Формирование естествоведческих знаний у умственно отсталых младших школьников на примере изучения животного мира
Использование различного изобразительного материала, наглядности позволило нам сформировать целостное представление о животных и птицах. Мультимедийные слайды содержали схемы, вопросы по теме, что позволило нам судить о том, как школьники усваивают материал. Поскольку однократный показ, демонстрация не дают должного эффекта, то мы продолжали работу на последующих уроках с помощью игровых… Читать ещё >
Формирование естествоведческих знаний у умственно отсталых младших школьников на примере изучения животного мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика проведения обучающего эксперимента. Место информационных технологий обучения на уроках развития речи в 1 классе коррекционной общеобразовательной школе.
Результаты констатирующего эксперимента выявили существенные недостатки уровня сформированности естествоведческих знаний у первоклассников с нарушением интеллекта. При разработке обучающего эксперимента мы учитывали особенности учебной деятельности умственно отсталых младших школьников, общие законы познания и познавательные возможности учащихся с нарушением интеллекта, кроме того, учитывался характер изложения учебного материала и логика преподавания.
Целью обучающего эксперимента являлось: повышение познавательного интереса в процессе изучения природы младших школьников с умственной отсталостью с помощью применения интерактивной доски на разных этапах урока.
В этой связи решались следующие задачи:
- — Определение места информационных технологий в структуре урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- — Разработка и апробация приемов использования интерактивной доски в системе уроков развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
При разработке методики эксперимента, нами были учтены положения общей (Ю.К. Бабанский, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин и др.) и специальной педагогики (В.В. Воронкова, В. Н. Синев и др.), которые заключаются в том, что успех обучения зависит от правильно выбранных методов и средств, а также их оптимального сочетания. Поэтому мы рассматривали не только применение информационных технологий обучения, но и их сочетание с другими методами и приемами обучения.
Исследования, касающиеся применения ТСО при обучении школьников с недостатками интеллекта, легли в основу обучающего эксперимента. А. Г. Григорьянц, Т. И. Пороцкая, В. Н. Синев и др. авторы описывают отдельные приемы работы с аудио-, визуальными и аудиовизуальными средствами обучения.
Для повторения и закрепления полученных знаний нами были разработаны задания и упражнения с применением интерактивной доски — это заполнение таблиц, схем, дидактические игры. Упражнения и задания разрабатывались с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (В.В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, П. Г. Тишин и др.). Коррекционно-развивающая значимость практической деятельности умственно отсталых учащихся была обоснована и доказана в работах Т. М. Лифановой, В. Г. Петровой, В. Н. Синева, Е. Н. Соломиной, Л. С. Стожок, Т. В. Шевыревой и др.
Экспериментальное исследование проводилось с учащимися 1-ого класса.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование, которое позволило оценить качество усвоения естествоведческого материала учащимися с нарушением интеллекта.
На этапе подготовки обучающего эксперимента мы изучили и проанализировали программу по курсу развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для коррекционной общеобразовательной школы, разработанной В. В. Воронковой. Было составлено поурочное планирование, которое представлено в таблице 3.
Таблица 3. Поурочное планирование.
№. | Тема урока. | Вид урока. | Основные понятия. | Наглядные методы. | Практические методы. | ||
1. | Кошка. | Сообщение новых знаний. | Небольшая по размеру, голова, туловище, лапки, коготки, пушистая шерстка, мордочка, длинный хвост, лакает молоко, ловит мышей, мяукает, домашнее животное. | Сюжетные картинки, трафареты фигуры кошки, презентация. | Обводка по трафарету фигуры животного, составление описаний по сюжетным картинкам, работа с интерактивной доской: составление предложений опорному плану,. | ||
2. | Собака. | Комбинированный. | Тело покрыто шерстью, лает, щенки, сторожит дом, домашнее животное. | Иллюстрации животного, опорные схемы. | Загадки, сравнение кошки и собаки по опорной схеме, работа с интерактивной доской: составление описания по картинно-символическому плану, просмотр фильма. | ||
3. | Волк. | Комбинированный. | Жесткая шерсть, сильные лапы, когти, добыча, дикий зверь, волчье логово, волчата. | Презентация, карточки со словами. | Зарисовка животного в тетради, работа с интерактивной доской: составление описания по картинно-символическому. | ||
плану, дидактическая игра. «Давай познакомимся». | |||||||
4. | Лиса. | Комбинированый. | Тело небольшое, вытянутое, хвост длинный, пушистый, лапы короткие, быстро бегает, длинный, густой мех, лисята, нора, дикое животное. | Фигурка животного, сюжетные картинки. | Загадки, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с интерактивой доской: составление описания по картинно-символическому плану, вставить пропущенные слова в предложения, упражнение «В лесу». | ||
5. | Голубь. | Комбинированный. | Голова, грудь (киль), шея, туловище, крылья, лапы, хвост, оперенье, летает, зимующая птица. | Сюжетные картинки, трафарет фигуры птицы, карточки со словами. | Обводка по трафарету птицы, составление предложений по картинкам, работа с интерактивной доской: вставить пропущенные слова в предложения, деформированные предложения. | ||
6. | Ворона. | Комбинированный. | Голова, грудь (киль), шея, туловище, крылья, лапы, хвост, оперенье, летает, каркает, гнездо, зимующая птица. | Сюжетные картинки, трафарет фигуры птицы. | Обводка по трафарету птицы, составление предложений по картинкам, работа с интерактивной доской: вставить. | ||
пропущенные слова в предложения, деформированные предложения. | |||||||
7. | Дикие домашние животные. | и. | Комбинированный. | Зависят от человека, добывают и строят сами, польза, приносимая людям, домашние и дикие животные. | Сюжетные и предметные картинки, аудиозаписи. | Работа со схемой в тетради, рассматривание сюжетных картинок и называние животных и их детенышей, работа с интерактивной доской: кроссворд, дидактическая игра. «Кто где живет». | |
8. | Птицы. | Комбинированный. | Разные птицы, зимующие, перелетные, холода, пища, подкормка, гнезда. | Сюжетные опорные схемы. | картинки,. | Составление описаний по сюжетным картинкам, загадки, работа с интерактивной доской: деформированные предложения, упражнение «Кто в корзинке»,. | |
В процессе обучающего эксперимента были использованы следующие методы обучения:
- — словесные методы: рассказ, объяснение учителя;
- — наглядные методы демонстрация, самостоятельные наблюдения, схемы, использование интерактивной доски — показ фильмов, прослушивание аудиозаписей, демонстрация слайдов;
- — практические методы: выполнение заданий на интерактивной доске. Приемы работы:
- — наблюдения в природе;
- — работа в тетрадях (выполнение схем, рисунков).
Особенности формирования естествоведческих знаний на примере животного мира:
- — изучение различных групп животных, птиц;
- — усвоение школьниками элементарных естествоведческих знаний по принципу поэтапного формирования умственных действий;
- — сочетание словесных, наглядных и практических обучения;
- — целесообразность использования символических наглядных пособий (простейшие опорные схемы и таблицы самого разного вида, карточки со словами);
- -использования интерактивной доски на всех этапах урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Для правильной организации коррекционной работы на уроках важно помнить, что общими недостатками является, прежде всего, недостаточно качественное усвоение знаний; смещение понятий; неумение устанавливать существенные признаки, изучаемых явлений, сопоставлять их по существенным признакам; неумение дать полную характеристику объектов природы; отсутствие умений классифицировать животных; затруднения в установлении причинно-следственных связей; трудности в овладении практическими навыками и осмысливании специфических выражений и терминов.
На первых этапах изучения природы в 1 классе важно определить систему содержания знаний о животном мире и регулярно повышать самостоятельность школьников в учебной деятельности. При этом необходимо использовать наблюдения, развитие познавательного интереса, оптимального использования разнообразных методов, отказ от передачи учащимся с интеллектуальной недостаточностью знаний в готовом виде. Развитие у младших школьников с нарушением интеллекта интереса к знаниям и трудовым навыкам имеет большое значение для их учебной деятельности и социальной адаптации. Интерес повышает тонус учащихся, создает радостное настроение, облегчает преодоление трудностей, положительно влияет на темп работы и ее качество, делает их более дисциплинированными, инициативными. Интерес содействует развитию наблюдательности. Однако, учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственны кратковременные увлечения, неустойчивые интересы, поэтому задача учителя воспитывать у них стойкий интерес к работе. При возникновении трудностей учащиеся легко утрачивают к ней интерес. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы при изучении природы необходимо учить детей преодолевать трудности и подводить школьников к положительным результатам, чтобы содействовать сохранению и поддержанию интереса.
