Методические аспекты формирования универсальных учебных действий
Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике. На произносительном уровне обучающихся необходимо научить работать с такими языковыми единицами как: звуки речи, слог, ударение, фонемы… Читать ещё >
Методические аспекты формирования универсальных учебных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика универсальных учебных действий и языковых единиц на уроках русского языка в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Согласно ФГОСу способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [7, 18].
В пункте 12.1. Филология сказано о необходимости овладения «учебными действиями с языковыми единицами и умении использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [11, 12].
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- · структурирование знаний;
- · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- · рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- · смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- · моделирование;
- · преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- · анализ;
- · синтез;
- · сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- · подведение под понятие, выведение следствий;
- · установление причинно-следственных связей;
- · построение логической цепи рассуждений;
- · доказательство;
- · выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- · формулирование проблемы;
- · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- · целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- · планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- · прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- · контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- · коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- · оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [11, 68].
Описанные нами УУД формируются на всех уровнях в начальной школе. Объектом нашего исследования является процесс формирования учебных действий, а на уроках русского языка обучающиеся работают с языковыми единицами.
Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике.
Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. Какие понятия необходимы для изучения языковой теории? Отбор языковых понятий — это одна из главных задач методики.
Понятие — это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Любое понятие проходит длительный путь формирования в процессе которого выделяются этапы [10, 202].
Мы проанализировали работы методистов Соловейчика М. С., Ушакова Н. Н., Добромыслова В. А., Державина Н. С., Львова М. Р. и остановились на классификации языка как уровневой системы, в которой Михаил Ростиславович отражает взаимосвязь языковых единиц с языковыми понятиями:
- 1) на произносительном уровне обучающихся необходимо научить работать с такими языковыми единицами как: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные и слабые позиции, интонации и пр. Данные языковые единицы являются фонетическими понятиями;
- 2) при изучении языковых единиц морфемного уровня учащиеся знакомятся с такими понятиями морфемики и словообразования: основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание;
- 3) на лексическом уровне обучающихся необходимо познакомить с единицами: слова, их значения (семантика), оттенки значения, группы слов по значению, по стилевой принадлежности и пр. Эти понятия называются лексическими;
- 4) при изучении языковых единиц морфологического уровня обучающихся необходимо научить классифицировать слова по функциональному признаку, по формально-грамматическим признакам, изменять форму слов для выражения смысла речи и пр. Данные умения необходимы при работе с морфологическими понятиями, например, часть речи, имя существительное, глагол, предлог, склонение и пр.;
- 5) на синтаксическом уровне изучаются такие языковые единицы: сочетания слов, средства их связей, члены предложения, предложения, их типы, осложняющие конструкции и пр. Эти единицы относятся к общеязыковым и речеведческим понятиям;
- 6) на уровне текста или связной речи у обучающихся необходимо сформировать умение выстраивать компоненты речи, по объему превышающие предложение. Данные умения актуальны при изучении понятий теории речи и риторики [10, 207].
Таким образом, язык должен изучаться во взаимодействии всех этих уровней. Но, как известно, язык «оживает», начинает работать только в речевой деятельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, закономерности языка, механизмы его действия не могут быть усвоены без понимания функций его единиц и конструкций, каждой грамматической категории и формы. Иными словами, нужен функциональный подход к языку, который находит отражение в ФГОС НОО. Такой подход помогает школьникам понять целесообразность каждого из уровней языка и необходимость графики, орфографии для письменного варианта речи, а также развитого голоса, хорошей дикции для устного общения и мн. др., все эти умения и навыки формируются у обучающихся непосредственно при использовании на уроках различных способов работы с языковыми единицами [10, 209].