Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование естествоведческих знаний у умственно отсталых младших школьников на примере изучения животного мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование различного изобразительного материала, наглядности позволило нам сформировать целостное представление о животных и птицах. Мультимедийные слайды содержали схемы, вопросы по теме, что позволило нам судить о том, как школьники усваивают материал. Поскольку однократный показ, демонстрация не дают должного эффекта, то мы продолжали работу на последующих уроках с помощью игровых… Читать ещё >

Формирование естествоведческих знаний у умственно отсталых младших школьников на примере изучения животного мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика проведения обучающего эксперимента. Место информационных технологий обучения на уроках развития речи в 1 классе коррекционной общеобразовательной школе.

Результаты констатирующего эксперимента выявили существенные недостатки уровня сформированности естествоведческих знаний у первоклассников с нарушением интеллекта. При разработке обучающего эксперимента мы учитывали особенности учебной деятельности умственно отсталых младших школьников, общие законы познания и познавательные возможности учащихся с нарушением интеллекта, кроме того, учитывался характер изложения учебного материала и логика преподавания.

Целью обучающего эксперимента являлось: повышение познавательного интереса в процессе изучения природы младших школьников с умственной отсталостью с помощью применения интерактивной доски на разных этапах урока.

В этой связи решались следующие задачи:

  • — Определение места информационных технологий в структуре урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
  • — Разработка и апробация приемов использования интерактивной доски в системе уроков развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

При разработке методики эксперимента, нами были учтены положения общей (Ю.К. Бабанский, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин и др.) и специальной педагогики (В.В. Воронкова, В. Н. Синев и др.), которые заключаются в том, что успех обучения зависит от правильно выбранных методов и средств, а также их оптимального сочетания. Поэтому мы рассматривали не только применение информационных технологий обучения, но и их сочетание с другими методами и приемами обучения.

Исследования, касающиеся применения ТСО при обучении школьников с недостатками интеллекта, легли в основу обучающего эксперимента. А. Г. Григорьянц, Т. И. Пороцкая, В. Н. Синев и др. авторы описывают отдельные приемы работы с аудио-, визуальными и аудиовизуальными средствами обучения.

Для повторения и закрепления полученных знаний нами были разработаны задания и упражнения с применением интерактивной доски — это заполнение таблиц, схем, дидактические игры. Упражнения и задания разрабатывались с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (В.В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, П. Г. Тишин и др.). Коррекционно-развивающая значимость практической деятельности умственно отсталых учащихся была обоснована и доказана в работах Т. М. Лифановой, В. Г. Петровой, В. Н. Синева, Е. Н. Соломиной, Л. С. Стожок, Т. В. Шевыревой и др.

Экспериментальное исследование проводилось с учащимися 1-ого класса.

По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное исследование, которое позволило оценить качество усвоения естествоведческого материала учащимися с нарушением интеллекта.

На этапе подготовки обучающего эксперимента мы изучили и проанализировали программу по курсу развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для коррекционной общеобразовательной школы, разработанной В. В. Воронковой. Было составлено поурочное планирование, которое представлено в таблице 3.

Таблица 3. Поурочное планирование.

№.

Тема урока.

Вид урока.

Основные понятия.

Наглядные методы.

Практические методы.

1.

Кошка.

Сообщение новых знаний.

Небольшая по размеру, голова, туловище, лапки, коготки, пушистая шерстка, мордочка, длинный хвост, лакает молоко, ловит мышей, мяукает, домашнее животное.

Сюжетные картинки, трафареты фигуры кошки, презентация.

Обводка по трафарету фигуры животного, составление описаний по сюжетным картинкам, работа с интерактивной доской: составление предложений опорному плану,.

2.

Собака.

Комбинированный.

Тело покрыто шерстью, лает, щенки, сторожит дом, домашнее животное.

Иллюстрации животного, опорные схемы.

Загадки, сравнение кошки и собаки по опорной схеме, работа с интерактивной доской: составление описания по картинно-символическому плану, просмотр фильма.

3.

Волк.

Комбинированный.

Жесткая шерсть, сильные лапы, когти, добыча, дикий зверь, волчье логово, волчата.

Презентация, карточки со словами.

