Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ понятия «пСдагогичСская антропология» ΠΈ Π΅Π³ΠΎ соврСмСнноС Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ПоявлСниС этого ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Поиски Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования, пСрСосмыслСниС ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹Ρ… взглядов Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ прСдставляли Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ интСрСс для российского общСства Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Π½Π° крСпостного ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π»ΠΎΠΌΠ°Π»Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ стСрСотипы ΠΈ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»Π° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС, экономичСскиС, ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅, пСдагогичСскиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ понятия «пСдагогичСская антропология» ΠΈ Π΅Π³ΠΎ соврСмСнноС Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π§Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ прСдставляСт собой пСдагогичСская антропология? Π’ Ρ‡Π΅ΠΌ состоит Π΅Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°? Какова история этого понятия?

Π‘Π°ΠΌ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология» Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊ Π² 60-Π΅ Π³Π³. XIX Π². Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ. Π•Π³ΠΎ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΈΠ» Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ² (1810—1881) Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ «Π’опросы ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» (1856), Π° ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠ», Π½Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠ» ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм К. Π”. Ушинский (1824—1870) Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‚ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅ «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ воспитания. ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ» (1868—1869).

ПоявлСниС этого ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Поиски Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования, пСрСосмыслСниС ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹Ρ… взглядов Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ прСдставляли Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ интСрСс для российского общСства Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Π½Π° крСпостного ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π»ΠΎΠΌΠ°Π»Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ стСрСотипы ΠΈ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»Π° ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС, экономичСскиС, ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅, пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹. ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ нарастало Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ извСстными матСриалистичСскиС, атСистичСскиС взгляды, всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ популярны — гуманистичСскиС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ.

Битуация Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ — Π΅Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, содСрТания образования, пСдагогичСского мировоззрСния. России Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, ориСнтированная Π½Π° ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ чСловСчСской ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Ρƒ ΠΈ ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ чСловСчСского знания. Π’Π°ΠΊΡƒΡŽ — Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π»ΠΈ ΠΏΠΎ-Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΠ² Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ΡΠ½ΡƒΡŽ связь Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° повлияла чрСзвычайная ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΈ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС дарвиновской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

Для Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Π»Ρ К. Π”. Ушинского, Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология» ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π» «Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ».

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ этой ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΠΈ исходныС установки Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π° ΠΈ К. Π”. Ушинского, ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ.

Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ — основныС ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ цСнности. Π’Π°ΠΊ, Н. И. ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ² считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²ΠΎ, ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄, ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ~- Ρ†Π΅Π»ΡŒ самого сСбя, Π° Π½Π΅ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎ достиТСния ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΈ.

ВоспитаниС — основноС содСрТаниС пСдагогичСского процСсса, цСлями ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ:

  • — «ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ нас людьми, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Π½Π΅Π³ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ², моряков, солдат, ΡŽΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΎΠ², Π½ΠΎ Π»ΡŽΠ΄Π΅ΠΉ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½» (ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²);
  • — ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ срСдства «ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ противостоял Π±Ρ‹ Π½Π°ΠΏΠΎΡ€Ρƒ всСх случайностСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, спасал Π±Ρ‹ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΠΈΡ… Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ€Π°ΡΡ‚Π»Π΅Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ влияния ΠΈ Π΄Π°Π²Π°Π» Π±Ρ‹ Π΅ΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΡΡŽΠ΄Ρƒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹» (Ушинский);
  • — «ΠΏΡ€ΠΈΠ³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ нас воспитаниСм ΠΊ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅, Π½Π΅ΠΌΠΈΠ½ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ, доставив Π½Π°ΠΌ всС способы ΠΈ Π²ΡΡŽ ΡΠ½Π΅Ρ€Π³ΠΈΡŽ Π²Ρ‹Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ Π±ΠΎΠΉ» (ΠŸΠΈΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²).

БрСдства своСго «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния» новая ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° «Ρ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ» ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‚. Π΅. ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² чСловСчСского развития.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ цСлостный процСсс, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ сознания, чувств ΠΈ Π²ΠΎΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ тСлСсных, Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… стрСмлСний, взаимосвязанных ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ дСтям возмоТности для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, «Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΠ·Π»ΡŽΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ», Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — физичСской, умствСнной ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ трСбовался «Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³: Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π·Π½Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ, Π½ΠΎ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ знаниями ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅, ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π°, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. Π•ΠΉ Π±Ρ‹Π» Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ творчСски участвовал Π±Ρ‹ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ процСссС ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π» Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ участника этого процСсса.

ΠžΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚атСля Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Π΅Π· насилия, Π½Π΅ «Π½Π°Π²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ своих ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ воспитаннику, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π½Π΅ΠΌ ΠΆΠ°ΠΆΠ΄Ρƒ этих ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΌΡƒΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ ΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… стрСмлСний, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…» (К. Π”. Ушинский).

ИдСи пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ нашли своих сторонников Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ. Π˜Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚ворчСски прСтворяли Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ. Π˜Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ дСятСли ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ: Π“Π’.Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π², А. Π€. Лазурский ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅.

