Определение организационно-педагогических условий реализации проблемного обучения в колледже
Отбор содержания обучения и изложение материала в соответствии с требованиями и принципами проблемного обучения. Для этого необходимо изучение программы дисциплин, профессионального модуля, практик, основанных на требованиях ФГОС и современного технологического прогресса, а также работодателей, на региональных особенностях. При реализации первого условия производился отбор материала, который… Читать ещё >
Определение организационно-педагогических условий реализации проблемного обучения в колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном параграфе рассмотрены условия реализации проблемного обучения; определены организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в колледже.
Прежде всего, следует рассмотреть определение термина «условие».
Согласно определению толкового словаря Ожегова, условие трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [36].
Согласно словарю Ефремовой, условие представляет собой совокупность данных, положения, лежащие в основе чего-либо [11].
Философский словарь определяет условие как-то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса [50].
Если обобщить приведенные определения, то условие можно рассматривать как совокупность обстоятельств, необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта.
Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет как внешние условия, так и внутренние. Данное положение является особенно важным для процесса воспитания, поскольку здесь необходимо создание таких условий, при которых внешнее воздействие педагога превращалось бы во внутренний стимул, активность самого обучающегося, то есть когда происходит опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн). Только при таких условиях воспитание может превратиться в самовоспитание, точно также как обучение — в самообучение, развитие — в саморазвитие.
По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают в себя нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и выступают в качестве одной из причин, побуждающих обучающихся к выражению себя в процессе обучения. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы педагогической деятельности самих преподавателей, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых.
Таким образом, становится понятно, что для успешного осуществления какого-либо процесса, для изменения состояния, качества, как объекта, так и субъекта, существует объективная и закономерная необходимость создания соответствующих условий, которые и обуславливают результат.
По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, и географические условия. К специфическим — особенности социально-демографического состава обучающихся, местонахождение образовательно учреждения, материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и студенческом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов [2].
Важную роль при определении направлений развития педагогической системы играет учет пространственных условий, в которых существует педагогическая система, так как ее функционирование обусловливается особенностями региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, конкретной педагогической среды, уровнем квалификации необходимых педагогических кадров, степенью оснащенности образовательного процесса, в которую входят кабинеты, учебные пособия, оборудование. Необходимость учета пространственных условий, составляющих среду функционирования педагогической системы, обусловлена реализацией принципа единства общего, единичного и особенного в научных исследованиях. Выделение различных групп условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы является вполне обоснованным, но при этом необходимо отметить, что при осуществлении научного анализа какой-либо педагогической системы или конкретного аспекта целостного педагогического процесса исследователь должен использовать рядоположенные группы условий, которые выделяются по какому-либо определенному признаку.
Условия, рассматриваемые далее, направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, в связи с чем ниже приводятся определения понятия «педагогические условия».
Анализ позиций разных исследователей относительно определения педагогических условий позволяет выделить ряд положений, важных для понимания данного понятия:
- 1) условия выступают составным элементом педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);
- 2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;
- 3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние, так и внешние элементы;
- 4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы [23].
Таким образом, педагогические условия являются компонентом педагогической системы, отражающим совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.
В свою очередь группы педагогических условий разделяются на организационно-педагогические, над которыми работали В. А. Беликов, Е. И. Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков; психолого-педагогические, изучением которых занимались Н. В. Журавская, А. В. Круглий, А. В. Лысенко, А. О. Малыхин и дидактические условия, известные благодаря трудам М. В. Рутковской.
В рамках дипломной работы при изучении педагогических условий наибольший интерес для реализации проблемного обучения представляют организационно-педагогические условия.
Данная группа педагогических условий рассматривается учеными, во-первых, как совокупность определенных возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач.
Другая группа ученых, развивая представления об организационно-педагогических условиях развития, представляет их не только как совокупность возможностей, но указывает на их направленность и отношение к развитию и реализации данного педагогического процесса с позиции управления:
- — совокупность объективных возможностей обучения и воспитания обучающихся, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые направлены на достижение цели педагогической деятельности [38].
- — принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности [43].
Таким образом, изучение представленных определений организационно-педагогических условий позволяет выделить ряд признаков, характерных для данного понятия:
- 1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность форм и методов целостного педагогического процесса, способствующих успешному решению задач педагогического процесса;
- 2) совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления образовательным процессом в той или иной ситуации;
- 3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;
- 4) основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса;
- 5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса [15].
Таким образом, можно обозначить, что организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных воз можностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса) [15].
Реализация принципа проблемности в образовательном процессе связана с изменением ролей и функций преподавателя и обучающихся. Преподаватель не дает обучающимся готовые знания, он создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач, поощряет исследовательскую активность студентов, стимулирует стремление к личностному росту.
К организационно-педагогическим условиям Е. А. Полякова в статье «Организационно-педагогические условия подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования» относит ряд условий, выполняющих определенные функции:
- — профессиологические условия обеспечивают профессиональную ориентацию, профессиональный отбор абитуриентов, профессиональную направленность в процессе обучения и формирования профессиональных рабочих кадров, моделирование профессиональных качеств личности, профессиональную адаптацию;
- — личностно-деятельностные условия способствуют созданию благоприятной педагогической среды для формирования личности в процессе теоретического и производственного обучения, обеспечивают мотивацию профессиональной деятельности, самостоятельность студентов в учебно-производственной деятельности, про фессиональную мобильность;
- — материально-технические условия представляют комплекс научно-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с целями и задачами профессионального образования;
- — научно-методические условия составляют основу для создания и реализации образовательных программ;
- — информационные условия создают возможность для ведения дистанционного обучения, создания банка данных учебных и производственных пособий и материалов;
- — организационно-управленческие условия обеспечивают управление системой профессиональной подготовки рабочих кадров, взаимосвязь с внешними службами и органами управления [39].
Исходя из этого, к условиям реализации воспитательного потенциала проблемного обучения может быть отнесен следующий комплекс организационно-педагогических условий:
- 1) отбор содержания обучения и изложение материала в соответствии с требованиями и принципами проблемного обучения. Для этого необходимо изучение программы дисциплин, профессионального модуля, практик, основанных на требованиях ФГОС и современного технологического прогресса, а также работодателей, на региональных особенностях. При реализации первого условия производился отбор материала, который должен соответствовать требованиям и принципам проблемного обучения.
- 2) разработка и внедрение в процесс обучения проблемных ситуаций, создаваемых на основе видов профессиональной деятельности: разработка проблемных ситуаций. Содержание должно реализовываться через проблемные ситуации.
- 3) применение приемов проблемного обучения: элементы проблемного обучения должны применяться на всех этапах занятия, с повышением уровня проблемности.
При этом необходимо систематическое использование проблемных ситуаций как элементов технологии проблемного обучения.
Как можно заметить, данные условия могут быть определены как для организации содержания (отбор и организация текстов), так и процесса обучения (разработка проблемных задач и проблемных ситуаций, формирование умений).
В рамках работы подробно рассматриваются организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в колледже, так как они представляют совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса).
Проблемное обучение является совокупностью таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание обучающимся необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Проблемное обучение можно считать основным способом формирования научного мировоззрения обучающихся, которое понимается как определенная личностная субъективная установка, регулирующая познавательную и практическую деятельность человека.
Деятельность преподавателя при реализации проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Целью проблемного типа обучения является не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей.
Структурными элементами проблемного урока являются:
- — актуализация опорных знаний обучающихся;
- — усвоение новых знаний и способов действия;
- — формирование умений и навыков.
Педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие.
Организационно-педагогическими условиями реализации проблемного обучения являются:
- 1) отбор содержания обучения и изложение материала в соответствии с требованиями и принципами проблемного обучения;
- 2) разработка и внедрение в процесс обучения проблемных ситуаций, создаваемых на основе видов профессиональной деятельности;
- 3) применение приемов проблемного обучения.