Теоретические основы формирования толерантности на основе традиций народной педагогики
В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает плат разных проблем, связанных с отношениями людей. Таким образом, цель формирования толерантной личности заложены в ценностях, знаниях, способностях и навыках детей. В связи с тем, что наша республика… Читать ещё >
Теоретические основы формирования толерантности на основе традиций народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблемы воспитания толерантности личности в поликультурной среде
Мы живем в эпоху глобализации и культурного многообразия. Эти современные процессы ведут не только к прогрессивным изменениям, но и к негативным проявлениям, межэтническим конфликтам, часто встречающимся в повседневной жизни.
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В поликультурном мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.
В настоящий момент в трансформирующимся поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенна актуальна. Единственно разумной идеологией и политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является принцип толерантности, то есть позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ, и добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп.
Западные политические философы ясно выразили идею необходимости толерантности для общества, которое не могло уже быть терпимым к нетерпимости и вражде между народами. Именно признание толерантности стало основой Всеобщей Декларации прав человека. 16 ноября 1995 года была утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО «Декларация принципов толерантности», состоящая из 6 статей, названия которых следующие: 1. Понятие толерантности; 2. Государственный уровень; 3. Социальные аспекты; 4. Воспитание; 5. Готовность к действию; 6. Международный день, посвященный толерантности;
Как указано в Декларации (статья 1), «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мир. Это гармония в многообразии…». [10.c. 141].
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. А 16 ноября отмечается как День толерантности.
Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, четко обозначил основные принципы обучения и воспитания детей в духе терпимости. Среди них следующие:
- 1. Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразии их культур и истории;
- 2. Обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- 3. Привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, основанных на осознании собственной самобытности и способности к признанию других культур.
В этой связи все институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, и др.) просто обязаны уделять решению этой проблемы наибольшее внимание. При этом принципиально, что толерантность понимается не как цель, а как начало, как условие более длительного и основательного процесса миросозидания.
Учебные цели воспитания толерантности личности достаточно масштабны, они предлагают не только усвоения содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных.
от толерантностей ценностей. Воспитание толерантности предполагает формирование у обучающихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям.
и социальным конфликтам.
Формирование толерантности необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы дети с ранних лет впитали в себя такие качества, как уважение и интерес.
к представителям других народов и культур, принятие различий, норм и правил общения с ними, способность понимать других, при этом сохраняя свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности, признавать культурное разнообразие. Необходимо учить детей быть открытыми, доброжелательными, учить основам человеческого общежития, отказа от насилия, способности искать мирные пути разрешения споров и конфликтов. Толерантность — это способность ценить каждого человека, это нравственная основа мира, безопасности, межкультурной коммуникации, диалога разных культур.
Укоренение в образовательных учреждениях духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности — значимый вклад образования в развитие культуры мира на Земле.
Признаки толерантности:
1. Язык.
В разговоре друг с другом не употребляется оскорбительных выражений и намеков. Уважительное отношение к другим языкам и к тем, кто на них говорит. Склонность помогать представителям других национальностей, которые только начинают учить язык коренной национальности.
2. Устои взаимоотношений.
Отношение ко всем представителям других национальностей одинаковое.
Разрешается и поощряется участие всех национальностей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего психологического климата.
3. Социальные отношения.
Представители разных национальностей обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и доброжелательно, все относятся друг к другу с взаимным уважением.
4. Принятие решений.
Со всеми советуется, каждый может выразить свое мнение по поводу совместных действий и решений, которые принимаются. По мере взросления дети получают возможность обсуждать и решать большее число их этнических проблем.
5. Отношение между большинством и меньшинством.
К представителям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат.
к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, относятся с деликатностью и уважением. У представителей большинства есть возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшинств, которые как бы становятся их учителями.
6. Особые события.
При проведении особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие представители обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп.
В связи с тем, что наша республика многонациональная, педагоги дошкольной образовательной организации должны быть готовы к новым явлениям современной жизни, быть грамотными в вопросах формирования толерантности между разных этнических групп в поликультурных группах детского сада. Для многих образовательных учреждений, в том числе.
и дошкольных, характерен многонациональный состав детей и педагогов. Это обстоятельство накладывает отпечаток на учебно-воспитательный процесс, влияет на взаимоотношения субъектов образования. Педагогическим коллективам приходиться искать новые формы совершенствования межнационального общения.
Воспитание толерантности предполагает формирование у детей навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам.
Рассмотрим конкретные цели образования в духе толерантности в виде базовых целей:
- 1. Стремиться к пониманию причин насилия и нетерпимости.
- 2. Содействовать воспитанию, основанному на уважении к другим, особенно к тем, кто в современном обществе оказался наиболее маргинализированным.
- 3. Поощрять практику толерантного взаимодействия как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека.
- 4. Для противостояния дискриминации и маргинализации укреплять общение, поддерживать свободу выражения; развивать убежденность в том, что совершенное проявление толерантности — это уважение достоинства личности и политическая свобода.
- 5. Готовить детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, которые выступают против разрушительных отношений и где уважение к человеку не зависит от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального и социального происхождения.
- 6. Содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания и сотрудничества между народами.
- 7. Учиться противостоять упрощенным и догматическим позициям фанатизма любого вида; в спорах придерживаться дружественной и толерантной позиции и интонации как наилучшего способа достижения, понимания между людьми.
- 8. Формировать установки на творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и толерантности воплощаются в нашей повседневной жизни.
- 9. Способствовать тому, чтобы учащиеся поняли эффективность использования мирных способов решения проблем и конфликтов и отказа от насилия.
- 10. Пробуждать в нынешнем поколении учащихся, которым предстоит отвечать за положение дел и в мире, чувства альтруизма, открытости, уважение к другим, солидарности, сопричастности; эти чувства, будучи укорененными в собственной идентичности человека, помогают признание того, что существует множество способов проявления человечности в различных культурных и социальных условий.
В последней четверти ХХ века укоренился термин «мультикультурное образование». Существует разные уровни понимания термина «мультикультурное образование». В буквальном смысле, под мультикультурным образованием подразумевается индивидуальный процесс приобретения знаний, формирование отношения или поведения при взаимодействии с различными культурами. Очень часто мультикультурное образование рассматривается в более широком контексте для обозначения концепции мирного сосуществования людей, принадлежащим к разным культурам.
Мультикультурное образование исходит из фундаментального принципа, гласящего, что у всех и у каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, нравственных и эстетических ценностей, образования, веры и др.
Цели мультикультурного образования:
- — развитие способности критически воспринимать встречающие клише, стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам и выработку у детей толерантного отношения к ним;
- — развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в разных культурах, которые могут привезти к конфликтам между представителями различных социальных слоев.
Можно выделить определенные уровни мулькультурного образования: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых масштабов и образов поведения.
Основные темы и вопросы мулькультурного образования в целях формирования толерантности личности это — демократия многообразия, права человека, единство, глобальное взаимодействие, долгосрочное развитие, власть, нетерпимость, дискриминация и расизм, миграция, многообразие идентичностей, патриотизм и космополитизм.
Мультикультурное образование развивает умение:
- — уважать и ценить ценности, взгляды окружающих, включая те, которые отличаются от привычных;
- — уважать представителей различных этнических групп;
- — общаться с учащимися различных других культурных групп т.д.
В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает плат разных проблем, связанных с отношениями людей. Таким образом, цель формирования толерантной личности заложены в ценностях, знаниях, способностях и навыках детей. [10.c.177].