Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретическое обоснование адаптации младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если у ребенка к 9−10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из своего класса, это значит, что ребенок умеет налаживать отношения с ровесниками, поддерживать отношения на протяжении долгого времени, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами для детей друзьями считаются те, кто оказывает им помощь, отзывается на их просьбы и разделяет… Читать ещё >

Теоретическое обоснование адаптации младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, которые совпадают с периодом обучения в начальных классах, на современном этапе устанавливаются с 6−7 до 9−10 лет. В это время протекает последующее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что обеспечивает возможность регулярного обучения в школе.

В первую очередь, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Как свидетельствуют данные физиологов, к 7 годам кора больших полушарий считается уже зрелой. Но несовершенство регулирующей функции коры проявляется в характерных ребятам данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: ребята младшего школьного возраста могут с легкостью отвлекаться, не способны длительно сосредотачиваться, они, как правило, возбудимы, эмоциональны.

В младшем школьном возрасте можно проследить неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки, как правило, идут впереди мальчиков. В результате этого множество авторов делают выводы, что фактически в младших классах за одной партой сидят ребята разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, не смотря на то, что это различие заключается не в календарном возрасте. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова — М.: Аспект Пресс, 2010. — С. 54.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Она обусловливает самые важные трансформации, которые происходят в развитии детской психики на этом возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, что характеризуют самые важные достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

В течение всего младшего школьного возраста формируется совершенно новый тип отношений с окружающими людьми. Безупречный авторитет взрослого постепенно утрачивается, огромное значение для малыша приобретают дети такого же возраста, увеличивается роль детского сообщества.

Итак, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • · качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • · рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • · развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • · ориентация на группу сверстников.

Таким образом, в соответствии с концепцией Э. Эриксона, возраст 6−12 лет рассматривается в качестве периода передачи ребенку систематических знаний и умений, которые обеспечивают приобщение к трудовой жизни. Мижериков В. А.

Введение

в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. — С. 114.

Пожалуй, самые важные новообразования появляются во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Особое значение учебной деятельности данном процессе не исключает того, что школьник младшего возраста активно включается и в остальные виды работы, в процессе которых совершенствуются и укрепляются новые достижения малыша.

Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что цели деятельности, главным образом, взрослые люди задают ребятам. Педагоги и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие им следует давать задания, каких правил придерживаться.

Типичной подобной ситуацией считается выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех детей, которые с особым желанием берутся выполнить поручение взрослого, достаточно частыми являются случаи, когда детям не под силу справится с заданием, по причине того, что не усвоили его сути, скоропостижно потеряли первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Данных трудностей можно избежать, если, что-либо поручая ребятам, придерживаться определенных правил.

Если у ребенка к 9−10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из своего класса, это значит, что ребенок умеет налаживать отношения с ровесниками, поддерживать отношения на протяжении долгого времени, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами для детей друзьями считаются те, кто оказывает им помощь, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. С целью появления взаимной симпатии и дружбы становятся значимыми следующие качества: доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

По мере того, как ребенок осваивает школьную действительность, у него начинает формироваться система личных отношений в классе. Она основывается на непосредственных эмоциональных отношениях, которые являются доминирующими.

В некоторых отечественных психологов выделяются самые существенные условия, которые предоставляют возможность взрослому человеку формировать у ребенка способность самостоятельно управлять контролировать собственное поведение. Такими условиями считаются:

  • 1) сильный и действующий мотив поведения;
  • 2) ограничительная цель;
  • 3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
  • 4) внешние средства, которые представляют собой опору в процессе овладения поведением. Психология в XXI веке: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (30 нояб. 2011 г.): сб. науч. тр. / Центр науч. мысли; под науч. ред. А. Е. Слинько. — М.: ПЕРО, 2011. — С. 98

Самым важным условием развития произвольного поведения ребенка считается участие взрослого, направляющего усилия ребенка и обеспечивающего средствами овладения.

С первых минут ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и преподавателем. В течение всего младшего школьного возраста данное взаимодействие характеризуется определенной динамикой и закономерностями развития. Развитие некотрых процессов психики осуществляется на протяжении данного возраста.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать предметы, которые он воспринимает, находятся в непосредственной связи с формированием у него более сложного вида деятельности, нежели ощущение и различение отдельных непосредственных особенностей вещей. Данный вид деятельности, который, как правило, именуют наблюдением, особенно интенсивно формируется в процессе школьного учения. На уроках школьник получает, а после этого и самостоятельно развернуто формулирует задачи восприятия разнообразных примеров и пособий.

В силу всего этого восприятие превращается в целенаправленное. Педагог систематически демонстрирует ребятам приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений. После этого ребенок способен сам планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее соответственно замыслам, отделять основное от второстепенного, устанавливать иерархию воспринимаемых признаков и прочее. Подобное восприятие, синтезируясь с остальными видами познавательной деятельности, становится целенаправленным и произвольным наблюдением. Если у ребенка на достаточном уровне развито наблюдение, то можно говорить о его наблюдательности как особом качестве его личности. Как свидетельствуют множественные исследования, в начальном обучении можно в значительной степени развить это важное качество у всех ребят младшего школьного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой