Описание используемых методик и результатов констатирующего этапа эксперимента
Для определения начального уровня знаний старших дошкольников о сезонных явлениях в природе (зима и лето) мы во время прогулок и в повседневной жизни обращались к детям, индивидуально или к двум-трем, задавали им вопросы, беседовали. Таким образом, мы выяснили, что дети знают, что нет, какие представления о временах года у них необходимо сформировать. Знания детей оценивались следующим образом… Читать ещё >
Описание используемых методик и результатов констатирующего этапа эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для определения начального уровня знаний старших дошкольников о сезонных явлениях в природе (зима и лето) мы во время прогулок и в повседневной жизни обращались к детям, индивидуально или к двум-трем, задавали им вопросы, беседовали. Таким образом, мы выяснили, что дети знают, что нет, какие представления о временах года у них необходимо сформировать.
Знания детей оценивались следующим образом: за каждый правильный ответ ребенку начислялся один балл, затем баллы суммировались, и делался вывод об уровне знаний дошкольника о сезонных явлениях в природе:
- · высокий уровень — 16−20 баллов;
- · средний уровень — 8−15 баллов;
- · низкий уровень — 0−7 балла.
Результаты ответов детей (положительные и отрицательные) и вопросы отражены в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что дети имеют разный уровень знаний о сезонных явлениях в природе:
- · наибольшее количество человек — 10, что составляет 60%, набрали от 8 до 15 баллов, что соответствует среднему уровню знаний;
- · 6 испытуемых (33,3%) получили 0−7 балла — у них низкий уровень;
- · и только 10 дошкольник (6,7%) набрал 18 баллов, что соответствует высокому уровню знаний о сезонных явлениях в природе.
На вопросы они отвечали уверенно, редко давали неверные ответы.
Дошкольники имеют достаточных знаний о том, почему птицы в мороз прилетают к жилью («Потому что около домов кормят»), плохо ориентируются в различении деревьев, не могут устанавливать связи между явлениями неживой природы. На вопросы о том, что происходит с насекомыми, живыми организмами в водоемах, с растениями в зимнее время года, дети в основном давали неверные ответы: «Зимой все насекомые улетают на юг», «Цветы и деревья, когда приходим зима, умирают», «Рыбы в реке зимой сдыхают» и т. д.
На вопрос «Какую взаимосвязь можно установить в природе летом?» ни один ребенок не дал правильного ответа, чаще всего звучало: «Не знаю…».
Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента мы можем сделать вывод о том, что в целом дети имеют средний уровнь знаний о временах года.