Однако Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ ряда ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² Π² XX Π². ΠΈ ΡΠ°ΠΌ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология», ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ° пСдагогичСских взглядов, ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… этим Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ, стали Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ истории отСчСствСнной ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ тСорСтичСскиС ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π»ΠΈ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, принимая Π²ΠΈΠ΄ Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния, Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя антропологичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Π° Π°Π½Ρ‚ропологичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ — ΡΡ‚Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ учитСля. РазвиваСтся ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠ° пСдагогичСская антропология ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ чСловСковСдСния. Π•Π΅ ΠΈΡΡ‚оричСский аспСкт исслСдуСтся Π‘. М. Π‘ΠΈΠΌ-Π‘Π°Π΄ΠΎΠΌ, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ — Π’. А. БластСниным.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология сСгодня ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ цСлостном сущСствС, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ прСдставитСлС Π²ΠΈΠ΄Π° Π₯ОМА Π‘ΠΠŸΠ˜Π•ΠΠ‘ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌ участникС Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

Она выполняСт ряд Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, являясь:

Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ соврСмСнного пСдагогичСского знания;

Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ основой Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского мировоззрСния;

тСорСтичСским обоснованиСм пСдагогичСских Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ воспитания.

ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ соврСмСнной пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ—Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ участник Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, пСдагогичСская антропология отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ивистичСского (ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ—общСство) ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΡΡ‚ичСского (ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ самому) чСловСковСдСния. Она ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ знания ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, позволяСт ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π°Π½Ρ‚ропологичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡ пСдагогичСского процСсса.

Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ отрасли чСловСковСдСния состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ пСдагогичСская антропология сама Π½Π΅ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ. Но, слСдуя Π·Π° К. Π”. Ушинским, расставляСт Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π² ΡƒΠΆΠ΅ извСстном, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Π΅Π³ΠΎ физичСскому ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΈΡŽ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ. Π­Ρ‚Π° интСграция ΠΈ ΡΡ‚ΠΈ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ ΠΈ Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ, ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚оянно ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ, ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ дисциплиной.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΌΡ‹ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понятиС «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология» восходит ΠΊ ΠΊΠ°Π½Ρ‚овской «Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ». ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ заимствовало Ρƒ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ³ΠΎ философа Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½, ΠΎΠ½ΠΎ усвоило идСологию И. ΠšΠ°Π½Ρ‚Π°, Π΅Π³ΠΎ взгляды Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅.

«ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология» — ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ΅ понятиС. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π±Ρ‹Ρ‚ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π΅Π³ΠΎ значСния. Одно ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ СстСствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ дисциплину, ΡΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Π°Π½Ρ‚ропологичСском ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ учащихся. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ являСтся пСдагогичСски ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ философским ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ О.Π‘ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ²Π°. Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ — «Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ» XIX Π². Π§Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠ΅ — ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ соврСмСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ.

БоврСмСнная пСдагогичСская антропология ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ всС значСния Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ понятия. Она обогащаСтся Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΠΊ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… «ΠΎΡ‚раслСвых» Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ философская, рСлигиозная, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, психологичСская ΠΈ ΠΏΡ€. Π’радиция философской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ цСлостному, ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ явлСнию — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² соврСмСнной пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ О. Π‘ΠΎΠ»ΡŠΠ½ΠΎΠ²Π°, Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ сущСство, ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ воспитания, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°-Π½Π° российской пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ сущСствСнны для пСдагогичСского чСловСковСдСния, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ярчС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈ, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ипостаси Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π² «Ρ„изичСской» Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ) исслСдуСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π²ΠΈΠ΄Π° Π₯ОМА Π‘ΠΠŸΠ˜Π•ΠΠ‘ Π΅ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсСн ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ. Π’ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Ρ€Π°Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π‘ΠΎΠ³Π°, Π΅Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсуСт ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ антропология воспринимаСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, традициями, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ; Π΅Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚СрСсы Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² взаимодСйствия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€. ΠŸΡΠΈΡ…ологичСская антропология ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° (ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° Π΅Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚СрСс — нСйродинамичСскиС особСнности психичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ людСй) ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½Π° обращаСтся ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌ аспСктам психики Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅).

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡ СстСствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅, философскоС, психологичСскоС, собствСнно пСдагогичСскоС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ прСдставлСния ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, пСдагогичСская антропология создаСт цСлостный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Ρ†Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ эффСктивности практичСского воплощСния своих ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², практичСских психологов, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

БСгодня ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎ словосочСтаниС «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология», ΠΈ Π΅Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ достаточно ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ»ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΡƒ. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π’. А. БластСнин, антропологичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ признаСтся ядром ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ компСтСнтности учитСля, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ связываСт Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, содСрТаниС, Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ образования Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму. ИмСнно антропологичСскоС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ обусловливаСт осознанноС использованиС личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-смыслового стиля Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля Π½Π°Π΄ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях.

ОсновноС содСрТаниС соврСмСнной пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΎ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… понятий: Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, воспитаниС. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ понятия Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… пСдагогичСских дисциплинах, Π½ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСском аспСктС, Π½Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ особым содСрТаниСм. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ присущи этим понятиям ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌ, ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ.

ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ рассмотрСниС Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… понятий ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠΌ Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… лСкциях.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