Зарисовка животного в тетради, работа с интерактивной доской: составление описания по картинно-символическому.

плану, дидактическая игра.

«Давай познакомимся».

4.

Лиса.

Комбинированый.

Тело небольшое, вытянутое, хвост длинный, пушистый, лапы короткие, быстро бегает, длинный, густой мех, лисята, нора, дикое животное.

Фигурка животного, сюжетные картинки.

Загадки, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с интерактивой доской: составление описания по картинно-символическому плану, вставить пропущенные слова в предложения, упражнение «В лесу».

5.

Голубь.

Комбинированный.

Голова, грудь (киль), шея, туловище, крылья, лапы, хвост, оперенье, летает, зимующая птица.

Сюжетные картинки, трафарет фигуры птицы, карточки со словами.

Обводка по трафарету птицы, составление предложений по картинкам, работа с интерактивной доской: вставить пропущенные слова в предложения, деформированные предложения.

6.

Ворона.

Комбинированный.

Голова, грудь (киль), шея, туловище, крылья, лапы, хвост, оперенье, летает, каркает, гнездо, зимующая птица.

Сюжетные картинки, трафарет фигуры птицы.

Обводка по трафарету птицы, составление предложений по картинкам, работа с интерактивной доской: вставить.

пропущенные слова в предложения, деформированные предложения.

7.

Дикие домашние животные.

и.

Комбинированный.

Зависят от человека, добывают и строят сами, польза, приносимая людям, домашние и дикие животные.

Сюжетные и предметные картинки, аудиозаписи.

Работа со схемой в тетради, рассматривание сюжетных картинок и называние животных и их детенышей, работа с интерактивной доской: кроссворд, дидактическая игра.

«Кто где живет».

8.

Птицы.

Комбинированный.

Разные птицы, зимующие, перелетные, холода, пища, подкормка, гнезда.

Сюжетные опорные схемы.

картинки,.

Составление описаний по сюжетным картинкам, загадки, работа с интерактивной доской: деформированные предложения, упражнение «Кто в корзинке»,.

В процессе обучающего эксперимента были использованы следующие методы обучения:

  • — словесные методы: рассказ, объяснение учителя;
  • — наглядные методы демонстрация, самостоятельные наблюдения, схемы, использование интерактивной доски — показ фильмов, прослушивание аудиозаписей, демонстрация слайдов;
  • — практические методы: выполнение заданий на интерактивной доске. Приемы работы:
  • — наблюдения в природе;
  • — работа в тетрадях (выполнение схем, рисунков).

Особенности формирования естествоведческих знаний на примере животного мира:

  • — изучение различных групп животных, птиц;
  • — усвоение школьниками элементарных естествоведческих знаний по принципу поэтапного формирования умственных действий;
  • — сочетание словесных, наглядных и практических обучения;
  • — целесообразность использования символических наглядных пособий (простейшие опорные схемы и таблицы самого разного вида, карточки со словами);
  • -использования интерактивной доски на всех этапах урока развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Для правильной организации коррекционной работы на уроках важно помнить, что общими недостатками является, прежде всего, недостаточно качественное усвоение знаний; смещение понятий; неумение устанавливать существенные признаки, изучаемых явлений, сопоставлять их по существенным признакам; неумение дать полную характеристику объектов природы; отсутствие умений классифицировать животных; затруднения в установлении причинно-следственных связей; трудности в овладении практическими навыками и осмысливании специфических выражений и терминов.

На первых этапах изучения природы в 1 классе важно определить систему содержания знаний о животном мире и регулярно повышать самостоятельность школьников в учебной деятельности. При этом необходимо использовать наблюдения, развитие познавательного интереса, оптимального использования разнообразных методов, отказ от передачи учащимся с интеллектуальной недостаточностью знаний в готовом виде. Развитие у младших школьников с нарушением интеллекта интереса к знаниям и трудовым навыкам имеет большое значение для их учебной деятельности и социальной адаптации. Интерес повышает тонус учащихся, создает радостное настроение, облегчает преодоление трудностей, положительно влияет на темп работы и ее качество, делает их более дисциплинированными, инициативными. Интерес содействует развитию наблюдательности. Однако, учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственны кратковременные увлечения, неустойчивые интересы, поэтому задача учителя воспитывать у них стойкий интерес к работе. При возникновении трудностей учащиеся легко утрачивают к ней интерес. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы при изучении природы необходимо учить детей преодолевать трудности и подводить школьников к положительным результатам, чтобы содействовать сохранению и поддержанию интереса.

