Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 02. — теория и методика обучения и воспитания (музыка)
  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук, профессор Арчажникова Людмила Григорьевна
  • Москва
  • Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Содержание стр. 3.

    Глава I. Теоретические основы проблемы общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования / %.

    1.1 Понятие общепедагогическая готовность в психологопедагогической литературе / У.

    1.2. Компонентный состав и критерии общепедагогической готовности 3 9.

    I.3 Педагогические условия формирования готовности студентов к музыкальной профессионально-педагогической деятельности ?3.

    Выводы по первой главе ^.

    Глава П. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию общепедагогической готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. SO.

    П. 1 Констатирующий этап эксперимента по изучению уровня сформированное&tradeобщепедагогической готовности студентов 30.

    II.2. Формирование общепедагогической готовности у студентов в условиях педагогического эксперимента.

    П.З. Анализ опытно-экспериментальных данных по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности /Цд Выводы по второй главе /Цу.

    Заключение

    / ^.

    Список использованной литературы. ^^.

    Приложение ^.

    Актуальность исследования. В условиях инновационных преобразований в России во всех сферах жизни современного человека, меняется и стратегия подготовки специалистов, в том числе и в сфере музыкально-профессионального образования. Внимание современных исследователей обращено на подготовку специалистов, способных творчески реализовывать свои педагогические умения в новых условиях жизни, в ситуациях быстрых перемен. В связи с этим в современной российской педагогике идут противоречивые процессы, связанные с изменением её содержательных характеристик. Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что осуществляется пересмотр и переосмысление содержания профессиональной готовности выпускников вузов и колледжей, в том числе и музыкальной направленности. Повышаются требования к выпускникам не только в качестве музыкальных исполнителей, но и подготовке их как преподавателей, где значительную роль играет общепедагогическая готовность к педагогической деятельности.

    По сложившейся традиции долгое время в нашей стране при подготовке специалистов в системе музыкального образования преобладала стратегия обучения в рамках узкой специализации музыканта-исполнителя. К сожалению, такая практика в большинстве случаев остаётся до сих пор. Педагогическая подготовка этих специалистов, в основном, ориентирована на усвоение теоретических знаний педагогики и редко выходит на формирование практических умений, необходимых для компетентной педагогической деятельности.

    По данным социологических и психолого-педагогических исследований, потребность в изменении стратегии обучения студентов в системе профессионального музыкального образования возникает при смене типов культур и, в частности, при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, открытому глобальным инновациям.

    Сегодняшний выпускник консерватории, музыкальных колледжей и других специальных учебных институтов вынужден чутко реагировать на потребности общества и согласно социальным заказам быть подготовленным к преодолению социально-экономических и профессиональных трудностей. Одной из задач подготовки в этом направлении мы выделяем формирование общепедагогической готовности выпускника к педагогической деятельности, поскольку новые социальные условия требуют и нового качества педагогической готовности студентов в системе профессионального музыкального образования.

    Анализ учебных планов показал, что предмету «Основы психологии и педагогики» уделяется 15,6% от учебных часов гуманитарных дисциплин, что составляет 1,5% от общего количества часов обучения (72, 73, 74, 75). В тоже время основной состав выпускников высших и средних музыкальных учебных учреждений осуществляет педагогическую деятельность в детских музыкальных, общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг также подчёркивает актуальность общепедагогической составляющей в подготовке специалиста. В этой связи можно рассматривать актуальность социального запроса, поскольку в современной системе профессионального музыкального образования имеется потребность в активной и деловой личности, владеющей в совершенстве своей специальностью и умеющей реализовать педагогические навыки для «передачи» знаний последующим поколениям. Актуальность перспективы выражается в том, что в условиях наметившихся изменений в экономической и социальной обстановке в стране возникает потребность в качественной подготовке кадров для осуществления прогнозируемого развития индивидуального стиля исполнительской деятельности, осуществление которой невозможно без компетентной психолого-педагогической деятельности преподавателя музыки.

    Вместе с тем в современной системе профессионального музыкального образования можно выделить следующие противоречия в подготовке студентов:

    — между низким статусом общей педагогики в профессиональной подготовке студентов и центральным её положением в системе научного знания;

    — между возникшими требованиями инновационной стратегии образования к компетентности преподавателей музыки и реальным уровнем их подготовленности к педагогической деятельности;

    — между реальным и практически необходимым уровнем общепедагогической готовности студентов;

    — между зафиксированными в Государственных образовательных стандартах целями, задачами педагогической готовности студентов и отсутствием единого концептуально-методологического подхода, надёжного измерительного инструментария для их изучения.

    В этой связи разработка теории и практики формирования общепедагогической готовности специалиста профессионального музыкального образования приобретает в настоящий момент особое значение.

    Указанные обстоятельства подчёркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки специалистов в системе профессионального музыкального образования с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассматривать взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности. Формирование общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности — это относительно новая и недостаточно изученная, но весьма актуальная проблема педагогики высшей и средней школы, тесно связанная с вопросами обеспечения и оценки качества подготовки специалистовбудущих музыкантов и педагогов.

    На основе обозначенных противоречий, сформулирована проблема исследования: определение общепедагогической подготовки — его содержания, основ методики и технологии преподавания педагогических дисциплин, обеспечивающих необходимые условия формирования готовности студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности. Теоретическая и технологическая неразработанность проблемы конструирования содержания общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов определили выбор темы диссертационного исследования «Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности».

