Содержание и методика развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в опытной работе
Для решений этих задач, на занятиях по развитию речи чаще всего использовались пословицы и поговорки. Так, на занятии знакомили с бытом и традициями русского народа, предлагалась ситуация: к ребятам, приходит хозяюшка и просит детей придумать продолжение пословицы Человек без друзей, что…(дерево без корней). Сначала дети отвечали неуверенно или отвечали одни и те же ребятишки, но когда дети… Читать ещё >
Содержание и методика развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста в опытной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие образной речи детей в организованной образовательной деятельности, основная работа по формированию в НОД при процессе ознакомления с устным народным творчеством. Ничто не обогащает так образную сторону речи ребят, как малые фольклорные жанры. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, высказать деликатно порицание, осудить грубое или неверное действие.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами были подобран материал и проведен ряд занятий по развитию образной речи в процессе ознакомления с малыми формами фольклора.
Экспериментальная работа была направлена на решение таких задач:
Развивать представления об особенностях фольклорных произведений.
Развивать способность к восприятию образной речи в фольклорных произведениях.
Воспитывать интерес к русской народной культуре, ценностное отношение к чтению, к традициям народа, к фольклорным произведениям.
Для решений этих задач, на занятиях по развитию речи чаще всего использовались пословицы и поговорки. Так, на занятии знакомили с бытом и традициями русского народа, предлагалась ситуация: к ребятам, приходит хозяюшка и просит детей придумать продолжение пословицы Человек без друзей, что…(дерево без корней). Сначала дети отвечали неуверенно или отвечали одни и те же ребятишки, но когда дети поняли, что хозяюшки нужен не один правильный ответ, а много разных вариантов продолжений пословицы, с легкостью подхватили эту идею и стали отвечать очень активно. Таня П. ответила два раза, сказав «что море без воды, что лампочка без тока», Женя В. и Вика И., проявили активность, как и на констатирующем эксперименте, продолжили пословицу несколькими вариантами, они предложили: «что зима без снега, что небо без солнца, что машина без колес». Следующее что предложила хозяюшка игру «скажи — по другому», сказать по другому по народному, например «бездельничать — бить баклуши». И были предложенные детям такие варианты: мечтать, задумываться-…, хитрить, обманывать-…, предупреждать об опасности-…, но в ответ хозяюшки тишина. Так пришлось хозяюшки задавать наводящие вопросы, подсказывать, и только тогда это задание было пройдено, самостоятельные ответы детей так и не прозвучали. В следующей игре «Путаница», предлагается детям распутать пословицы, две части пословиц от разных. Детям надо определить правильно ли сказано и исправить на правильное продолжение пословицы, например «За двумя зайцами погонишься — люби и саночки возить». Павел О., Ира С. Сразу узнали первую пословицу и ответили «не одного не поймаешь», а Дима К. знал начало другой пословицы и ответил «любишь кататься», потом хозяюшка сказала такие пословицы «Лягушек бояться — в пруду не купаться», «Волков бояться — в лес не ходить». Получается, что дети отнеслись к этому заданию со всей внимательностью и нечего не ответили, так как пословицы были сказаны правильно.
На следующих занятиях были прочтены сказка и басня. Таким образом, детям было показано, что основа любой поговорки или пословицы это жизненная ситуация. Наши предки на своём опыте переживали, все проблемы и явления, о которых говорят русские народные пословицы, поэтому цель их — дать нам либо подсказку, либо прямое руководство к действию в той или иной ситуации. Эти ценные высказывания составлялись в течение столетий, поэтому, по сути, отражают всю историю развития русского народа.
Вот и в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (Прил.4), показан нелегкий труд русского народа. И ребятам, надо было подобрать такие пословицы в которых говорилось бы о труде:
Еда не достается лежа.
Под лежачий камень и вода не течет. Терпение и труд все перетрут.
Что посеешь, то и пожнешь.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! Кто не ленив пахать, тот будет богат.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Глаза глядят (страшат), а руки делают.
Кто рано встает, тому бог подает.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Труд человека кормит, а лень портит.
Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра.
Вот, сколько, много у нас получилось вспомнить пословиц про труд. Мы с детьми пришли к выводу, что мудрость пословиц и поговорок о труде научит нас уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде формируют в нас трудолюбие. Обязательно прочитайте пословицы и поговорки о труде своим детям и проанализируйте каждую из них. Такое же было задание после прочтения сказки «У страха глаза велики» (Прил.3), мы вспоминали, подбирали, обсуждали пословицы про трусость, их так же оказалось не мало:
Смелого пуля боится. Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
За одного смелого семь несмелых дают. Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет. Не будь овцой, так и волк не съест.
На трусливого все собаки лают.
Трус и таракана принимает за великана. Трус и тени своей боится.
Кто дрожит — тот и бежит. Трусливому зайке и пенек — волк. Волков бояться — в лес не ходить.
Многие русский пословицы и поговорки о трусости раскрывают истинную природу страха, тем самым показывая человеку, насколько глупо поддаваться необузданным эмоциям. К тому же если знаешь, в чем корень зла, то намного проще найти способ борьбы с ним.
На следующем занятии проведена игра — викторина «Пословицы-всем делам помощница», мы говорили только об одном направлении устного народного творчества — о пословицах:
Пословица — мудрость народа.
Пословицы недаром молвятся, Приведем пример двух игр из викторины, которые больше всего понравились ребятам. Это была «Разминка», нужно было найти ошибку и исправить:
Два сапога — тара.
Все дети рассмеялась, а Марина В. и Лена С. Ответили «пара», и остальные пословицы так же с юмором сказаны ребятам.
- -Ус хорошо, а два — лучше. (Ум)
- -Трус своей лени боится. (Тени)
- -Один в золе не воин. (Поле)
- -Первый клин — комом. (Блин)
- -Сашу маслом не испортишь. (Кашу)
Мы сами с ушами. (Усами) В здоровом теле здоровый пух. (Дух) Дети отвечали правильно, прошла наша «Разминка» весело и поучительно. А в игре «Отгадай пословицу» детям говорились два ключевых слова из пословицы, а им надо было сказать, как она звучит полностью.
Коса — камень. Нашла коса на камень.
Лес — дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров. Шило — мешок. Шила в мешке не утаишь.
Яблочко — яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает. Дело — мастер. Дело мастера боится.
Дружба — служба. Дружба дружбой, а служба службой.
Так, как были знакомы пословицы, ответы дети давали быстро и правильно.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода — А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму». [47].