Введение.
Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению… Читать ещё >
Введение. Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
обусловлена следующим. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка, а также формирует нравственные качества ребенка.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка…
Игра — основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру Ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П. Я., В. Л. Данилова, Запорожец А. В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников. школьный игра учитель педагогический Объект исследования — познавательная деятельности младших школьников.
Предмет исследования — игра как средство активизации познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- · Изучить теоретические аспекты игры как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника;
- · Выявить психолого-педагогическую проблему игры;
- · Исследовать характеристики младшего школьника (3 класс);
- · Проанализировать возможности дидактической игры как средство активизации познавательной деятельности.
Проблема. Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Теоретико-методологическая база исследования. Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л. П. Аристовой, Т. Г. Рамзаевой, Н. Ф. Талызиной, И. Ф. Харламова.
В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития».
В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б. П. Левиной М.М. Огородникова И. Т. Русакова Б.А. Шаталовой Т. И и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.
Методы исследования: анализ философской, педагогической, психологической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы.