Заключение.
Игровые технологии, как фактор повышения качества знаний школьников на уроках русского языка
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются педагогические технологии и появилось много различных направлений (творческие мастерские, различные виды контроля знаний и т. п.), возникает необходимость их описания и анализа. При этом можно отметить, что в одних случаях технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, И. П… Читать ещё >
Заключение. Игровые технологии, как фактор повышения качества знаний школьников на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Традиционной целью школьного образования многие годы было овладение системой знаний, составляющих основы наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями, алгоритмами. Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление — педагогические технологии.
Внедрение педагогических технологий позволяет планировать результаты обучения. Это происходит потому, что цели ее диагностичны и операциональны. Эффективностью образовательного процесса можно управлять, если цели представлены и предъявлены участникам образовательного процесса в виде планируемых результатов обучения.
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются педагогические технологии и появилось много различных направлений (творческие мастерские, различные виды контроля знаний и т. п.), возникает необходимость их описания и анализа. При этом можно отметить, что в одних случаях технологии вырастают из теории (Ш.А. Амонашвили, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, И. П. Иванов, П. Я. Гальперин, В. Ю. Кричевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин и др.). В других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, А. А. Окунев, В. Ф. Шаталов, С. Д. Шевченко, В. В. Шейман и др.).
При описании педагогических технологий нередко не удается технологически выйти на психические процессы и функции, в частности на такие процессы, как понимание, принятие.
Внедрение педагогических технологий в практику требует проверки и обоснования психологических механизмов. При описании технологии актуальной остается проблема нахождения психического материала, конструкций, процессов. Присутствует множественность толкований этих понятий, что приводит к не очень строгому описанию педагогических технологий.
Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой (А.Маслоу, К. Роджерс, Д. Снигг, А. Комбс, К. Хорни и др.).
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.
Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:
- — осваиваются правила поведения и роли социальной группы класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
- — рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
- — приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- — накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Методологический анализ проблемы позволил нам более четко сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. Разработана система работы с использованием дидактических игр в начальной школе и выявлены дидактические условия ее эффективного функционирования.
В аспекте достижения этой цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: если на уроках русского языка организовывать работу с использованием дидактических игр, то это будет способствовать активизации мыслительной деятельности и повысить качества знаний школьников.
В дипломном исследовании решен комплекс задач, вытекающих из цели и гипотезы.
В частности:
- 1. Проанализировано состояние психолого-методической и научно-методической литературы о роли педагогических технологий в учебном процессе.
- 2. Выделен и экспериментально подтвержден комплекс дидактических условий эффективного функционирования предлагаемой системы.
- 3. Разработаны активные формы работы (упражнения и задания) для учащихся младших классов.
Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования, полностью подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы, а также обоснованность выбранных технологических методов и приемов обучения.
Мы считаем, что выполненное исследование и результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач.