Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности
Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования… Читать ещё >
Содержание
- 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание стр. 3.
Глава I. Теоретические основы проблемы общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования / %.
1.1 Понятие общепедагогическая готовность в психологопедагогической литературе / У.
1.2. Компонентный состав и критерии общепедагогической готовности 3 9.
I.3 Педагогические условия формирования готовности студентов к музыкальной профессионально-педагогической деятельности ?3.
Выводы по первой главе ^.
Глава П. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общепедагогической готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. SO.
П. 1 Констатирующий этап эксперимента по изучению уровня сформированное&tradeобщепедагогической готовности студентов 30.
II.2. Формирование общепедагогической готовности у студентов в условиях педагогического эксперимента.
П.З. Анализ опытно-экспериментальных данных по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности /Цд Выводы по второй главе /Цу.
Заключение
/ ^.
Список использованной литературы. ^^.
Приложение ^.
Актуальность исследования. В условиях инновационных преобразований в России во всех сферах жизни современного человека, меняется и стратегия подготовки специалистов, в том числе и в сфере музыкально-профессионального образования. Внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной российской педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников вузов и колледжей, в том числе и музыкальной направленности. Повышаются требования к выпускникам не только в качестве музыкальных исполнителей, но и подготовке их как преподавателей, где значительную роль играет общепедагогическая готовность к педагогической деятельности.
По сложившейся традиции долгое время в нашей стране при подготовке специалистов в системе музыкального образования преобладала стратегия обучения в рамках узкой специализации музыканта-исполнителя. К сожалению, такая практика в большинстве случаев остаётся до сих пор. Педагогическая подготовка этих специалистов, в основном, ориентирована на усвоение теоретических знаний педагогики и редко выходит на формирование практических умений, необходимых для компетентной педагогической деятельности.
По данным социологических и психолого-педагогических исследований, потребность в изменении стратегии обучения студентов в системе профессионального музыкального образования возникает при смене типов культур и, в частности, при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, открытому глобальным инновациям.
Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных учебных институтов вынужден чутко реагировать на потребности общества и согласно социальным заказам быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Одной из задач подготовки в этом направлении мы выделяем формирование общепедагогической готовности выпускника к педагогической деятельности, поскольку новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе профессионального музыкального образования.
Анализ учебных планов показал, что предмету «Основы психологии и педагогики» уделяется 15,6% от учебных часов гуманитарных дисциплин, что составляет 1,5% от общего количества часов обучения (72, 73, 74, 75). В тоже время основной состав выпускников высших и средних музыкальных учебных учреждений осуществляет педагогическую деятельность в детских музыкальных, общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг также подчёркивает актуальность общепедагогической составляющей в подготовке специалиста. В этой связи можно рассматривать актуальность социального запроса, поскольку в современной системе профессионального музыкального образования имеется потребность в активной и деловой личности, владеющей в совершенстве своей специальностью и умеющей реализовать педагогические навыки для «передачи» знаний последующим поколениям. Актуальность перспективы выражается в том, что в условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, осуществление которой невозможно без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки.
Вместе с тем в современной системе профессионального музыкального образования можно выделить следующие противоречия в подготовке студентов:
— между низким статусом общей педагогики в профессиональной подготовке студентов и центральным её положением в системе научного знания;
— между возникшими требованиями инновационной стратегии образования к компетентности преподавателей музыки и реальным уровнем их подготовленности к педагогической деятельности;
— между реальным и практически необходимым уровнем общепедагогической готовности студентов;
— между зафиксированными в Государственных образовательных стандартах целями, задачами педагогической готовности студентов и отсутствием единого концептуально-методологического подхода, надёжного измерительного инструментария для их изучения.
В этой связи разработка теории и практики формирования общепедагогической готовности специалиста профессионального музыкального образования приобретает в настоящий момент особое значение.
Указанные обстоятельства подчёркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки специалистов в системе профессионального музыкального образования с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассматривать взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности. Формирование общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности — это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистовбудущих музыкантов и педагогов.
На основе обозначенных противоречий, сформулирована проблема исследования: определение общепедагогической подготовки — его содержания, основ методики и технологии преподавания педагогических дисциплин, обеспечивающих необходимые условия формирования готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. Теоретическая и технологическая неразработанность проблемы конструирования содержания общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов определили выбор темы диссертационного исследования «Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности».
Цель исследования — определить сущность, содержание, критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.
Объект исследования — общепедагогическая готовность студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.
Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов к педагогической деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов, получающих музыкальное образование в колледжах, будет проходить успешно, если в практике обучения будут обеспечены следующие педагогические условия:
— определены основные компоненты готовности и средства их диагностикиразработаны критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности;
— обеспечены условия активизации у студентов потребности в углублении общепедагогической готовности к педагогической деятельностииспользована взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили основные задачи исследования:
1. На основе анализа теоретической литературы выявить сущность педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования, определить её структуру.
2. Выделить роль мотивации к педагогической деятельности в структуре педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования.
3. Определить критерии и уровни педагогической готовности студентов и выявить взаимосвязь уровня готовности к педагогической деятельности с компонентами практической музыкально-педагогической деятельности.
4. Разработать и проверить на практике педагогические условий формирования готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности.
5. Разработать и проверить на практике модель организации и управления процессом формирования готовности студентов в области музыкально-профессионального образования.
6. Обосновать применение педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатываются умения воздействовать на личность будущего ученика, как средство организации процесса формирования готовности студента к педагогической деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужило применение многоуровневой методологии, в том числе:
— на философском уровне — идеи и принципы, положения гносеологии, выступающие в качестве логико-методологических основ получения новых научных данных и их интерпретации (В.Г.Афанасьев, Н. А. Бердяев, С. Лангер, П. А. Флоренский и дф.);
— на эстетическом уровне — идеи и принципы высокохудожественного музыкального искусства, эстетического и художественного восприятия музыкальных произведений и воспитательной функции музыки (Д.Б.Кабалевский, В. В. Медушевский, А. Н. Сохор и др.);
— на уровне общенаучных дисциплин использовались принципы, понятия, идеи и концепции теории систем, теории управления и других наук, то есть идеи политеории, основанные на взаимопроникновении многообразных факторов при комплексном решении поставленных задач (А.П.Беляева, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.) — концепция создания национальной системы оценок и качества образования (Н.А.Сеяёзнева,.
A.И.Субетто, Ю. Г. Татур и др.) — на уровне психолого-педагогических наук использовались концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода, в частности: единство личности и деятельности, сознания и деятельности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. И. Фельдпггейн и др.) — понятия о сущности, стратегии и технологии профессиональной подготовки учителя (Ю.К.Бабанский, Н. В. Кузьмина, Ю. ККулюткин, А. Б. Орлов,.
B.А.Сластёнин, Н. Ф. Талызина и др.) — профессиональная готовность будущего учителя к педагогической деятельности, её аспекты, педагогические условия, компоненты готовности, критерии определения готовности (А.А.Дергач, З. В. Румянцева, и др.) — проблема общепедагогической подготовки учителя.
О.А.Абдуллина, Л. Ф. Спирин и др.) — концептуальная схема труда учителя и роли его авторитета, исследования психологической структуры педагогической деятельности и моделей личности учителя (А.К.Маркова, В. Д. Шадриков и др.) — идеи о системообразующей функции мотивов и потребностей в достижении профессиональной деятельности, обусловленности развития личности социально-психологическими и педагогическими факторами (А.Г.Асмолов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н. Ф. Талызина и др.) — педагогическая психодиагностика личности (А.Анастази, Я. Л. Коломинский, Е. И. Рогов и др.) — инновационная стратегия обучения и гуманизация учебного процесса (А.Н.Маслоу, К. Р. Роджерс и др.) — моделирование учебного взаимодействия (В.Я.Ляудис, А.У.Хараш) — психологические особенности музыкального образования (М.С.Страчеус, Б. М. Теплов и др.) — развитие музыкального образования и воспитания (Э.Б.Абдулин, Ю. Б. Алиев, О. ААпраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Е. А. Бодина, В. И. Горлинский, А. Л. Готсдинер, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.).
Подчеркнём, что в основу исследования была положена гипотеза: общепедагогическая готовность представляет собой системообразующий блок, включающий ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты, которые находятся в многочисленных взаимозависимостях между собой. Общепедагогическая готовность есть результат общепедагогической подготовки студентов в процессе обучения. Готовность к педагогической деятельности рассматривается как целостное проявление личности студента и образуется на всех этапах обучения. Общепедагогическая готовность способствует продвижению личности студента — будущего преподавателя, — к овладению профессиональным мастерством и является важным условием эффективности этого процесса.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературысистематизация и обобщение музыкально-педагогического опытасинтез научной теории и музыкальной практики в подготовке будущего исполнителяметод аналогии, педагогического прогнозирования;
— эмпирические методы (опросный методшкалированиеметод экспертных оценок);
— констатирующий и формирующий этапы исследования;
— количественный и качественный сравнительный анализ полученных результатов исследования.
В исследовании использовались методики разработанные автором настоящего исследования:
Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения",.
— «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов»,.
— «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».
Разработанные автором методики позволяют судить о широте музыкальной подготовки.
Организация исследования. Научно-исследовательская работа проходила в период 1998 — 2006 г. г. и включала в себя три этапа.
Первый этап (1998;2001) — аналитико-поисковый. Изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы. сопоставительный анализ, синтез и систематизацию материалов по изучаемой проблеме, определение теоретических основ исследования и его методологического аппаратаразработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования.
Второй этап (2001;2004) — опытно-экспериментальный. Поиск критериев сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, выявление совокупности педагогических условий по формированию общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности, определение действенности коммуникативных ситуаций учебного общения как стимула активации интереса и мотивации к музыкально-педагогической деятельностикорректировка методик и гипотезы исследования готовности студентов к педагогической деятельности. Проводились опытно-экспериментальные занятия (факультатив) по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.
Третий этап (2004;2006) — завершающий. Определение уровней общепедагогической готовности студентов и выявление взаимосвязи развития уровня общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности. Анализ полученных результатов, формирование общих выводов и педагогических рекомендаций, целостное оформление работы, внедрение эксперимента.
Научная новизна исследования.
— дополнено содержание понятия общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности как сложной динамической многокомпонентной структуры;
— выделены основные компоненты (ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный) и определены критерии общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа;
— обобщены и систематизированы подходы к изучению общепедагогической готовности студентов — музыкантов (теоретические, практические и научно-практические) — выявлены педагогические условия, влияющие на психологическую стабильность студентов в развитии навыков музыкально-педагогической деятельности;
— разработана программа специального курса по формированию у студентов общепедагогической готовности к педагогической деятельности с применением специальных педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатывается одно или несколько умений воздействовать на личность ученика;
— доказана взаимосвязь развития уровня общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности (коммуникативными, дидактическими, организаторскими, конструктивными и контрольно-оценочными).
Теоретическая значимость исследования.
Обоснована необходимость формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.
Разработаны концептуальные положения формирования общепедагогической готовности и обоснована важность мотивации к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа.
Применение основных положений, представленных в концепции формирования общепедагогической готовности студентов к музыкально-педагогической деятельности, дополняет общую теорию педагогики высшей и профессиональной средней школы. В диссертации доказана эффективность использования специальной программы «Формирование у студентов общепедагогической готовности», базирующейся на теоретико-практическом курсе с целью достижения уровня сформированности общепедагогической готовности студентов.
Практическая значимость.
Разработан спецкурс по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, содержание которого связаны с профилем подготовки студентов и включает в себя применениемоделирование педагогических ситуаций обучения и воспитания, ролевые игры как средство формирования общепедагогической готовности будущего преподавателя.
Предложена и апробирована методика оценки общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа. Автором представлено: «Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения" — «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов" — «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».
Разработана программа специального курса «Формирование у студентов общепедагогической готовности» с применением педагогических ситуаций обучения и воспитания. Применение педагогических ситуаций обучения и воспитания способствует вырабатыванию одного или нескольких умений у будущего учителя-музыканта воздействия на личность ученика. Применение педагогических ситуаций могут послужить основой для комплексного изучения общепедагогической готовности студентов при организации и проведении педагогической практики в музыкальных школах, а также при проведении мониторинга и отслеживании некоторых аспектов профессионально-личностной подготовки студента в системе профессионального музыкального образования. Теоретические и практические положения диссертации и материалы апробированного спецкурса могут быть рекомендованы к использованию на лекционных, семинарских и практических занятиях по педагогике, педагогической психологии в колледжах, вузах и для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.
Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцировано оценивать общепедагогическую готовность, мотивацию к педагогической деятельности студента, сопоставлять динамику развития его собственных способностей интерпретировать музыкальные произведения в процессе обучения учащихся музыкальных школ.
В диссертации на основе исследования сформулированы методические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности студента и педагогического общения с учащимися музыкальных школ. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Педагогика и психология», «Дифференцированная педагогика», «Педагогическое общение», «Психология и педагогика искусства», «Психология творчества», на индивидуальных занятиях по предметам музыкального цикла (дирижерская практика, вокальные ансамбли и др.).
Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования и практических результатов, проводился количественный и качественный, логический и структурный контент-анализ. В ходе опытноэкспериментальной работы учитывалась репрезентативность выборки, и оценивались положительные результаты экспериментальной работы при внедрении в практику формирующего эксперимента. Апробация полученных результатов в условиях музыкального колледжа проводилась с учетом обеспечения целостного подхода к изучаемой проблеме и с учётом проверки гипотезы исследования. Методологическое обоснование исходных теоретических положений и применение адекватного комплекса методов исследования, а также внедрение авторских разработок в психолого-педагогическую и музыкально-исполнительскую практику обеспечили достоверность и обоснованность результатов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Общепедагогическая готовность специалистов системы профессионального музыкального образования определяется как индивидуальная музыкально-творческая совокупность исполнительских приёмов, педагогической грамотности и компетентности во взаимосвязи с познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью студента, формирующая качество «передачи» своих знаний и умений учащимся.
2. Общепедагогическая готовность — личностное образование студента, формирующееся в процессе обучения, и являющееся результатом общепедагогической подготовки. Уровень сформированное&tradeобщепедагогической готовности напрямую зависит от заинтересованности студента областью профессионального музыкального образования, его мотивацией к педагогической деятельности.
3. Общепедагогическая готовность студентов представляет собой сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный блоки.
4. Разработанные автором педагогические условия (формирование у будущего преподавателя ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в процессе обучения и др.) формирования у студентов общепедагогической готовности, обеспечивающие осознанное целеполагание и мотивацию к педагогической деятельности способствуют становлению профессионализма студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования на различных этапах работы обсуждались и апробировались: на заседаниях кафедры педагогики и на педагогических советах Московского государственного института музыки имени А. Шнигке (2001;2005) — на VII научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» в Томском экономико-юридическом институте (2004) — на международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова (2005), Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» в Таганрогском государственном педагогическом институте (2005), на IV международной научной конференции «Европа и современная Россия, интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (2006), на кафедре культурологии и методологии музыкального образования им. М. А. Шолохова (2006). Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 17 публикациях.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 315 наименований и 5 приложений, основной текст изложен на 182 страницах.
— Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
Данное исследование не претендует на полное, всестороннее решение проблемы формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа. Изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем исследование преемственности развития общепедагогической готовности в цепи — будущий учитель (студент) — учитель (практик) — а также исследование вопросов по формированию общепедагогической готовности учащихся музыкальных школ и школ искусств.
Заключение
.
В проведённом исследовании осуществлялось решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки с целью повышения её качества, которое определяется уровнем сформированности у студентов-музыкантов общепедагогической готовности к педагогической деятельности. Мы рассматривали общепедагогическую готовность педагога-музыканта как интегральное свойство личности, выражающееся в единстве мотивационной, теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Основными компонентами общепедагогической готовности будущего преподавателя музыкальных дисциплин выделены: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный. Единство, взаимосвязь выделенных компонентов способствуют установлению положительных связей между знаниями и чувствами в процессе деятельности.
Общепедагогическая готовность как личностное образование студентов требует целенаправленного её формирования и развития в процессе обучения. Мы рассматривали обучение студентов в музыкальном колледже как синтез компонентов общепедагогической готовности в системе музыкально-профессиональной подготовки.
Мы полагали, что на основе личностного подхода в организации деятельностного принципа (принципа изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности) модель реализации выявленных педагогических условий даёт значительный эффект в формировании общепедагогической готовности будущего преподавателя музыки. Использование педагогических ситуаций, задач в изучении теоретических дисциплин повысит интерес к педагогическим знаниям и умениям.
В ходе нашего исследования были решены следующее задачи:
— Проведён анализ понятия общепедагогическая готовность в психолого-педагогической литературе. Изучено состояние проблемы формирования общепедагогической готовности молодых специалистоввыпускников профессионального музыкального образования.
2. Определен компонентный состав и содержание общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования.
3. Определены критерии общепедагогической готовности.
4. Выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования общепедагогической готовности будущих преподавателей музыки на базе изучения дисциплин предметно-педагогического цикла Государственного стандарта среднего профессионального образования.
5. Создана и реализована модель формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа.
6. Проведено изучение уровня сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального образования.
7. Разработана и апробирована программа реализации выявленных педагогических условий.
8. На основе педагогического эксперимента определена эффективность выделенных условий формирования общепедагогической готовности будущих преподавателей музыкальных дисциплин.
Эффективность экспериментальной модели подтвердилась.
Таким образом, поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей — 1990. — 188 с. -С. 12- С.28
- Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук-М., 1991. -38 с.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. -М., 2003. 223 с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с. — С.4-С.27-С. 137.
- Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиск. // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. -С.73−78.
- Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки. // Высшее образование в России 1998. — № 3. — С.35−39.
- Актуальные вопросы совершенствования оценочной деятельности в образовании и культуре. / Под ред Н. А. Селезнёвой М., 2000. -141 с.
- Алиев Ю.Б. Музыка: Программы общеобразовательных учебных учреждений. -М.: Просвещение, 1993. 79 с.
- Ю.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. — 335 е., нот.
- П.Алимская Л. Ф. Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению: Автореф. дисс. .кан.пед.наук-Саратов, 2001.-21с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
- Амонашвили Ш. А. Антология вечно восходящей истины. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование № 2 -2003. -С.117−121.
- Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования: Монография. / Под ред. А. Я Савельева. М., 2000. 192 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т.2 — 480 с. — С.128−267.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — 3-е изд. — СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2001. — 282 с.
- Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуал, и групповые различия в поведении. / Пер. с англ. Д. Гурьева и др. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 742 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2001.-686с.
- Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. -Казань: Из-во Казанского универсатета, 1993. 251 с. — С. 124.
- Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
- Анненкова О.О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (на примере института искусств):Автореф. дисс. .кан. пед. наук-Саратов, 2002−29 С.-С.4.
- Антрополова JI.B. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: Автореф. дисс.. док. пед. наук М., 2004. — 40 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: 1984. — 111с.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. док. пед. наук., М., 1986.-41 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования. // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. — Саратов, 1997. -С.3−13.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.312с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 200 с.
- Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толетарности. //Вопросы психологии. -М., № 4., 2003 С. 3−12.
- Асмолов А.Г. Деятельность //Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — с. 10.
- Ахтарёва Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. кан. псих. наук. Л., 1979. — 16 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Просвещение, 1981. 331 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.:Педагогика, 1992.-192с—С.124−125.
- Бабанекий Ю. К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей. // Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1989.-520с.-С.367−378.
- Байкова JI.A. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 170 с.
- Бакшаева Н.А., Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в констекстном обучении. М, 2000. — 200 с.
- Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL: Музыка, 1974. — 336 с.
- Безниско О.Н. Теоретические и методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс.. кан. пед. наук Краснодар, 2002.-21 с.
- Беляева А. П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика № 6., 2003. — С. 21−27.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1992. — 386 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М., 1994.
- Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.: Пер. с англ. М., 1982. / Общ. ред. М. М. Мацковского 2-е изд. -Минск: ООО «Попурри», 2000. — 507 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П. Система тестов TOEFL: педагогические несуразности // Педагогика № 4. — 2002. — С. 89−94.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. -121 с.
- Бодалев А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969.-96 с.
- Божович ЛИ. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 199 с. — С 87−88.
- Брунер Дж. С. и др. Исследование развития познавательной деятельности. -М.: Педагогика, 1997. 391 с.
- Брунер Дж. Научные основы социально воспитательных технологий // Школьные технологии — № 3. — 2003. — С.25−30.
- Брушлинский А.В. Мышление и общение: анализ через синтез в процессе диалог, решения задач. Самара: Самар. Дом печати, 1999. — 124 с.
- Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта в изменяющемся обществе. // Вестник Российской академии наук. -№ 2, 2002.-С.162−169.
- Буталова О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2003.-240с.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе.: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М, 1991. -55 с.
- Виленский М.Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя М., 1993. -115с.
- Выгогский Л.С. Собрание соч. М., 1984. — Т.4. — 499 с. -С.258−259.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -344с.
- Выготский JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Выготский JI.C. Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.:МГУ, 1 988 255с
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М: МГУ, 1976.-149с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 152 с.
- Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность М.: Вита-Пресс. 1999.-88 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир, 1996. Т1 — 491 с. -С.281. Т2 -376 с.-С. 88.
- Головаха Е.И., Панин Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К.: Политиздат Украины, 1989. — 189 с. — С. 25.
- Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., 1968. — 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя //Вопросы психологии. № 1., 1975. — С. 23−27.
- Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода М., 1999. -333 с.-С. 231.
- Гришина В.Н. Психология конфликта. СПб.: Речь, 2002. — 464 с.
- Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб, 1992. — 342 с.
- Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Волгоград, 1996.-23 с.
- Готсдинер A. J1. Музыкальная психология М., 1993. — 285 с.
- Давыдов В. В. Виды общения в обучении.-М. .Педагогика, 1972−420c.-C.62.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, — 240с.
- Давыдов В.В. Теория развития обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -Т.2. С. 634.
- Дергач А.А., Маскаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, практика М.: РАГС, 1999.-280 с.
- Дергач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований М., 2000. — 208 с. — С. 160.
- Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили: На материале худож.-теор. деятельности: Автореф. дисс. .док. псих. наук. М., 1994−37 с.
- Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
- Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс.. док. псих. наук. -М, 1989. -46 с.
- Дружинин В.Н. Индивидуальность и способность: Сб. научн. тр. -М: ИПАН, 1994.-142 с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие. М.: ИМАТОН, 2000. — 223 с.
- ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л. А., Понаморенко В. А. Готовность к деятельности в направленных ситуациях-Минск.:Университ., 1985.-206с.
- Дьяченко В.К. Новая дидактика.-М.:Народное образование, 2 001 493с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
- ЮО.Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.144с.
- Юб.Иванова С. П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков: ШЛИ, 1999. — 563 с.
- Ю7.Иванова С. П. Психология полисубъективного взаимодействия в социально-педагогической среде: Учеб. пособие. Псков: ПГПИ. 2000.-375с.
- Ю8.Иванова С. П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной деятельности: Учеб. пособие. Псков: ПГПИ, 2002.-328 с.
- Ю9.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Ю.Исаева И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2003. — 240 с.
- П.Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М&bdquo- 1974.-328 с.
- ПЗ.Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Н.Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. — 416 с.
- Казаринова Н.В., Куницына В. Н., Поголына В. М. Межличностное общение:Учебник для вузов С.-Петербург:Питер, 2001.-544с.:ил., рис., портр.
- Пб.Кандыбович Л. А., Дьяченко М. И. Психология. Словарь-справочник -М.: ООО «Хэлсон», 1998. 177 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое общение: Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувимского. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.:Роспедагенство, 1995.108с.
- Капустина Г. Ю. Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов педколледжа: На примере специальности «Музыкальное образование»: Автореф. дисс. кан. пед. наук М., 1999. — 24 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике- Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига: Педагогич. центр «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кларин М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Научно-практическое пособие. -М.: Дело, 2000. 220 с.
- Климов Е. А. Психология профессионализма-Воронеж, 1993 -197с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2003.-318 с.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики /ред. Н. А. Крымова: Предисл. Г. Товстоногова, Ил. Ю. Пименова- 2-е изд. М.: ВТО, 1984. — 526 е., илл.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1975. 47 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. Минск: Белорус, госун-та, 1976.—108с.
- Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. док. пед. наук-М., 1997.-41 с.
- Комарова Т.С. Знакомится с формой: Учеб. для детей дошк. возраста М.: Экмонт России, 2001 — 32 с.
- КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -651c.-C.99.
- Коменский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. Минск: Белорус, госун-та, 1976. — 350 с-С.98.
- КоменскийЯ.А. Великая дидактика. Изб. пед. соч. -М., 1995. 476 с.-С.164−391.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.
- Кондрашова JI.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности: Автореф.дис.док. пед. наук.-М., 1989−36с.-С.9.
- Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1979.—19с.
- Кремлёв Ю. А. Познавательная роль музыки-М. :Гос.муз.изд., 1963 .-62с.
- Кремлёв Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусств. М.: Музыка, 1976. — 72 с.
- Крутецкий В.А., Недбаева С. В. Профессионально необходимые качества личности учителя (педагогические способности и их формирование)
- Психологические проблемы формирования педагогических способностей -М.:МГПИ, 1982.-С. 3−20.
- Ш. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности -Л.: ЛГУ, 1970.-168 с.
- Кузьмина Н.В. Способность, одарённость, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. -218 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дисс.. док. пед. наук. Л., 1971.-42 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества эффективности. М.: Педагогика, 1981.-120 с.-С. 19.
- Кулюткин Ю.Н., Спасская Е. Б. Из опыта развития глобального мышления учащихся. // Практический журнал для учителя и администрации школы. № 4, 2003. — С. 68−72.
- Курт Э., Галкин О. А. Теоретические проблемы музыкальной психологии. Минск, 2000. — 149 с.
- Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы.-М., 1985.—71с.
- Лангер С. Философия в новом ключе.-М. Республика, 2000. -287с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение М.: Знание. 1979. — 46 с.
- Леонтьев А.Н. Общие понятия о деятельности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -306 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 2004.-385 с.
- Леонтьев А.Н. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. -М., 1997.-217 с.
- Леви B. J1. Нестандартный ребёнок. М., 1988. -186 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Л. М. Митиной М.: Академия, 2005. — 336 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М., 1976.-52с.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-350 с.
- Лурия А.Р., Выготский Л. С. Этюды по истории поведения М. -Л., 1930.-154 с.
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учеником как метод формирования личности//Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация-М.:АПН СССР, 1983.-С.64−73.
- Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-воМГУ, 1989.-240 с.
- Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
- Малинковская А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника» / В кн.: Психолого педагогические проблемы высшего музыкального образования — М., 1981. — С. 32.
- Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. — 210 с.
- Малюков А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. 1−5 Вып. -М., 1998 2000.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя-М.:Просвещение, 1993.190с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гуманит. Фонд «Знание». — 1996. — 309 с.
- Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. / Пер с нем. В. Л. Михелис. М.: Классика — XXI, 2003. — 118 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
- Маслоу А. Воспитание субъектной активности человека // Школьные технологии № 3., 2003. — С. 157−168.
- Меграбян А.А. Психодиагностика невербального поведения. -СПб.: Речь, 2001.-253 с.
- Медведева И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дисс.. док. пед. наук М., 2002. — 19 с.
- Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. Музыка № 9., 1980. — С.39 — 48.
- Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной темы: Автореф. дисс. .док. искусствоведения М., 1984. — 49 с.
- Мельник А.А. Как читать человека: Жесты, позы, мимика М.: РИПОЛ классик, 2005. — 640 е.: ил.
- Методологическая культура педагога музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Миллер Н.В., Доллард Дж. Социальное обучение и подражание. -Нью-Хейвен, 1941. 183 с.
- Миллер Н.В., Бэрон Р. С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб. и др., 2003. — 172 с.
- Мильрут Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. № 6., 1987. — С.47−55.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя -М.: Флинг, 1998.-201 с.
- Митина JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: Психическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М.: Флинта, 2001.-191 с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990. -С.23.
- Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. Л., 1981.-78 с.
- Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автор, дисс. док.пед.наук. Киев, 1983. -50 с.
- Морозова О.П. Педагогический практикум М.: Академия., 2 004 320с.
- Музыченко А.В. Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе преподавания: Автореф. канд.псих.наук. -Минск. 2003.-22 с. -С. 14.
- Надирова Л.Л. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс. .док. пед. наук. -М., 2000. -60 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 е.: нот. ил.
- Ш. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос. 2003. — 248 с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники.-М., 1985.206с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М., 1987. 311 с.
- Немов Р. С. Психология М., 1998. -532 с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учеб. пособие для вузов. Воронеж: МОДЭК, 2000. -171 с.
- Орлов А.Б. Психология личности. М., 2001. — 306 с.
- Падалка Г. Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки: Автореф дисс. .док. пед. наук. -М., 1989. 21 с.
- Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и тактика. Материалы первого научно-практ. семинара психологов и орган, шк. образования. М., 1994. — С. 76−94.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пискунова М.: Пед. общество России, 2000.-640с.
- Петерсон И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущего учителя.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1984.-15 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг М., 1989. — 216 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 252 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология М.:Академический Проект, 2006.-400 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высшего учебного заведения -М.:Владос, 2000.-176с.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гурнов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.:Пед. Общество России-1999.-352 с.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика 1993 — № 4 — с. 60 63 — С. 59−63.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А.ДГлоточкин. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1986. — 255 с.
- Подымова Л.С. Психолого-педагогические условия творческого потенциала будущего учителя в воспитательном процессе вуза. // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теор. и опыт. Курск, 2000.-С. 122−134.
- Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы М: Академия, 2003.-136 с.
- Присгавка Т.А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов (на материале колледжа культуры и искусств): Автореф. дисс. кан. пед. наук Белгород, 2004. — 22 с.
- ПрокофьеваИ.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. .кан. пед. наук Тюмень, 2002. -18 с.
- Психология одарённых детей и подростков: Учеб. пособие для студ. выш. и сред. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.-Под ред. Н.С.Лейтеса-2-еизд., перераб. и доп.-М.:Академия. 2000. -336с.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. Ред. Г. М. Цыпина -М.: Академия, 2003 368 с.
- Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского — М.: ПЕР СЭ, 2005. -176 с.
- Пырьев Е.А. Психологическая готовность к педагогической деятельности: Автореф. дисс. кан. псих. наук. СПб, 1993. — 19 с.
- Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. / Пер. с англ. Е. Г. Ефремовой 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
- Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 384 е.: ноты.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры М.: Владос, 1999
- Раченко И.П. Интегративная психопедагогика (авторская школа): Орг.-метод. пособие Пятигорск: ПГЛУ, 2000. — 208 с.
- Рогачевская О.В. Развитие художественно-познавательной активности студентов в процессе их приобщения к музыкальному исполнению: Автореф. дисс.. кан. пед. наук-М., 2003.-22 с.
- Рогов Е.И. Исследование процессов профессиональной типизации в педагогической деятельности // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1992. -С. 7−9.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов — на -Дону, Изд. «Феникс», 1996. — 512 с.
- Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. -М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. 414 с.
- Рубинштейн А.Г. Избранные письма / Под общей ред., со вступит, статьёй и коммент. -М.Музгиз, 1954. 103 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии 2 изд. — М.: Учпедгиз., 1946.-704 е.: ил.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах М.: Педагогика, 1989 -Т. 1. -483 е.- Т.2 — 323 с.
- Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автоф. дис.. кан. пед. наук М., 1987 — 15 с.
- Савельев А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование России. № 2., 1994. — С.29−38.
- Савельев А.Я. Высшее образование: Состояние и проблемы развития. М.: НИВО, 2001. — 120 с.
- Саймон Б. Общество и образование М.: Прогресс. 1989. — 200 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания М.: Академия, 2003. — 336 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999. 272 с.
- Симонов П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М: Международная педагогическая академия., 1994. -192 с.
- Сигаров В.А. Дидактика-М: Академия, 2003. 304 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения М.: Педагогика. 1971.-208 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Сластёнин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика М: Академия — 2004. — 480 с. — С. 351.
- Сласгёнин и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 2003. — 576 с. — С. 164.
- Сласгёнин В.А. Профессионализм педагога: амеологический контекст // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. М: ГНО из-во Прометей МПГУ, 2005. — С. 17 — 32.
- Сластёнин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры.// Педагогический профессианализм как фактор развития современного образования: Матер, межд. научно-практич. конф. Новосибирск, 2005.-С.З-19.
- Смирнов И.П. Синергетика открытого профессионального образования // Мир образования образование в мире. — № 4., 2002. — С. 3−17.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского-М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
- Смирнов СЛ., Котова И. Б., Шиянов КН. и др. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии М.: Академия — 2003. — 512 с.
- Соколов В.М. Педагогическая эвристика.-М.:Аспект Пресс, 1 995 255 с.
- Соколов В.М. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н. Новгород, 1995.-299 с.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. — 192 с.
- Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М, 1975. — 287 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. / Сб. статей -Л.: Сов. композитор, Ленинградское отделение, 1983. 304 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995. — 29 с.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1996.280 с.
- Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. 2-е изд. СПб. и др., 1999−85 с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. К.: Радянська школа, 1975. — 235 с.
- Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Современная высшая школа. № 1., 1977. — С.55−60.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащегося. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Талызина Н. Ф Педагогическая психология. М.: Academia, 2003.287 с.
- Татур Ю.Г. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М., 1994. — 208 с.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высш. шк. М.: Изд-во исслед. центра проблем качесва подготовки специалистов: МГТУ, 1999−278с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-534 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М., 1947.
- Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. .док. пед. наук-СПб, 1995−24с.
- Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование-СПБ, 1997.-168с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз, 1953. -444с.
- Трейвиш М.И., Вольперт В. В. Алгебра познания. Логический и структурный анализ в экономике, политике и культуре. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 208 с.
- Узнадзе Д.М. Основные положения теории установки//Экспериментальные основы психологии установки-Тбилиси: ТГУ, 1961.-С.5−43.
- Узнадзе Д.М. Психология установки. СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2001.-414 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского -М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания//Избр. пед. соч.: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. -Т.1 -С.343−357.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — Т.1. -568 е.- Т.2.-456 с.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Вып. III. Тарту, 1967. — 89 с.
- Флоренский П.А. Иконостас.Избр.тр. по искусству.-СПб, 1993.-91с. 280. ормирование учебной деятельности студентов / Под ред.
- B.Я.Ляудис. -М.: Педагогика, 1989. 240 с.
- Хараш А.У. Восприятие человека человеком как взаимодействие на его поведение // Психология межличностного познания. / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: НИИ АПН СССР, 1981. С 8- С.25−42.- С 55.
- Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа — М, 2005. — 624 с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. док. пед. наук. -М., 1978. 41 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
- Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. Одесса, 1992. 160 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. -М.: Изд-во корпорации «Логос», 1996. 320 с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.:Педагогика, 1980.-95с1. C.43.
- Шаталов В.Ф. Воспитание и обучение детей с проблемами // Школьные технологии № 3, 2003 — С. 126−137.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества М., 1975. — 200 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами М.: Академия, 2003. — 320 с.
- Шишкина С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Автореф. дис. .кан. пед. наук-Саранск, 2001.- 18 с.
- Щербаков А. И. Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1987.-с. 158−283-С. 158.
- Щербаков А.И. Формирование системы ценностных ориентаций студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 235 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательное&trade- деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щукина Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса-М.: Знание, 1980. 115 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М., 1988. — 274 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры -М., 1978. 254 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского) М., 1994. — 325 с.
- Якиманская И.С. и др. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. — 92 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии.-№ 2, 1995.-С.31−41-С. 32.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе -М.: Сентябрь, 1996. -95 с.
- Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. пособие. Л., 1986. — 44 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Псих, аспекты. -Л.: ЛГУ, 1988.-159 с.
- Якунин В.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности: Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Оренбург, 2001. — 20 с.
- Apelt Walter Posinionen und Probleme der Fremdsprachen psychologie. Halle (Saale), Niemeyer, 1976,197 s.
- Aronson Elliot Avoidance of inter-subject communication // Psychal. Reports. 1966, V, 19.
- Kelly Y. The psychology of personal constucts (vol 1 and 2}-N.V.:Xorton, 1995.
- Kohlberg L. Moral develoopppment and iideentifiication, Children psychology, University off Chicago Press, 1963., p. 277−332.
- Maslou A.H. Motivation and personaliti N. Y., 1970. — 369 p. 310. Skinner B.F. The Science of Learning and Art of Teaching, Piterburg1954.
- Skinner B.F. Science and human behavior. New York, Macmillan, 1953, IX, 461 p.
- Skinner B.F. Verbal behavior. London, Methuen, 1957. — X, 478 p.
- Watson J.B. Cayua cullure change: a study in acculturation and methodology. (Andover), Amerian anthropological association, 1952 144 p.
- Watson J.B. Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, № 3, p. 1−14.
- Watzlawick Paul Haw real is real? Confusion, disinformation, communication / An anecdotal introduction to communications theorry /. New York, 1977, XIV, 267p.