Примеры упражнений, способствующие развитию саморегуляции учителя
Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально в течение 10—15 минут. Представьте себе ситуацию вашего неприятного разговора, например, с завучем, условно названной Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную… Читать ещё >
Примеры упражнений, способствующие развитию саморегуляции учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во время выполнения этих приемов следует настроиться на улучшение самочувствия, мечтая о том, какими вы хотите быть. Выходить из состояния саморегуляции следует, обязательно настроившись на чистую ясную голову и полноту сил, и тогда так и будет. Советы Алиева полезно помнить и при выполнении упражнений, рассчитанных на развитие сферы саморегуляции учителя (эти упражнения взяты из книг Ю. П. Азарова, В. Л. Даниловой, Н. Дзен и Ю. Пахомова, Н. В. Самоукиной, Г. Н. Сытина — см.
список литературы
).
Упражнения для учителей направлены на достижение следующих целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, то есть имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, и это очень важно, они направлены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение подобных упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их не только у себя, но и у детей, и эффективно управлять и собой, и поведением своих воспитанников.
Упражнение 1. «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для его выполнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получить внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Упражнение 2. «Дерево».
Данное упражнение способствует развитию умения ролевой децентрации. Оно выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.
По дороге домой, в городском транспорте, учитель стоит и представляет себя деревом (каким ему нравится, с каким он может себя наиболее легко отождествить). Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшиеся в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросшихся в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Упражнение 3. «Мария Ивановна».
Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально в течение 10—15 минут. Представьте себе ситуацию вашего неприятного разговора, например, с завучем, условно названной Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: с одной стороны, подкрепляются привычки патогенного мышления, с другой — на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но вам это не удается.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Подражайте ее походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что вы не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы не несете в себе негативного внутреннего состояния, вы доброжелательны и спокойны, и она сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.
Упражнение 4. «Голова».
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать или, наоборот, активизировать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной деятельностью вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 5. «Руки».
У вас идет последний урок. Класс занят решением задач. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают учащиеся, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.
Упражнение 6. «Пословицы».
Предлагаем вам упражнение, хорошо снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогающее решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» и т. п. Практически в каждой школьной библиотеке такие книги есть. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25—30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.
Возможно, кроме психической релаксации, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение и, быть может, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
Упражнение 7. «Резервуар».
В беседе с учащимся, учителем, родителем трудного ребенка или дома в разговоре со своими близкими сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутренне пространство. Отбросьте свои личные оценки, — вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2—3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.
Упражнение 8. «Фокусировка».
Упражнение выполняется за 10—15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке, «Кисть!» — на кисти правой руки, «Палец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10—12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм). Упражнения 8—10 относятся к адаптационным играм.
Упражнение 9. «Дыхание».
Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5—10 минут.
Упражнение 10. «Психоэнергетический зонтик».
Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока.
Учитель встает перед классом, желательно в центре классной комнаты и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Данное упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.
Упражнение 12. «Игры — формулы».
Вполне возможно, что у учителя может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические упражнения.
В этом случае рекомендуется использовать метод вербального самовнушения, широко апробированный Г. Н. Сытиным в психотерапевтической практике. Ниже приведены для примера несколько формул, которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Произнесение формул необязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, длительности фраз и пр. Важно четко формулировать самоприказ, например: «Я верю в то, что…», «Я все смею, все могу…».
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз. При этом важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Формула 1. Уверенность в себе.
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь».
Формула 2. Любовь к ученикам.
«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими учениками».
Формула 3. «На работу».
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».
Формула 4. Спокойствие, стабильность.
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 5. Уменьшение напряжения в процессе работы.
«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».
При формировании рассматриваемой сферы у детей необходимо учитывать условия, тормозящие ее развитие. В психологии и педагогике выделены такие условия:
- • гипопротекция — вид неправильного воспитания, в крайней форме проявляющийся в полной безнадзорности, но чаще лишь в недостатке опеки и контроля за поведением;
- • доминирующая гиперпротекция — обнаруживается в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым шагом, вырастающими в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком;
- • потворствующая гиперпротекция — воспитание по типу «кумира семьи», когда взрослые не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности;
- • эмоциональное отвержение — отношение взрослых, когда ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он обуза;
- • жесткие взаимоотношения — для них характерны суровые расправы за мелкие проступки или ситуации, когда на ребенке «срывают зло». Это также душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение каждого к интересам и тревогам других людей;
- • воспитание по типу потворствующей гипопротекции, когда взрослые стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, на семью, коллектив, оградить его от наказания;
- • воспитание при болезни, болезненном состоянии — преувеличение заботы о здоровье, излишне завышенное внимание.