    Цель исследования — определить сущность, содержание, критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

    Объект исследования — общепедагогическая готовность студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

    Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов к педагогической деятельности.

    Гипотеза исследования. Формирование общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов, получающих музыкальное образование в колледжах, будет проходить успешно, если в практике обучения будут обеспечены следующие педагогические условия:

    — определены основные компоненты готовности и средства их диагностикиразработаны критерии и уровни сформированности общепедагогической готовности;

    — обеспечены условия активизации у студентов потребности в углублении общепедагогической готовности к педагогической деятельностииспользована взаимосвязь музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.

    Цель, объект, предмет и гипотеза определили основные задачи исследования:

    1. На основе анализа теоретической литературы выявить сущность педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования, определить её структуру.

    2. Выделить роль мотивации к педагогической деятельности в структуре педагогической готовности студентов музыкально-профессионального образования.

    3. Определить критерии и уровни педагогической готовности студентов и выявить взаимосвязь уровня готовности к педагогической деятельности с компонентами практической музыкально-педагогической деятельности.

    4. Разработать и проверить на практике педагогические условий формирования готовности студентов профессионального музыкального образования к педагогической деятельности.

    5. Разработать и проверить на практике модель организации и управления процессом формирования готовности студентов в области музыкально-профессионального образования.

    6. Обосновать применение педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатываются умения воздействовать на личность будущего ученика, как средство организации процесса формирования готовности студента к педагогической деятельности.

    Теоретико-методологической основой исследования послужило применение многоуровневой методологии, в том числе:

    — на философском уровне — идеи и принципы, положения гносеологии, выступающие в качестве логико-методологических основ получения новых научных данных и их интерпретации (В.Г.Афанасьев, Н. А. Бердяев, С. Лангер, П. А. Флоренский и дф.);

    — на эстетическом уровне — идеи и принципы высокохудожественного музыкального искусства, эстетического и художественного восприятия музыкальных произведений и воспитательной функции музыки (Д.Б.Кабалевский, В. В. Медушевский, А. Н. Сохор и др.);

    — на уровне общенаучных дисциплин использовались принципы, понятия, идеи и концепции теории систем, теории управления и других наук, то есть идеи политеории, основанные на взаимопроникновении многообразных факторов при комплексном решении поставленных задач (А.П.Беляева, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.) — концепция создания национальной системы оценок и качества образования (Н.А.Сеяёзнева,.

    A.И.Субетто, Ю. Г. Татур и др.) — на уровне психолого-педагогических наук использовались концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода, в частности: единство личности и деятельности, сознания и деятельности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. И. Фельдпггейн и др.) — понятия о сущности, стратегии и технологии профессиональной подготовки учителя (Ю.К.Бабанский, Н. В. Кузьмина, Ю. ККулюткин, А. Б. Орлов,.

    B.А.Сластёнин, Н. Ф. Талызина и др.) — профессиональная готовность будущего учителя к педагогической деятельности, её аспекты, педагогические условия, компоненты готовности, критерии определения готовности (А.А.Дергач, З. В. Румянцева, и др.) — проблема общепедагогической подготовки учителя.

    О.А.Абдуллина, Л. Ф. Спирин и др.) — концептуальная схема труда учителя и роли его авторитета, исследования психологической структуры педагогической деятельности и моделей личности учителя (А.К.Маркова, В. Д. Шадриков и др.) — идеи о системообразующей функции мотивов и потребностей в достижении профессиональной деятельности, обусловленности развития личности социально-психологическими и педагогическими факторами (А.Г.Асмолов, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н. Ф. Талызина и др.) — педагогическая психодиагностика личности (А.Анастази, Я. Л. Коломинский, Е. И. Рогов и др.) — инновационная стратегия обучения и гуманизация учебного процесса (А.Н.Маслоу, К. Р. Роджерс и др.) — моделирование учебного взаимодействия (В.Я.Ляудис, А.У.Хараш) — психологические особенности музыкального образования (М.С.Страчеус, Б. М. Теплов и др.) — развитие музыкального образования и воспитания (Э.Б.Абдулин, Ю. Б. Алиев, О. ААпраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Е. А. Бодина, В. И. Горлинский, А. Л. Готсдинер, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.).

    Подчеркнём, что в основу исследования была положена гипотеза: общепедагогическая готовность представляет собой системообразующий блок, включающий ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты, которые находятся в многочисленных взаимозависимостях между собой. Общепедагогическая готовность есть результат общепедагогической подготовки студентов в процессе обучения. Готовность к педагогической деятельности рассматривается как целостное проявление личности студента и образуется на всех этапах обучения. Общепедагогическая готовность способствует продвижению личности студента — будущего преподавателя, — к овладению профессиональным мастерством и является важным условием эффективности этого процесса.

    Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, музыкально-методической литературысистематизация и обобщение музыкально-педагогического опытасинтез научной теории и музыкальной практики в подготовке будущего исполнителяметод аналогии, педагогического прогнозирования;

    — эмпирические методы (опросный методшкалированиеметод экспертных оценок);

    — констатирующий и формирующий этапы исследования;

    — количественный и качественный сравнительный анализ полученных результатов исследования.

    В исследовании использовались методики разработанные автором настоящего исследования:

    Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения",.

    — «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов»,.

    — «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

    Разработанные автором методики позволяют судить о широте музыкальной подготовки.

    Организация исследования. Научно-исследовательская работа проходила в период 1998 — 2006 г. г. и включала в себя три этапа.

    Первый этап (1998;2001) — аналитико-поисковый. Изучение специальной литературы для уяснения состояния обозначенной проблемы. сопоставительный анализ, синтез и систематизацию материалов по изучаемой проблеме, определение теоретических основ исследования и его методологического аппаратаразработка плана эмпирического исследования и осуществление пилотажного исследования.

    Второй этап (2001;2004) — опытно-экспериментальный. Поиск критериев сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, выявление совокупности педагогических условий по формированию общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности, определение действенности коммуникативных ситуаций учебного общения как стимула активации интереса и мотивации к музыкально-педагогической деятельностикорректировка методик и гипотезы исследования готовности студентов к педагогической деятельности. Проводились опытно-экспериментальные занятия (факультатив) по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

    Третий этап (2004;2006) — завершающий. Определение уровней общепедагогической готовности студентов и выявление взаимосвязи развития уровня общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности. Анализ полученных результатов, формирование общих выводов и педагогических рекомендаций, целостное оформление работы, внедрение эксперимента.

    Научная новизна исследования.

    — дополнено содержание понятия общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности как сложной динамической многокомпонентной структуры;

    — выделены основные компоненты (ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный) и определены критерии общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа;

    — обобщены и систематизированы подходы к изучению общепедагогической готовности студентов — музыкантов (теоретические, практические и научно-практические) — выявлены педагогические условия, влияющие на психологическую стабильность студентов в развитии навыков музыкально-педагогической деятельности;

    — разработана программа специального курса по формированию у студентов общепедагогической готовности к педагогической деятельности с применением специальных педагогических ситуаций обучения и воспитания, в которых отрабатывается одно или несколько умений воздействовать на личность ученика;

    — доказана взаимосвязь развития уровня общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов с функциональными компонентами практической музыкально-педагогической деятельности (коммуникативными, дидактическими, организаторскими, конструктивными и контрольно-оценочными).

    Теоретическая значимость исследования.

    Обоснована необходимость формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности.

    Разработаны концептуальные положения формирования общепедагогической готовности и обоснована важность мотивации к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа.

    Применение основных положений, представленных в концепции формирования общепедагогической готовности студентов к музыкально-педагогической деятельности, дополняет общую теорию педагогики высшей и профессиональной средней школы. В диссертации доказана эффективность использования специальной программы «Формирование у студентов общепедагогической готовности», базирующейся на теоретико-практическом курсе с целью достижения уровня сформированности общепедагогической готовности студентов.

    Практическая значимость.

    Разработан спецкурс по формированию общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа, содержание которого связаны с профилем подготовки студентов и включает в себя применениемоделирование педагогических ситуаций обучения и воспитания, ролевые игры как средство формирования общепедагогической готовности будущего преподавателя.

    Предложена и апробирована методика оценки общепедагогической готовности к педагогической деятельности студентов музыкального колледжа. Автором представлено: «Критерии оценки сформированности общепедагогической готовности студентов к педагогической деятельности в процессе музыкально-профессионального обучения" — «Опросник для выявления широты музыкально-педагогической подготовленности студентов" — «Программа по формированию общепедагогической готовности, включающая коммуникативно-ситуативное моделирование».

    Разработана программа специального курса «Формирование у студентов общепедагогической готовности» с применением педагогических ситуаций обучения и воспитания. Применение педагогических ситуаций обучения и воспитания способствует вырабатыванию одного или нескольких умений у будущего учителя-музыканта воздействия на личность ученика. Применение педагогических ситуаций могут послужить основой для комплексного изучения общепедагогической готовности студентов при организации и проведении педагогической практики в музыкальных школах, а также при проведении мониторинга и отслеживании некоторых аспектов профессионально-личностной подготовки студента в системе профессионального музыкального образования. Теоретические и практические положения диссертации и материалы апробированного спецкурса могут быть рекомендованы к использованию на лекционных, семинарских и практических занятиях по педагогике, педагогической психологии в колледжах, вузах и для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.

    Разработанные в исследовании измерительные шкалы позволяют более глубоко и дифференцировано оценивать общепедагогическую готовность, мотивацию к педагогической деятельности студента, сопоставлять динамику развития его собственных способностей интерпретировать музыкальные произведения в процессе обучения учащихся музыкальных школ.

    В диссертации на основе исследования сформулированы методические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности студента и педагогического общения с учащимися музыкальных школ. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах «Педагогика и психология», «Дифференцированная педагогика», «Педагогическое общение», «Психология и педагогика искусства», «Психология творчества», на индивидуальных занятиях по предметам музыкального цикла (дирижерская практика, вокальные ансамбли и др.).

    Достоверность полученных выводов и результатов исследования достигнуты благодаря всестороннему изучению состояния проблемы общепедагогической готовности студентов. В работе были использованы современные методы теоретико-эмпирического исследования, соответствующие поставленным задачам, в том числе применены математико-статистические методы при обработке и анализе результатов исследования и практических результатов, проводился количественный и качественный, логический и структурный контент-анализ. В ходе опытноэкспериментальной работы учитывалась репрезентативность выборки, и оценивались положительные результаты экспериментальной работы при внедрении в практику формирующего эксперимента. Апробация полученных результатов в условиях музыкального колледжа проводилась с учетом обеспечения целостного подхода к изучаемой проблеме и с учётом проверки гипотезы исследования. Методологическое обоснование исходных теоретических положений и применение адекватного комплекса методов исследования, а также внедрение авторских разработок в психолого-педагогическую и музыкально-исполнительскую практику обеспечили достоверность и обоснованность результатов исследования.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Общепедагогическая готовность специалистов системы профессионального музыкального образования определяется как индивидуальная музыкально-творческая совокупность исполнительских приёмов, педагогической грамотности и компетентности во взаимосвязи с познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью студента, формирующая качество «передачи» своих знаний и умений учащимся.

    2. Общепедагогическая готовность — личностное образование студента, формирующееся в процессе обучения, и являющееся результатом общепедагогической подготовки. Уровень сформированное&tradeобщепедагогической готовности напрямую зависит от заинтересованности студента областью профессионального музыкального образования, его мотивацией к педагогической деятельности.

    3. Общепедагогическая готовность студентов представляет собой сложную многокомпонентную структуру, включающую в себя ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный блоки.

    4. Разработанные автором педагогические условия (формирование у будущего преподавателя ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в процессе обучения и др.) формирования у студентов общепедагогической готовности, обеспечивающие осознанное целеполагание и мотивацию к педагогической деятельности способствуют становлению профессионализма студентов.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования на различных этапах работы обсуждались и апробировались: на заседаниях кафедры педагогики и на педагогических советах Московского государственного института музыки имени А. Шнигке (2001;2005) — на VII научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» в Томском экономико-юридическом институте (2004) — на международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова (2005), Международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения» в Таганрогском государственном педагогическом институте (2005), на IV международной научной конференции «Европа и современная Россия, интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (2006), на кафедре культурологии и методологии музыкального образования им. М. А. Шолохова (2006). Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 17 публикациях.

    Структура и объем диссертации

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 315 наименований и 5 приложений, основной текст изложен на 182 страницах.

    — Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

    Данное исследование не претендует на полное, всестороннее решение проблемы формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа. Изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены. В частности, актуальным представляется в дальнейшем исследование преемственности развития общепедагогической готовности в цепи — будущий учитель (студент) — учитель (практик) — а также исследование вопросов по формированию общепедагогической готовности учащихся музыкальных школ и школ искусств.

    Заключение

    .

    В проведённом исследовании осуществлялось решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки с целью повышения её качества, которое определяется уровнем сформированности у студентов-музыкантов общепедагогической готовности к педагогической деятельности. Мы рассматривали общепедагогическую готовность педагога-музыканта как интегральное свойство личности, выражающееся в единстве мотивационной, теоретической и практической готовности к педагогической деятельности. Основными компонентами общепедагогической готовности будущего преподавателя музыкальных дисциплин выделены: ценностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный. Единство, взаимосвязь выделенных компонентов способствуют установлению положительных связей между знаниями и чувствами в процессе деятельности.

    Общепедагогическая готовность как личностное образование студентов требует целенаправленного её формирования и развития в процессе обучения. Мы рассматривали обучение студентов в музыкальном колледже как синтез компонентов общепедагогической готовности в системе музыкально-профессиональной подготовки.

    Мы полагали, что на основе личностного подхода в организации деятельностного принципа (принципа изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности) модель реализации выявленных педагогических условий даёт значительный эффект в формировании общепедагогической готовности будущего преподавателя музыки. Использование педагогических ситуаций, задач в изучении теоретических дисциплин повысит интерес к педагогическим знаниям и умениям.

    В ходе нашего исследования были решены следующее задачи:

    — Проведён анализ понятия общепедагогическая готовность в психолого-педагогической литературе. Изучено состояние проблемы формирования общепедагогической готовности молодых специалистоввыпускников профессионального музыкального образования.

    2. Определен компонентный состав и содержание общепедагогической готовности студентов профессионального музыкального образования.

    3. Определены критерии общепедагогической готовности.

    4. Выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования общепедагогической готовности будущих преподавателей музыки на базе изучения дисциплин предметно-педагогического цикла Государственного стандарта среднего профессионального образования.

    5. Создана и реализована модель формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа.

    6. Проведено изучение уровня сформированности общепедагогической готовности студентов музыкального образования.

    7. Разработана и апробирована программа реализации выявленных педагогических условий.

    8. На основе педагогического эксперимента определена эффективность выделенных условий формирования общепедагогической готовности будущих преподавателей музыкальных дисциплин.

    Эффективность экспериментальной модели подтвердилась.

    Таким образом, поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей — 1990. — 188 с. -С. 12- С.28
    2. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук-М., 1991. -38 с.
    3. Э.Б., Николаева Е. В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. -М., 2003. 223 с.
    4. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 141 с. — С.4-С.27-С. 137.
    5. О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиск. // Высшее образование в России. 1996. -№ 1. -С.73−78.
    6. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки. // Высшее образование в России 1998. — № 3. — С.35−39.
    7. Актуальные вопросы совершенствования оценочной деятельности в образовании и культуре. / Под ред Н. А. Селезнёвой М., 2000. -141 с.
    8. Ю.Б. Музыка: Программы общеобразовательных учебных учреждений. -М.: Просвещение, 1993. 79 с.
    9. Ю.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. — 335 е., нот.
    10. П.Алимская Л. Ф. Формирование готовности студентов к музыкально-педагогическому общению: Автореф. дисс. .кан.пед.наук-Саратов, 2001.-21с.
    11. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
    12. Ш. А. Антология вечно восходящей истины. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование № 2 -2003. -С.117−121.
    13. Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования: Монография. / Под ред. А. Я Савельева. М., 2000. 192 с.
    14. .Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т.2 — 480 с. — С.128−267.
    15. .Г. Человек как предмет познания. — 3-е изд. — СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2001. — 282 с.
    16. А. Дифференциальная психология: Индивидуал, и групповые различия в поведении. / Пер. с англ. Д. Гурьева и др. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 742 с.
    17. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2001.-686с.
    18. В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. -Казань: Из-во Казанского универсатета, 1993. 251 с. — С. 124.
    19. В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
    20. О.О. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (на примере института искусств):Автореф. дисс. .кан. пед. наук-Саратов, 2002−29 С.-С.4.
    21. JI.B. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: Автореф. дисс.. док. пед. наук М., 2004. — 40 с.
    22. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: 1984. — 111с.
    23. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. док. пед. наук., М., 1986.-41 с.
    24. Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования. // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. — Саратов, 1997. -С.3−13.
    25. .В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.312с.
    26. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
    27. .В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 200 с.
    28. А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толетарности. //Вопросы психологии. -М., № 4., 2003 С. 3−12.
    29. А.Г. Деятельность //Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — с. 10.
    30. Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. кан. псих. наук. Л., 1979. — 16 с.
    31. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Просвещение, 1981. 331 с.
    32. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.:Педагогика, 1992.-192с—С.124−125.
    33. Ю. К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей. // Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1989.-520с.-С.367−378.
    34. JI.A. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — 170 с.
    35. Н.А., Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в констекстном обучении. М, 2000. — 200 с.
    36. Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. JL: Музыка, 1974. — 336 с.
    37. О.Н. Теоретические и методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс.. кан. пед. наук Краснодар, 2002.-21 с.
    38. А. П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика № 6., 2003. — С. 21−27.
    39. Н.А. Самопознание. М., 1992. — 386 с.
    40. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М., 1994.
    41. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.: Пер. с англ. М., 1982. / Общ. ред. М. М. Мацковского 2-е изд. -Минск: ООО «Попурри», 2000. — 507 с.
    42. В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
    43. В.П. Система тестов TOEFL: педагогические несуразности // Педагогика № 4. — 2002. — С. 89−94.
    44. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
    45. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. -121 с.
    46. А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.
    47. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969.-96 с.
    48. . Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 199 с. — С 87−88.
    49. Дж. С. и др. Исследование развития познавательной деятельности. -М.: Педагогика, 1997. 391 с.
    50. Дж. Научные основы социально воспитательных технологий // Школьные технологии — № 3. — 2003. — С.25−30.
    51. А.В. Мышление и общение: анализ через синтез в процессе диалог, решения задач. Самара: Самар. Дом печати, 1999. — 124 с.
    52. А.В. Психология индивидуального и группового субъекта в изменяющемся обществе. // Вестник Российской академии наук. -№ 2, 2002.-С.162−169.
    53. О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2003.-240с.
    54. А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе.: Автореф. дисс.. док. пед. наук. -М, 1991. -55 с.
    55. М.Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя М., 1993. -115с.
    56. Л.С. Собрание соч. М., 1984. — Т.4. — 499 с. -С.258−259.
    57. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -344с.
    58. JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
    59. JI.C. Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
    60. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.:МГУ, 1 988 255с
    61. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М: МГУ, 1976.-149с.
    62. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. — 152 с.
    63. Гин А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность М.: Вита-Пресс. 1999.-88 с.
    64. . Что такое психология. В 2-х т. М.: Мир, 1996. Т1 — 491 с. -С.281. Т2 -376 с.-С. 88.
    65. Е.И., Панин Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К.: Политиздат Украины, 1989. — 189 с. — С. 25.
    66. Ф. Н. Книга об учителе. М., 1968. — 260 с.
    67. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя //Вопросы психологии. № 1., 1975. — С. 23−27.
    68. В.И. Модернизация системы музыкального воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода М., 1999. -333 с.-С. 231.
    69. В.Н. Психология конфликта. СПб.: Речь, 2002. — 464 с.
    70. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дисс. док. пед. наук. СПб, 1992. — 342 с.
    71. О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук Волгоград, 1996.-23 с.
    72. Готсдинер A. J1. Музыкальная психология М., 1993. — 285 с.
    73. Давыдов В. В. Виды общения в обучении.-М. .Педагогика, 1972−420c.-C.62.
    74. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, — 240с.
    75. В.В. Теория развития обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
    76. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -Т.2. С. 634.
    77. А.А., Маскаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, практика М.: РАГС, 1999.-280 с.
    78. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований М., 2000. — 208 с. — С. 160.
    79. Л.Я. Эмоциональные стили: На материале худож.-теор. деятельности: Автореф. дисс. .док. псих. наук. М., 1994−37 с.
    80. Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. — 424 с.
    81. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс.. док. псих. наук. -М, 1989. -46 с.
    82. В.Н. Индивидуальность и способность: Сб. научн. тр. -М: ИПАН, 1994.-142 с.
    83. В.Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие. М.: ИМАТОН, 2000. — 223 с.
    84. ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л. А., Понаморенко В. А. Готовность к деятельности в направленных ситуациях-Минск.:Университ., 1985.-206с.
    85. В.К. Новая дидактика.-М.:Народное образование, 2 001 493с.
    86. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. -189 с.
    87. ЮО.Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.144с.
    88. Юб.Иванова С. П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков: ШЛИ, 1999. — 563 с.
    89. Ю7.Иванова С. П. Психология полисубъективного взаимодействия в социально-педагогической среде: Учеб. пособие. Псков: ПГПИ. 2000.-375с.
    90. Ю8.Иванова С. П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной деятельности: Учеб. пособие. Псков: ПГПИ, 2002.-328 с.
    91. Ю9.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
    92. Ю.Исаева И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2003. — 240 с.
    93. П.Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
    94. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. -М&bdquo- 1974.-328 с.
    95. ПЗ.Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
    96. Н.Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. — 416 с.
    97. Н.В., Куницына В. Н., Поголына В. М. Межличностное общение:Учебник для вузов С.-Петербург:Питер, 2001.-544с.:ил., рис., портр.
    98. Пб.Кандыбович Л. А., Дьяченко М. И. Психология. Словарь-справочник -М.: ООО «Хэлсон», 1998. 177 с.
    99. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение: Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувимского. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
    100. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.:Роспедагенство, 1995.108с.
    101. Г. Ю. Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов педколледжа: На примере специальности «Музыкальное образование»: Автореф. дисс. кан. пед. наук М., 1999. — 24 с.
    102. М.В. Инновации в мировой педагогике- Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига: Педагогич. центр «Эксперимент», 1995. — 176 с.
    103. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: Научно-практическое пособие. -М.: Дело, 2000. 220 с.
    104. Климов Е. А. Психология профессионализма-Воронеж, 1993 -197с.
    105. Е.А. Пути в профессионализм: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2003.-318 с.
    106. М.О. Поэзия педагогики /ред. Н. А. Крымова: Предисл. Г. Товстоногова, Ил. Ю. Пименова- 2-е изд. М.: ВТО, 1984. — 526 е., илл.
    107. Я.Л. Психология общения. М., 1975. 47 с.
    108. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. Минск: Белорус, госун-та, 1976.—108с.
    109. Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. док. пед. наук-М., 1997.-41 с.
    110. Т.С. Знакомится с формой: Учеб. для детей дошк. возраста М.: Экмонт России, 2001 — 32 с.
    111. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -651c.-C.99.
    112. Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. Минск: Белорус, госун-та, 1976. — 350 с-С.98.
    113. КоменскийЯ.А. Великая дидактика. Изб. пед. соч. -М., 1995. 476 с.-С.164−391.
    114. Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.
    115. JI.B. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности: Автореф.дис.док. пед. наук.-М., 1989−36с.-С.9.
    116. Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореф. дис.. кан. пед. наук. -М., 1979.—19с.
    117. Ю. А. Познавательная роль музыки-М. :Гос.муз.изд., 1963 .-62с.
    118. Ю. А. О роли разума в восприятии произведений искусств. М.: Музыка, 1976. — 72 с.
    119. В.А., Недбаева С. В. Профессионально необходимые качества личности учителя (педагогические способности и их формирование)
    120. Психологические проблемы формирования педагогических способностей -М.:МГПИ, 1982.-С. 3−20.
    121. Ш. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности -Л.: ЛГУ, 1970.-168 с.
    122. Н.В. Способность, одарённость, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985.-32 с.
    123. Н.В., Реан А. Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. -218 с.
    124. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дисс.. док. пед. наук. Л., 1971.-42 с.
    125. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества эффективности. М.: Педагогика, 1981.-120 с.-С. 19.
    126. Ю.Н., Спасская Е. Б. Из опыта развития глобального мышления учащихся. // Практический журнал для учителя и администрации школы. № 4, 2003. — С. 68−72.
    127. Э., Галкин О. А. Теоретические проблемы музыкальной психологии. Минск, 2000. — 149 с.
    128. А. Основы педагогики музыкальной школы.-М., 1985.—71с.
    129. С. Философия в новом ключе.-М. Республика, 2000. -287с.
    130. А. А. Педагогическое общение М.: Знание. 1979. — 46 с.
    131. А.Н. Общие понятия о деятельности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -306 с.
    132. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 2004.-385 с.
    133. А.Н. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности. -М., 1997.-217 с.
    134. Леви B. J1. Нестандартный ребёнок. М., 1988. -186 с.
    135. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
    136. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Л. М. Митиной М.: Академия, 2005. — 336 с.
    137. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М., 1976.-52с.
    138. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-350 с.
    139. А.Р., Выготский Л. С. Этюды по истории поведения М. -Л., 1930.-154 с.
    140. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учеником как метод формирования личности//Актуальные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация-М.:АПН СССР, 1983.-С.64−73.
    141. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-воМГУ, 1989.-240 с.
    142. Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
    143. А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника» / В кн.: Психолого педагогические проблемы высшего музыкального образования — М., 1981. — С. 32.
    144. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна, 1999. — 210 с.
    145. А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. 1−5 Вып. -М., 1998 2000.
    146. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
    147. А.К. Психология труда учителя-М.:Просвещение, 1993.190с.
    148. А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гуманит. Фонд «Знание». — 1996. — 309 с.
    149. К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. / Пер с нем. В. Л. Михелис. М.: Классика — XXI, 2003. — 118 с.
    150. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
    151. А. Воспитание субъектной активности человека // Школьные технологии № 3., 2003. — С. 157−168.
    152. А.А. Психодиагностика невербального поведения. -СПб.: Речь, 2001.-253 с.
    153. И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дисс.. док. пед. наук М., 2002. — 19 с.
    154. В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. Музыка № 9., 1980. — С.39 — 48.
    155. В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной темы: Автореф. дисс. .док. искусствоведения М., 1984. — 49 с.
    156. А.А. Как читать человека: Жесты, позы, мимика М.: РИПОЛ классик, 2005. — 640 е.: ил.
    157. Методологическая культура педагога музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
    158. Н.В., Доллард Дж. Социальное обучение и подражание. -Нью-Хейвен, 1941. 183 с.
    159. Н.В., Бэрон Р. С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб. и др., 2003. — 172 с.
    160. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. № 6., 1987. — С.47−55.
    161. JI.M. Психология профессионального развития учителя -М.: Флинг, 1998.-201 с.
    162. JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: Психическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие. М.: Флинта, 2001.-191 с.
    163. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990. -С.23.
    164. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. Л., 1981.-78 с.
    165. А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автор, дисс. док.пед.наук. Киев, 1983. -50 с.
    166. О.П. Педагогический практикум М.: Академия., 2 004 320с.
    167. А.В. Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе преподавания: Автореф. канд.псих.наук. -Минск. 2003.-22 с. -С. 14.
    168. Л.Л. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дисс. .док. пед. наук. -М., 2000. -60 с.
    169. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 е.: нот. ил.
    170. Ш. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос. 2003. — 248 с.
    171. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники.-М., 1985.206с.
    172. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М., 1987. 311 с.
    173. Р. С. Психология М., 1998. -532 с.
    174. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учеб. пособие для вузов. Воронеж: МОДЭК, 2000. -171 с.
    175. А.Б. Психология личности. М., 2001. — 306 с.
    176. Г. Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки: Автореф дисс. .док. пед. наук. -М., 1989. 21 с.
    177. В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и тактика. Материалы первого научно-практ. семинара психологов и орган, шк. образования. М., 1994. — С. 76−94.
    178. Педагогика / Под ред. П. И. Пискунова М.: Пед. общество России, 2000.-640с.
    179. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущего учителя.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1984.-15 с.
    180. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг М., 1989. — 216 с.
    181. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 252 с.
    182. В.И. Музыкальная психология М.:Академический Проект, 2006.-400 с.
    183. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высшего учебного заведения -М.:Владос, 2000.-176с.
    184. В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160с.
    185. П.И., Фридман Л. М., Гурнов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.:Пед. Общество России-1999.-352 с.
    186. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика 1993 — № 4 — с. 60 63 — С. 59−63.
    187. К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А.ДГлоточкин. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1986. — 255 с.
    188. Л.С. Психолого-педагогические условия творческого потенциала будущего учителя в воспитательном процессе вуза. // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теор. и опыт. Курск, 2000.-С. 122−134.
    189. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы М: Академия, 2003.-136 с.
    190. Т.А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов (на материале колледжа культуры и искусств): Автореф. дисс. кан. пед. наук Белгород, 2004. — 22 с.
    191. ПрокофьеваИ.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: Автореф. дисс. .кан. пед. наук Тюмень, 2002. -18 с.
    192. Психология одарённых детей и подростков: Учеб. пособие для студ. выш. и сред. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.-Под ред. Н.С.Лейтеса-2-еизд., перераб. и доп.-М.:Академия. 2000. -336с.
    193. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под. Ред. Г. М. Цыпина -М.: Академия, 2003 368 с.
    194. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского — М.: ПЕР СЭ, 2005. -176 с.
    195. Е.А. Психологическая готовность к педагогической деятельности: Автореф. дисс. кан. псих. наук. СПб, 1993. — 19 с.
    196. Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. / Пер. с англ. Е. Г. Ефремовой 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
    197. Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. — 384 е.: ноты.
    198. О.П. Музыкальные шедевры М.: Владос, 1999
    199. И.П. Интегративная психопедагогика (авторская школа): Орг.-метод. пособие Пятигорск: ПГЛУ, 2000. — 208 с.
    200. О.В. Развитие художественно-познавательной активности студентов в процессе их приобщения к музыкальному исполнению: Автореф. дисс.. кан. пед. наук-М., 2003.-22 с.
    201. Е.И. Исследование процессов профессиональной типизации в педагогической деятельности // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1992. -С. 7−9.
    202. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов — на -Дону, Изд. «Феникс», 1996. — 512 с.
    203. К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. -М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. 414 с.
    204. А.Г. Избранные письма / Под общей ред., со вступит, статьёй и коммент. -М.Музгиз, 1954. 103 с.
    205. С. Л. Основы общей психологии 2 изд. — М.: Учпедгиз., 1946.-704 е.: ил.
    206. С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах М.: Педагогика, 1989 -Т. 1. -483 е.- Т.2 — 323 с.
    207. З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автоф. дис.. кан. пед. наук М., 1987 — 15 с.
    208. А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование России. № 2., 1994. — С.29−38.
    209. А.Я. Высшее образование: Состояние и проблемы развития. М.: НИВО, 2001. — 120 с.
    210. . Общество и образование М.: Прогресс. 1989. — 200 с.
    211. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания М.: Академия, 2003. — 336 с.
    212. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999. 272 с.
    213. П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М: Международная педагогическая академия., 1994. -192 с.
    214. В.А. Дидактика-М: Академия, 2003. 304 с.
    215. М.Н. Совершенствование процесса обучения М.: Педагогика. 1971.-208 с.
    216. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
    217. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика М: Академия — 2004. — 480 с. — С. 351.
    218. Сласгёнин и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 2003. — 576 с. — С. 164.
    219. В.А. Профессионализм педагога: амеологический контекст // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. М: ГНО из-во Прометей МПГУ, 2005. — С. 17 — 32.
    220. В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры.// Педагогический профессианализм как фактор развития современного образования: Матер, межд. научно-практич. конф. Новосибирск, 2005.-С.З-19.
    221. И.П. Синергетика открытого профессионального образования // Мир образования образование в мире. — № 4., 2002. — С. 3−17.
    222. Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского-М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
    223. СЛ., Котова И. Б., Шиянов КН. и др. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии М.: Академия — 2003. — 512 с.
    224. В.М. Педагогическая эвристика.-М.:Аспект Пресс, 1 995 255 с.
    225. В.М. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н. Новгород, 1995.-299 с.
    226. А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. — 192 с.
    227. А.Н. Социология и музыкальная культура. М, 1975. — 287 с.
    228. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. / Сб. статей -Л.: Сов. композитор, Ленинградское отделение, 1983. 304 с.
    229. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1995. — 29 с.
    230. И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1996.280 с.
    231. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. 2-е изд. СПб. и др., 1999−85 с.
    232. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. К.: Радянська школа, 1975. — 235 с.
    233. В.А. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
    234. Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории // Современная высшая школа. № 1., 1977. — С.55−60.
    235. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащегося. М.: Знание, 1983. — 96 с.
    236. Талызина Н. Ф Педагогическая психология. М.: Academia, 2003.287 с.
    237. Ю.Г. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. М., 1994. — 208 с.
    238. Ю.Г. Образовательная система России: Высш. шк. М.: Изд-во исслед. центра проблем качесва подготовки специалистов: МГТУ, 1999−278с.
    239. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-534 с.
    240. .М. Психология музыкальных способностей М., 1947.
    241. Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дисс. .док. пед. наук-СПб, 1995−24с.
    242. Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование-СПБ, 1997.-168с.
    243. JI.H. Педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз, 1953. -444с.
    244. М.И., Вольперт В. В. Алгебра познания. Логический и структурный анализ в экономике, политике и культуре. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 208 с.
    245. Д.М. Основные положения теории установки//Экспериментальные основы психологии установки-Тбилиси: ТГУ, 1961.-С.5−43.
    246. Д.М. Психология установки. СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2001.-414 с.
    247. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского -М.: Педагогика, 1987.-160 с.
    248. К. Д. Человек как предмет воспитания//Избр. пед. соч.: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. -Т.1 -С.343−357.
    249. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
    250. Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — Т.1. -568 е.- Т.2.-456 с.
    251. П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Вып. III. Тарту, 1967. — 89 с.
    252. П.А. Иконостас.Избр.тр. по искусству.-СПб, 1993.-91с. 280. ормирование учебной деятельности студентов / Под ред.
    253. B.Я.Ляудис. -М.: Педагогика, 1989. 240 с.
    254. А.У. Восприятие человека человеком как взаимодействие на его поведение // Психология межличностного познания. / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: НИИ АПН СССР, 1981. С 8- С.25−42.- С 55.
    255. Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа — М, 2005. — 624 с.
    256. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. док. пед. наук. -М., 1978. 41 с.
    257. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
    258. А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. Одесса, 1992. 160 с.
    259. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. -М.: Изд-во корпорации «Логос», 1996. 320 с.
    260. В.Ф. Педагогическая проза. М.:Педагогика, 1980.-95с1. C.43.
    261. В.Ф. Воспитание и обучение детей с проблемами // Школьные технологии № 3, 2003 — С. 126−137.
    262. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества М., 1975. — 200 с.
    263. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами М.: Академия, 2003. — 320 с.
    264. С.В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Автореф. дис. .кан. пед. наук-Саранск, 2001.- 18 с.
    265. А. И. Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1987.-с. 158−283-С. 158.
    266. А.И. Формирование системы ценностных ориентаций студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 235 с.
    267. Г. И. Активизация познавательное&trade- деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М: Просвещение, 1979. 160 с.
    268. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса-М.: Знание, 1980. 115 с.
    269. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся М., 1988. — 274 с.
    270. Д.Б. Психология игры -М., 1978. 254 с.
    271. Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского) М., 1994. — 325 с.
    272. И.С. и др. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. — 92 с.
    273. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии.-№ 2, 1995.-С.31−41-С. 32.
    274. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе -М.: Сентябрь, 1996. -95 с.
    275. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. пособие. Л., 1986. — 44 с.
    276. В.А. Обучение как процесс управления: Псих, аспекты. -Л.: ЛГУ, 1988.-159 с.
    277. В.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности: Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Оренбург, 2001. — 20 с.
    278. Apelt Walter Posinionen und Probleme der Fremdsprachen psychologie. Halle (Saale), Niemeyer, 1976,197 s.
    279. Aronson Elliot Avoidance of inter-subject communication // Psychal. Reports. 1966, V, 19.
    280. Kelly Y. The psychology of personal constucts (vol 1 and 2}-N.V.:Xorton, 1995.
    281. Kohlberg L. Moral develoopppment and iideentifiication, Children psychology, University off Chicago Press, 1963., p. 277−332.
    282. Maslou A.H. Motivation and personaliti N. Y., 1970. — 369 p. 310. Skinner B.F. The Science of Learning and Art of Teaching, Piterburg1954.
    283. Skinner B.F. Science and human behavior. New York, Macmillan, 1953, IX, 461 p.
    284. Skinner B.F. Verbal behavior. London, Methuen, 1957. — X, 478 p.
    285. Watson J.B. Cayua cullure change: a study in acculturation and methodology. (Andover), Amerian anthropological association, 1952 144 p.
    286. Watson J.B. Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, № 3, p. 1−14.
    287. Watzlawick Paul Haw real is real? Confusion, disinformation, communication / An anecdotal introduction to communications theorry /. New York, 1977, XIV, 267p.
    Заполнить форму текущей работой