Данные педагогического опыта показывают, что при систематической работе и своевременной помощи со стороны учителя у учащихся коррекционной школы возникают довольно устойчивые интересы к урокам развития речи и внеклассным мероприятиям естествоведческого характера.
Возможность использования информационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта остается малоизученной. Поэтому мы решили определить возможность использования интерактивной доски в обучении детей с данным нарушением в развитии.
В процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта важной задачей является выработка положительной мотивации к обучению, поддержание интереса к изучаемому предмету. Первостепенную роль в образовании умственно отсталых учащихся играет принцип наглядности и принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Средством реализации данных принципов может выступать интерактивная доска.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть многофункционального устройства, в которое входит компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор, а проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска дает возможность не только наблюдать изображения на экране, но также непосредственно взаимодействовать с ее поверхностью с помощью стилуса или пальца.
К каждому виду интерактивной доски прилагается программное обеспечение, с помощью которого учитель может создавать познавательные, яркие уроки, которые вовлекают учащихся в учебный процесс. В программном обеспечении интерактивной доски имеется множество инструментов, которые учитель может использовать в своей работе. С помощью инструмента.
«Конструктор учебных занятий» учитель может создать объекты, реагирующие на действия учеников, запускающие анимацию или звук, задания с возможностью текущей либо последующей проверки. Имеющиеся в программе готовые шаблоны учитель может наполнять любым содержанием в соответствии с возрастом учеников, составом класса, индивидуальными особенностями учащихся.
Интерактивная доска сочетает в себе аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства обучения, следовательно, может заменять многие ТСО, поэтому имеющиеся в нашем распоряжении диафильмы, слайды, видеофрагменты были оцифрованы сканером, а интерактивные задания были созданы с помощью интерактивной доски Smart Board c программным обеспечением Smart Notebook. При оформлении заданий мы учитывали методические рекомендации по использованию технических средств обучения, разработанные Т. И. Пороцкой, Е. В. Подвальной и требования САНПиН:
- · Размер шрифта для заголовков должен быть не менее 24, для информации не менее 18.
- · Контрастное сочетание цветов для фона и шрифта: для фона предпочтительно использование холодных тонов, текст оформляется в едином стиле.
- · Умеренное количество анимационных эффектов, поскольку большое их количество отвлекает учащихся от содержания основной информации.
- · Задания не должны быть перегружены текстом и рисунками: на одном слайде допускается 3−4 картинки.
- · Упражнения должны соответствовать теме урока.
- · Непрерывная длительность работы с интерактивной доской на уроке не должна превышать 15 минут.
Упражнения и задания составлялись с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (В.В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, П. Г. Тишин и др.).
Показ иллюстраций на слайдах сопровождался рассказом, комментариями, объяснениями педагога, в некоторых случаях, звуками природы.
Работа проводилась в сочетании с традиционными средствами и приемами обучения естествознанию.
Использование различного изобразительного материала, наглядности позволило нам сформировать целостное представление о животных и птицах. Мультимедийные слайды содержали схемы, вопросы по теме, что позволило нам судить о том, как школьники усваивают материал. Поскольку однократный показ, демонстрация не дают должного эффекта, то мы продолжали работу на последующих уроках с помощью игровых упражнений мы поддерживали интерес учащихся к предмету на протяжении всего урока. При этом также учитывался индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталых учащихся, так как задание было разноуровневыми по сложности. Поделив учеников на 3 группы по уровню сформированности естествоведческих знаний после проведения констатирующего эксперимента, мы разработали задания.
- 1 вариант заданий был составлен для учеников с низким уровнем сформированности естествоведческих знаний. Школьникам предлагались такие виды заданий:
- — нахождение, показ, узнавание изучаемых животных, птиц на иллюстрации;
- — обводка и раскрашивание по трафарету фигуры животного;
- — упражнение «Один-много»;
- — задания на звукоподражание «Кто какой голос подает».
- — работа с разрезной иллюстрацией, разделенной на 2 части
- 2 вариант заданий был составлен для учеников с уровнем сформированности ествествоведческих знаний ниже среднего. Виды заданий:
- — работа с сюжетными картинками с изображением животного и детеныша, их называние;
- — упражнения «Чей детеныш», «Один-много», «Назови ласково»,
«Собери целое», «У кого какой голос», «Распредели по группам».
- — выделение характерных признаков животных и птиц;
- — составление предложений по 2−3 сюжетным картинкам.
- 3 вариант заданий был составлен для учеников со средним уровнем сформированности ествествоведческих знаний:
- — называние частей тела животного, птицы, места их обитания, питание животных и птиц, образ жизни, польза, приносимая человеку;
- — составление предложений с опорой на картинно-символический план;
- — составление описания о животном, птице с опорой на план;
- — задания на классификацию животных и птиц по заданному признаку Задания способствовали развитию речи умственно отсталых учащихся,
поскольку вводились новые понятия.
Перед началом выполнения заданий на интерактивной доске, занятия проводились с педагогом, учащиеся выполняли задания по инструкции. На первоначальном этапе учитель демонстрировал механизмы выполнения заданий на интерактивной доске, затем ученик пробовал выполнять упражнения на интерактивной доске под руководством и с помощью учителя. Далее ученик самостоятельно взаимодействовал с интерактивной доской. После выполнения учеником заданий на интерактивной доске, происходило обсуждение, учитель задавал вопросы. При разработке заданий мы также учитывали моторную неловкость учащихся. С некоторыми учениками задания выполнялись на интерактивной доске с помощью приема «рука в руке», в случае когда ученик не мог с первого раза «захватить и переместить» изображение на интерактивной доске, ему предоставлялось несколько попыток, которые можно настроить в программе интерактивной доски.
Разработанные нами задания использовались на различных этапах урока.
Так на этапе актуализации знаний мы использовали загадки, кроссворды.
- — Загадки. Учащимся предлагались загадки, в процессе выполнения этого задания предъявлялись разные степени помощи. В качестве поощрения на экране интерактивной доски появлялась картинка.
- — Кроссворд. Разработанные кроссворды содержали опорные слова, помогающие правильно ответить на вопросы.
На этапе изучения нового материала использовался красочный иллюстративный материал, который сопровождал рассказ учителя. Виды заданий:
- — Называние частей тела животного, птицы. При правильном назывании, открывались таблички со словами частей тела.
- — Составление животного, птицы из отдельных частей тела, и их называние. После выполнения изображение принимало целостную форму, проигрывался аудиофайл со звуком, издаваемым животным, птицей.
Для контроля и проверки знаний мы создали интерактивные упражнения и игры со звуковыми и анимационными эффектами. Приведем примеры заданий:
- — Упражнение на соотнесение животных и их детенышей. При правильном выполнении картинки соединяются. Данные эффекты позволяли учащимися убедиться в правильности выполнения задания. После этого учащиеся проговаривали названия животных.
- — Составление описания животного, птицы по картинно-символическому плану. В качестве подсказки выплывали нужные картинки.
- — Четвертый лишний. Правильный ответ на слайде выделялся.
- — Закончи предложение. Ученикам предлагалось в место пропуска подобрать нужную картинку, при правильном выполнении изображение подкреплялось к предложению.
Одной из главных задач интерактивной доски — обеспечить наглядность текста, схемы, таблицы, рисунка, видео и т. д.
Применение интерактивной доски в коррекционной школе позволило индивидуализировать учебный процесс, выполнение различных упражнений способствовало формированию умения применять полученные навыки в различных ситуациях. Предъявление ученикам информации в яркой, разнообразной форме способствовало лучшему усвоению и запоминанию материала, повышало мотивацию к обучению, воспитывало активность и самостоятельность. Мы наблюдали стойкий познавательный интерес у детей при работе с интерактивной доски. Учащиеся с удовольствием выполняли задания. Было проще привлечь и удержать внимание учащихся, снизилась утомляемость, поскольку материал был наглядным, красочным и динамичным.