Кадровые проблемы библиотек на современном этапе
Почти в 12 раз сокращен в последнее десятилетие прием на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений. После их окончания в среднем по стране в лучшем случае 10 — 15% выпускников идут работать в библиотеки, зачастую вскоре покидая их. Престиж библиотечной профессии среди студенческой молодежи крайне низок, что отражает в целом отношение общества к труду библиотекаря… Читать ещё >
Кадровые проблемы библиотек на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Краткая характеристика кадровых проблем библиотек
К сожалению, проблемная ситуация в области библиотечных кадров остается весьма напряженной. Коротко суть ее заключается в следующем:
- -совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко не всегда отвечают новых социальным задачам реформирования отрасли. Определенные успехи, достигнутые библиотеками страны в последнее десятилетие, в основном результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной элиты, которых, к сожалению, немного;
- — по-прежнему происходят «миграционные» процессы, связанные с уходом наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда; необходимость их срочной замены снижает уровень требований к заполняющим вакансии;
- — заметно выражена кадровая стагнация, обусловленная ростом числа работающих пенсионеров (в некоторых регионах более 70%);
- — почти в 12 раз сокращен в последнее десятилетие прием на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений. После их окончания в среднем по стране в лучшем случае 10 — 15% выпускников идут работать в библиотеки, зачастую вскоре покидая их. Престиж библиотечной профессии среди студенческой молодежи крайне низок, что отражает в целом отношение общества к труду библиотекаря;
- -отсутствует целостная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; многие важные проблемы развития отрасли остаются за пределами образовательных программ, некоторые категории библиотечных работников зачастую не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию либо получить профессиональное образование (сельские библиотекари). В среднем по стране более 40% библиотекарей за последние пять лет не повышали свою квалификацию.
Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие высказанные положения, опираясь на госстатистику Министерства культуры и массовых коммуникаций 2005 г.
Количество работников общедоступных библиотек достигло 125,7 тысяч человек, что на 2,5 тысячи больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа 13,6 тысяч работает в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения, в муниципальных библиотеках — 106,9 тысяч, в сельской местности — 50,2 тысячи.
Общее количество специалистов с высшим образованием составляет 49,6 тысяч, т. е. 39,4% от общего число работников библиотек; со средним специальным образованием — 62,6 тысяч (соответственно 49,7%). Остальные 13,5 тысяч — имеют лишь общее среднего образование. При этом большая их часть приходится на сельские библиотеки (свыше 8 тысяч). Наибольше число лиц без какого-либо профессионального образования работает, как ни странно, в библиотеках Москвы (16,1%), С.-Петербурга (14,7%), а также Уральского федерального округа (12,6%). Самый высокий процент лиц без образования в Республике Дагестан и Чукотском автономном округе (23,5%).
Весьма существенные диспропорции наблюдаются в обеспечении библиотек различных регионов кадрами с высшим образованием. Например, Магаданская область имеет 61,1% специалистов данной квалификации (самый высокий показатель по стране, исключая С.-Петербург (66,1%) и Москву (65,6%), а соседний с ней Чукотский автономный округ — только 29%. Низкие показатели отмечаются также в республике Башкортостан, Красноярском крае, Астраханской, Брянской, Вологодской, Костромской, Курской, Оренбургской и Ульяновской областях (23 -29%). В этих регионах наименьшая доля лиц с высшим образованием работает и в сельских библиотеках (от 8,8 до 11,9%).
Примечательно также, что в регионах, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим образованием колеблется от 36% (Республика Татарстан, Пермский край) до 55% (Республика Бурятия, Кемеровская область), причем из них далеко не все имеют профессиональное библиотечно-информационное образование. Так, например, в Москве, где находится самый крупный профильный вуз страны, лишь 27% работников публичных библиотек с высшим библиотечным образованием. 18, C. 275−277].