Данные педагогического опыта показывают, что при систематической работе и своевременной помощи со стороны учителя у учащихся коррекционной школы возникают довольно устойчивые интересы к урокам развития речи и внеклассным мероприятиям естествоведческого характера.

Возможность использования информационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта остается малоизученной. Поэтому мы решили определить возможность использования интерактивной доски в обучении детей с данным нарушением в развитии.

В процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта важной задачей является выработка положительной мотивации к обучению, поддержание интереса к изучаемому предмету. Первостепенную роль в образовании умственно отсталых учащихся играет принцип наглядности и принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Средством реализации данных принципов может выступать интерактивная доска.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, работающий как часть многофункционального устройства, в которое входит компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор, а проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска дает возможность не только наблюдать изображения на экране, но также непосредственно взаимодействовать с ее поверхностью с помощью стилуса или пальца.

К каждому виду интерактивной доски прилагается программное обеспечение, с помощью которого учитель может создавать познавательные, яркие уроки, которые вовлекают учащихся в учебный процесс. В программном обеспечении интерактивной доски имеется множество инструментов, которые учитель может использовать в своей работе. С помощью инструмента.

«Конструктор учебных занятий» учитель может создать объекты, реагирующие на действия учеников, запускающие анимацию или звук, задания с возможностью текущей либо последующей проверки. Имеющиеся в программе готовые шаблоны учитель может наполнять любым содержанием в соответствии с возрастом учеников, составом класса, индивидуальными особенностями учащихся.

Интерактивная доска сочетает в себе аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства обучения, следовательно, может заменять многие ТСО, поэтому имеющиеся в нашем распоряжении диафильмы, слайды, видеофрагменты были оцифрованы сканером, а интерактивные задания были созданы с помощью интерактивной доски Smart Board c программным обеспечением Smart Notebook. При оформлении заданий мы учитывали методические рекомендации по использованию технических средств обучения, разработанные Т. И. Пороцкой, Е. В. Подвальной и требования САНПиН:

  • · Размер шрифта для заголовков должен быть не менее 24, для информации не менее 18.
  • · Контрастное сочетание цветов для фона и шрифта: для фона предпочтительно использование холодных тонов, текст оформляется в едином стиле.
  • · Умеренное количество анимационных эффектов, поскольку большое их количество отвлекает учащихся от содержания основной информации.
  • · Задания не должны быть перегружены текстом и рисунками: на одном слайде допускается 3−4 картинки.
  • · Упражнения должны соответствовать теме урока.
  • · Непрерывная длительность работы с интерактивной доской на уроке не должна превышать 15 минут.

Упражнения и задания составлялись с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (В.В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, П. Г. Тишин и др.).

Показ иллюстраций на слайдах сопровождался рассказом, комментариями, объяснениями педагога, в некоторых случаях, звуками природы.

Работа проводилась в сочетании с традиционными средствами и приемами обучения естествознанию.

Использование различного изобразительного материала, наглядности позволило нам сформировать целостное представление о животных и птицах. Мультимедийные слайды содержали схемы, вопросы по теме, что позволило нам судить о том, как школьники усваивают материал. Поскольку однократный показ, демонстрация не дают должного эффекта, то мы продолжали работу на последующих уроках с помощью игровых упражнений мы поддерживали интерес учащихся к предмету на протяжении всего урока. При этом также учитывался индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталых учащихся, так как задание было разноуровневыми по сложности. Поделив учеников на 3 группы по уровню сформированности естествоведческих знаний после проведения констатирующего эксперимента, мы разработали задания.

  • 1 вариант заданий был составлен для учеников с низким уровнем сформированности естествоведческих знаний. Школьникам предлагались такие виды заданий:
    • — нахождение, показ, узнавание изучаемых животных, птиц на иллюстрации;
    • — обводка и раскрашивание по трафарету фигуры животного;
    • — упражнение «Один-много»;
    • — задания на звукоподражание «Кто какой голос подает».
    • — работа с разрезной иллюстрацией, разделенной на 2 части
  • 2 вариант заданий был составлен для учеников с уровнем сформированности ествествоведческих знаний ниже среднего. Виды заданий:
    • — работа с сюжетными картинками с изображением животного и детеныша, их называние;
    • — упражнения «Чей детеныш», «Один-много», «Назови ласково»,

«Собери целое», «У кого какой голос», «Распредели по группам».

  • — выделение характерных признаков животных и птиц;
  • — составление предложений по 2−3 сюжетным картинкам.
  • 3 вариант заданий был составлен для учеников со средним уровнем сформированности ествествоведческих знаний:
    • — называние частей тела животного, птицы, места их обитания, питание животных и птиц, образ жизни, польза, приносимая человеку;
    • — составление предложений с опорой на картинно-символический план;
    • — составление описания о животном, птице с опорой на план;
    • — задания на классификацию животных и птиц по заданному признаку Задания способствовали развитию речи умственно отсталых учащихся,

поскольку вводились новые понятия.

Перед началом выполнения заданий на интерактивной доске, занятия проводились с педагогом, учащиеся выполняли задания по инструкции. На первоначальном этапе учитель демонстрировал механизмы выполнения заданий на интерактивной доске, затем ученик пробовал выполнять упражнения на интерактивной доске под руководством и с помощью учителя. Далее ученик самостоятельно взаимодействовал с интерактивной доской. После выполнения учеником заданий на интерактивной доске, происходило обсуждение, учитель задавал вопросы. При разработке заданий мы также учитывали моторную неловкость учащихся. С некоторыми учениками задания выполнялись на интерактивной доске с помощью приема «рука в руке», в случае когда ученик не мог с первого раза «захватить и переместить» изображение на интерактивной доске, ему предоставлялось несколько попыток, которые можно настроить в программе интерактивной доски.

Разработанные нами задания использовались на различных этапах урока.

Так на этапе актуализации знаний мы использовали загадки, кроссворды.

  • — Загадки. Учащимся предлагались загадки, в процессе выполнения этого задания предъявлялись разные степени помощи. В качестве поощрения на экране интерактивной доски появлялась картинка.
  • — Кроссворд. Разработанные кроссворды содержали опорные слова, помогающие правильно ответить на вопросы.

На этапе изучения нового материала использовался красочный иллюстративный материал, который сопровождал рассказ учителя. Виды заданий:

  • — Называние частей тела животного, птицы. При правильном назывании, открывались таблички со словами частей тела.
  • — Составление животного, птицы из отдельных частей тела, и их называние. После выполнения изображение принимало целостную форму, проигрывался аудиофайл со звуком, издаваемым животным, птицей.

Для контроля и проверки знаний мы создали интерактивные упражнения и игры со звуковыми и анимационными эффектами. Приведем примеры заданий:

  • — Упражнение на соотнесение животных и их детенышей. При правильном выполнении картинки соединяются. Данные эффекты позволяли учащимися убедиться в правильности выполнения задания. После этого учащиеся проговаривали названия животных.
  • — Составление описания животного, птицы по картинно-символическому плану. В качестве подсказки выплывали нужные картинки.
  • — Четвертый лишний. Правильный ответ на слайде выделялся.
  • — Закончи предложение. Ученикам предлагалось в место пропуска подобрать нужную картинку, при правильном выполнении изображение подкреплялось к предложению.

Одной из главных задач интерактивной доски — обеспечить наглядность текста, схемы, таблицы, рисунка, видео и т. д.

Применение интерактивной доски в коррекционной школе позволило индивидуализировать учебный процесс, выполнение различных упражнений способствовало формированию умения применять полученные навыки в различных ситуациях. Предъявление ученикам информации в яркой, разнообразной форме способствовало лучшему усвоению и запоминанию материала, повышало мотивацию к обучению, воспитывало активность и самостоятельность. Мы наблюдали стойкий познавательный интерес у детей при работе с интерактивной доски. Учащиеся с удовольствием выполняли задания. Было проще привлечь и удержать внимание учащихся, снизилась утомляемость, поскольку материал был наглядным, красочным и динамичным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой