низкая.

(1).

Частично (2).

Частично (2).

Отсутствует (0).

Частично.

(2).

Частично (2).

Низкая (1).

Семинар

· оценивать проекты друг друга разными способами.

Высокая (3).

Полностью (3).

Частично (2).

Частично.

(3).

Полностью (3).

Полностью (3).

Высокая.

(3).

Глоссарий.

· создание и редактировать список определений каких-либо терминов.

Низкая (1).

Частично (2).

Частично (2).

Отсутствует (0).

Частично (2).

Частично (2).

Средняя (2).

Опрос.

· создание вопросов с несколькими вариантами ответов с целью стимулировать обсуждение какой-либо темы, проголосовать по какому-либо вопросу.

Средняя.

(2).

Полностью (3).

Частично (2).

Отсутствует (0).

Отсутствует (0).

Частично (2).

Высокая (3).

В ходе сравнительного анализа было выявлено, что элемент семинар имеет один из самых высоких уровней интерактивности и соответствует всем выделенным критериям. Вследствие этого, семинар был выбран для дальнейшего исследования.

Поскольку анализ психолого-педагогической, научной литературы показал отсутствие методик использования семинаров LMS MOODLE в учебном процессе, для продолжения исследования была предложена методика организации семинара в рамках LMS MOODLE, представленная в таблице 2.

Таблица 2 — Методическая модель организации семинара в рамках LMS MOODLE.

Педагогический подход.

Личностно-ориентированный подход.

Принципы семинарского занятия.

  • · Принцип самоактуализации
  • · Принцип индивидуальности
  • · Принцип субъективности

Цель семинара.

Обеспечение и поддержание процесса самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития ее уникальности и индивидуальности, самостоятельности мышления и творческой активности учащего.

Задачи семинарского занятия.

  • · Закрепление, углубление и расширение знаний студентов по определенной дисциплине.
  • · Формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем.
  • · Умение совершенствовать свои способности по аргументации своего мнения, а также по доказательству и опровержению других суждений.
  • · Демонстрация своих достижений в области теоретической подготовки.
  • · Формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Основные формы обучения.

  • · Электронный семинар.
  • · Чат.

Методы семинарского занятия.

  • · Методы поиска информации.
  • · Метод анализа.
  • · Метод дискуссия.
  • · Метод оценивания.

Средством обучения.

Текущий электронный курс.

Этапы семинарского занятия.

  • · Подготовительный.
  • · Деятельностный. Подготовка.
  • · Деятельностный. Обсуждение.
  • · Оценочно-рефлексивный.

Критерии оценивания семинарского занятия.

  • · Критерии оценивания докладов студентов.
  • · Критерии оценки обсуждения.
  • · Критерии оценки организации семинарских занятий.

Методика реализуется в рамках личностно-ориентированного подхода. Выбор данного подхода обосновывается следующими обстоятельствами: позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития ее уникальности и индивидуальности. Также при использовании данного подхода преподаватель ориентируется на личность обучаемого, прилагая основные усилия для развития в каждом студенте уникальных личностных свойств и качеств.

В соответствии с выделенным подходом были сформулированы принципы личностно-ориентированного обучения.

Принцип самоактуализации. В любом студенте существует потребность в актуализации своих коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей. Важно побудить и поддержать посредством семинара стремление студентов к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. На семинарских занятиях важно создавать те условия, которые могли бы способствовать становлению и проявлению индивидуальности студента, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности [7].

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности в обществе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта[8].

В ходе разработки методики были выделены этапы организации семинарского занятия:

  • · подготовительный
  • · деятельностный
  • · оценочно-рефлексивный

На подготовительном этапе преподавателем определяется цель семинара и задачи; список основных вопросов, выносимых на семинар; подбирается учебная литература; составляется примерный план занятия. После составления примерного плана преподаватель добавляет элемент семинар в систему дистанционного обучения.

На деятельностном этапе студенты знакомятся с литературой, рекомендованной для подготовки к семинарскому занятию, с заданиями и планом семинарского занятия; подготавливают и добавляют свои доклады в элемент семинар. Преподаватель на этом этапе добавляет в поддержку занятия элементы «Чат» и «Обратная связь», где будут проходить обсуждение вопросов и оценка эффективности семинара. Также в рамках данного этапа идет обсуждение проблем занятия, студентами оцениваются доклады одногруппников в соответствии с указанными требованиями.

На оценочно-рефлексивном этапе происходит общее оценивание занятия (уровень подготовленности обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблемы), также проводится оценка эффективности семинара.

В соответствии с описанной методикой была проведена экспериментальная проверка эффективности методики организации семинара в рамках LMS MOODLE на примере темы «Портрет преподавателя дистанционного обучения». В эксперименте участвовало 10 студентов.

Цель семинарского занятия — описание портрета личности педагога дистанционного обучения.

Преподавателем был добавлен элемент «семинар» в систему дистанционного обучения MOODLE (рисунок 1).

Семинар на тему «Портрет преподавателя дистанционного обучения».

Рисунок 1. Семинар на тему «Портрет преподавателя дистанционного обучения».

Следующим этапом семинара является деятельностный. В рамках этапа студентами добавлялись доклады в элемент семинар (рисунок 2).

Добавление доклада.

Рисунок 2. Добавление доклада.

Участниками оценивалась одна работа в соответствие с 8 критериями. На рисунке 3 представлено оценивание по первому критерию. Работа оценена на 44 балла из 45 возможных баллов.

Оценивание работы. Критерий 1.

Рисунок 3. Оценивание работы. Критерий 1.

Происходило обсуждение вопросов, вынесенных на семинар (рисунок 4).

Обсуждение вопросов.

Рисунок 4. Обсуждение вопросов.

В рамках оценочно-рефлексивного этапа студентами оценена эффективность семинарского занятия. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ оценки результатов семинарского занятия.

Критерий оценки эффективности семинарского занятия.

Средний балл.

1. Степень Вашей личной заинтересованности и включенности как участника семинара во время занятий.

2. Актуальность полученных знаний.

3. Новизна полученной информации.

4. Понятность изложенного материала.

5. Возможность применимости предложенной информации в практической деятельности.

9,5.

6. Новизна проведенных занятий (с точки зрения содержания).

7. Удовлетворенность полученными знаниями.

Анализ результатов показал, что каждый критерий из оценивания эффективности семинара набрал высокий балл.

Таким образом, методика организации электронного семинара в LMS MOODLE является эффективной. Проведенный семинар позволил учащимся более подробно познакомиться с компетенциями преподавателя, расширить представления о портрете преподавателя электронного обучения. На наш взгляд, использование элемента семинара в LMS MOODLE позволяет реализовать принцип интерактивности электронного обучения эффективно, с меньшими трудозатратами, нежели другие элементы обучения и контроля данной платформы обучения.

Библиографический список

  • 1. Мосин В. П. Электронное обучение в ВУЗе — достоинства и недостатки [Текст] / В. П. Мосин // Электронное обучение в непрерывном образовании.? 2015. № 1 (2). С. 332.
  • 2. Чистяков Д. А. К вопросу о реализации электронного обучения средствами Microsoft Sharepoint /Д.А. Чистяков, Л.В. Курзаева// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. — 2014. — С. 147−153.
  • 3. Жадобина Е. В. Проблема реализации принципа интерактивности в электронном обучении / Е. В. Жадобина, Е. В. Карманова // Международная науч.-практич. конф. «Эффективные инструменты современных наук» — Прага, 2013. — Том 25. С. 32−34.
  • 4. Боброва И. И., Трофимов Е. Г., Карманова Е. В., Чернова Е. В., Ганиева Л. Ф., Рубан К. А., Макашова В. Н., Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов, Е. В. Карманова, Е. В. Чернова, Л. Ф. Ганиева, К. А. Рубан, В. Н. Макашова // Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос тех ун-та им Г. И. Носова, 2016. с. 97.
  • 5. Белозубов А. В. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А. В. Белозубов. — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, 2007. — 108 с.
  • 6. Карманова Е. В. Роль образовательного портала вуза в процессе формирования информационной образовательной среды вуза / Е. В. Карманова // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11−14 марта 2014 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. 603 с. — С. 327−331.
  • 7. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности. [Текст] / Е. Н Степанов // Воспитание школьников, 2003. — 2−5 с.
  • 8. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учебное пособие [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов: Под ред. В. А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003. — 76 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой