Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать… Читать ещё >

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на личном опыте ребёнка [8, с. 64].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [11, с. 66].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [11, с. 67].

Основные требования к использованию метода проектов:

  • 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • 4. Структурирование содержательной части проекта.
  • 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы [11, с. 68].

Виды проектов Есть определенные типологические признаки, в соответствии с которыми можно наметить виды проектов. Таковыми типологическими признаками являются:

  • 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  • 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  • 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  • 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  • 5. Количество участников проекта.
  • 6. Продолжительность выполнения проекта [11, с. 71].

Характеристика проектов по виду деятельности.

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

  • · аргументация актуальности принятой для исследования темы;
  • · определение проблемы исследования, его предмета и объекта;
  • · обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;
  • · определение методов исследования, источников информации;
  • · выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения;
  • · обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
  • 2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. [11, с. 72].
  • 3. Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность; предмет информационного поиска; источники информации (СМИ, интервью, анкетирование); выводы (корректировка первоначального направления (если требуется); дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; анализ новых фактов; обобщение (выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта); заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка) [11, с. 72].

  • 4. Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта [11, с. 73].
  • 5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце [11, с. 72].

Виды проектов по предметно-содержательной деятельности.

1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Типы проектов:

  • * литературно-творческие проекты — это наиболее распространенные типы совместных проектов. Заключается в написании детьми рассказа, повести, сценария видеофильма, статьи в газету, альманах, стихов и пр.;
  • * естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу;
  • * экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными;
  • * языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных;
  • * культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран [11, с. 74];
  • * спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта;
  • * географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.;
  • * исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий, анализировать какие-то исторические события, факты;
  • * музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой.
  • 2. Межпредметные. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта [11, с. 75].

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта Виды проектов по характеру координации проекта:

  • 1) с открытой, явной координацией (жесткий). В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (провести анкетирование, интервью специалистов и т. д.);
  • 2) Со скрытой координацией (гибкий) (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта [11, с. 75].

Виды проектов по количеству участников проекта:

  • · личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • · парные (между парами участников);
  • · групповые (между группами участников из различных школ, стран и т. д.)

[11, с. 76].

Виды проектов по характеру контактов.

По характеру контактов проекты бывают:

  • 1. Внутренние или региональные (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).
  • 2. Международные (участники проекта являются представителями разных стран) [11, с. 75].

Виды проектов по продолжительности выполнения По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • * краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  • * средней продолжительности (от недели до месяца);
  • * долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Проекты средней и значительной продолжительности, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные — являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, а потому могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживать их можно и на уроках [11, с. 77].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой