Слово к будущему педагогу
Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. Великий чешский педагог Я. А. Коменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования… Читать ещё >
Слово к будущему педагогу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из нагромождения досок, камня, железа — из всего рабочего, будничного, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады — всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение, но уже реальный, близкий, существующий…
" Строительный материал", над которым работаем мы, педагоги, — это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда преодолевая сопротивление этого материала, мы придаем ему совершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким, чем мрамор и металл. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя — видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля? Может быть, именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений — профессия на все времена? И есть ли дело на земле более ответственное, чем-то, что педагоги отважно избрали своей судьбой? Потому что этой судьбе суждено тысячекратно повториться в других судьбах.
Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее. Так было вчера, так будет завтра. И все-таки нет — будет иначе. Все повторяется — но на ином витке истории. Школа и учитель не могут не отражать происходящих изменений.
Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, — это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.
Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. Великий чешский педагог Я. А. Коменский приводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, любовно выращивающим растения в саду, учителем и архитектором, который заботливо застраивает зданиями все уголки человеческого существования. Он уподоблял учителя скульптору, тщательно расписывающему и шлифующему умы и души людей. Наконец, он сравнивал учителя с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет педагог, не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности учителя выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами педагогической деятельности.
Как ни сложна область педагогического творчества, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз своего решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
Мы менее всего стремились к тому, чтобы снабдить вас указаниями, рецептами, правилами. Напротив, вам надобно очень хорошо понимать, что «выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, можно составить из них несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают» (К.Д. Ушинский).
Правда, наша педагогическая наука пока еще серьезно отстает от жизни, слабо откликается на происходящие в обществе перемены, не проявляет социальной зоркости и смелости в анализе противоречий и в разработке путей решения назревших проблем. За это она подвергается справедливой критике. Однако отставание педагогики не дает никаких оснований пренебрегать ею и даже отрицать ее как особую, самостоятельную науку. Учитель, если он хочет быть настоящим педагогом, понимает, что сложный педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и что, лишь строго следуя им, можно добиться успеха в своем труде. Такая убежденность заставляет учителя настойчиво искать эти закономерности, размышлять над фактами, пытаться за отдельными удачами или неудачами находить общие внутренние причины. Тем самым процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую педагогическую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории, и наоборот.
В педагогике, как и во всякой другой науке, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов. «В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов). И здесь на помощь учителю должна прийти педагогическая наука.
В этом заключен пафос книги, которую вы открыли.