Развитие словообразования.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логопедических игр и упражнений
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода). Какого цвета?" (закрепление согласования прилагательных с существительными); Назови ласково" (образование уменьшительно-ласкательных существительных). Кто где живет?" (закрепление формы предложного падежа существительных); Кому что дадим?" (закрепление формы дательного падежа существительных); Что из чего… Читать ещё >
Развитие словообразования. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логопедических игр и упражнений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С целью развития словообразования используются с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффиксаницработа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- — систематичность проведения;
- — распределение их в порядке нарастающей сложности;
- — подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- — чередование и вариативность игр и упражнений.
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.
Таким образом, в работе логопеда в группе детей с нарушениями речи необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.