Этнокультурный опыт в системе нравственного воспитания дошкольника
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, народа и сознания человека. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического… Читать ещё >
Этнокультурный опыт в системе нравственного воспитания дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, народа и сознания человека.
Все в большей мере возрастает давление поверхностной массовой культуры, активно навязываемой средствами коммуникации. Возникает опасность, что сформируется общество, в котором будут стерты координаты добра и зла, личные интересы будут господствовать над общественными, потребительская и агрессивная жизненная позиция станет преобладать над творческой, а культурная идентичность разрушится или деформируется.
Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса.
Разрушительным процессам должно противостоять воздействие ценностей высокой культуры, в том числе традиционной этнокультуры.
Ее использование, сохранение национального наследия составляет основу современного подхода в воспитании дошкольника.
Современные концепции и программы дошкольного воспитания исходят из развития творческой активности, желания каждого ребенка познавать и самостоятельно добывать знания. Это особенно актуально при воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее по тексту — ДОУ) в условиях национально-регионального компонента и должно обеспечиваться системой мотивационной структуры.
Содержание данных программ («Воспитание и обучение в детском саду», «Детство» и др.) ориентировано на общечеловеческую культуру и вместе с тем соответствует российским культурным традициям. Однако следует отметить, что они не могут учитывать социально-экономическое, национально-культурное и климатическое своеобразие Северо-Кавказского региона и Республики Адыгея.
Программа «Я и мой мир» (авторы — Л. Х. Цеева, В. В. Зайко, Б. Х. Панеш) нацелена на оказание помощи педагогам в раскрытии ребенку-дошкольнику своеобразия большой и малой Родины, в выявлении и развитии его потенциальных возможностей в формировании позитивной Я — концепции. [1].
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуре этноса и взаимосвязанной с системой мировой культуры, а также воспитания личности в этнокультурных традициях в ее становлении и социализации.
Первым источником для приобретения дошкольником социального опыта является ДОУ, родная для него среда — дом, город, регион.
Разрабатывая содержание программных знаний о родном крае, авторы программы учитывали следующие их функции:
- — информативность;
- — эмоциональность;
- — созидательность.
Различные виды детской деятельности являются средством познания окружающего мира, необходимым условием и движущей силой развития дошкольника, это:
- — игровая деятельность;
- — учебная деятельность;
- — коммуникативная деятельность;
- — знаково-символическая деятельность.
Интерактивный метод предполагает партнерские отношения взрослого и ребенка. Программа «Я и мой мир» реализует этот метод.
В процессе познания ребенком окружающего мира формируются следующие образы:
Образ «Я»;
Образ «Я и другие люди»;
Образ «Я и природа»;
Образ «Я и рукотворный мир».
Отличительным признаком программы «Я и мой мир» является наличие регионального компонента, что обусловлено реализацией рекомендаций по экспертизе образовательных учреждений Российской Федерации (методическое письмо Министерства образования России от 24.04.1998 г. № 46/19−15).
Содержание программы структурировано по следующим разделам:
Речевое развитие;
Развитие элементарных математических представлений;
Развитие детей в изобразительной деятельности;
Развитие ребенка в музыкальной деятельности.
Программа «Я и мой мир» разработана и рассчитана на ее творческое применение. К ней прилагаются учебно-методические пособия: «Хрестоматия», «Адыгейский узор», «Ребенок в мире природы».
В «Хрестоматии» раскрывается содержание ведущего компонента народной культуры — фольклора в виде сказок, загадок, пословиц и поговорок.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.
В стихах основоположника адыгейской детской литературы — К. Жанэ («Реченька-речка», «Два колоса») — раскрывается красота родного края, людей, живущих на этой земле.
Творчество писателей, поэтов Д. Чуяко («Ласточка», «Моя Адыгея»), И. Машбаша («Адыги») и др. проецировано на познание мира природы. Эмоционально окрашенные стихи, сказки и другие фольклорные произведения известных детских поэтов и писателей Адыгеи настраивают ребенка на глубокие патриотические чувства любви к родному краю, людям, которые его окружают, быть активным и самостоятельным в своей детской жизни, дают возможность осознать собственное «Я» в этом огромном мире.
Целесообразна работа с семьей. Жизненный опыт родителей, дедушек, бабушек, их непосредственные воспоминания о народных традициях помогут дошкольнику живее представить песню, танец и др. в системе культуры.
Обсуждение прочитанного может стать толчком для поиска дополнительной литературы, для выхода на концерт, в театр, в музей, для экскурсий по родному городу, пения песен в семейном кругу.
Все это расширяет культурное поле не только детей, но и родителей.
Взаимодействие семьи и коллектива ДОУ может противостоять негативным тенденциям разрушения нравственного воспитания дошкольника, культуры и этнокультурных традиций.
Работая по программе «Я и мой мир», мы хотим поделиться своим опытом.
Практика показала, что конкретность и действенность плана (проекта) по использованию культурно-национального компонента в ДОУ зависит от четких задач, сроков реализации проекта, диагностического анализа.
Работу по этнокультурному развитию дошкольников, мы начали, прежде всего, с составления плана, в котором было предусмотрено:
- 1. Ознакомление с культурой жителей Республики Адыгея:
- а) знакомство с адыгейским орнаментом (при обучении детей умению составлять узоры по его мотивам);
- б) знакомство с символикой и костюмами;
- 2. Знакомство детей с адыгейскими народными играми.
Оформили альбом по теме «Адыгейский орнамент» и использовали его на занятиях по изобразительной деятельности; создали региональный уголок, в котором поместили кукол в национальных костюмах, символику, карту Республики Адыгея и другое.
Вначале познакомили детей с жилищем адыгов — саклей. Затем показали предметы адыгейского быта, использовали картинки, открытки.
Рассказали о национальных блюдах (щипс, мамалыга).
Особое внимание уделяли народным обычаям, и в частности, обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Рассказали об обычае посадки дерева в честь рождения ребенка.
На занятиях рассказывали детям об искусстве адыгейского народа, об особенностях национального костюма. Обращали внимание на вышивки, элементы адыгейского орнамента.
Древние формы вышивок серебристого и золотистого цвета сохранились на одежде женщин, головных уборах, сумочках.
Рассказали, как украшали узорами предметы быта и жилища.
Мотивы узоров часто отражают древние верования адыгов, которые обожествляли природу. В узорах часто присутствуют элементы животного (изображение рогов оленей, косуль) и растительного мира. [2].
Рассказали легенду о Лаго-Наки (в память влюбленных назвали плато «Лаго-Наки»).
Народная музыкальная культура адыгейцев, подобно народной музыке других народов, представляет огромное художественное богатство.
В сказаниях и легендах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния. дошкольный образование этнокультурный В рамках программы знакомили детей с народными инструментами — адыгейской гармошкой и трещеткой, сравнивали ее с русской гармошкой.
На протяжении веков адыгейский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам устных художественных произведений.
Многие из них стали легендарными, как «Легенда о Н. Саусырыко», вернувшего людям огонь, который дал тепло, свет, счастье, жизнь. [3].
Очень интересны и познавательны адыгейские сказки о животных.
В сказках побеждает доброта, дружба, любовь к человеку независимо от национальности, обычаев, взглядов.
По итогам проведенной диагностики [4], уровень знания детей, по этнокультурному развитию, находится на невысоком уровне. Посещение историко-краеведческих музеев детьми с родителями происходит крайне редко. При хоровых ответах видно, что дети знают адыгейские пословицы, стихи, предметы быта, названия музыкальных инструментов и др., но при индивидуальной беседе, ребенок затрудняется дать правильный ответ без помощи воспитателя.
В своей работе по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольника, используя региональный компонент, хотим отметить недостаток — отсутствие целенаправленной работы по развитию адыгейского языка.
Для овладения родным адыгейским языком в ДОУ нужна программа, отражающая психологические закономерности развития речи ребенка, предусматривающая создание ситуаций для формирования его активной, творческой речевой деятельности и руководства ею.
В детском саду проводилась работа по изучению родного языка. Это был неуглубленный процесс изучения адыгейского языка и тем не менее дети знали и называли членов семьи, животных, дни недели, месяцы года, счет до десяти и др. Сейчас почему-то эта работа не ведется? Считаем, что она необходима.
Делая вывод о проделанной работе, мы пришли к выводу можно сказать, что приобщать ребенка к этнокультурным ценностям, следует начинать как можно раньше — с младшего дошкольного возраста.
- 1. Цеева, Л. Х. Зайко В. В., Панеш Б. Х. Программа «Я и мой мир». — Майкоп, 2005.
- 2. Орлова О. Легенды Адыгеи. — Майкоп, 2011.
- 3. Цеева Л. Х., Зайко В. В., Панеш Б. Х. Хрестоматия / Л. Х. Цеева, В. В. Зайко, Б. Х. Панеш. — Майкоп, 2009.
- 4. Цеева Л. Х. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (методическое пособие) / Л. Х. Цеева, В. В. Зайко, Б. Х. Панеш. — Майкоп, 2010.
- 5. Логинова В. И. Программа «Детство» /В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. — Санкт-Петербург, 1999.
- 6. Васильева М. Н. Программа Воспитание и обучение в детском саду / М. Н. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — Москва, 2005.