Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические аспекты социально-педагогической работы с подростками, пережившими насилие в семье

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие исследователи понятие насилия ограничивают применением грубой физической силы, другая часть авторов предпочитает более широкое значение слова, охватывающее весь круг форм плохого обращения с родственниками или людьми, живущими под одной крышей. Третья часть присоединяется к промежуточному определению, принятому Национальной ассоциацией социальных работников: «Термин «домашнее насилие… Читать ещё >

Теоретические аспекты социально-педагогической работы с подростками, пережившими насилие в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Насилие и жестокое обращение с подростками как социально-педагогическая проблема

О распространенности насилия и жесткого обращения с детьми известно с давних времен. До 1800-х годов дети считались собственностью родителей или тех лиц, которые осуществляли надзор над ними. Исходя из этого у взрослого имелся абсолютный, ничем не ограниченный контроль над ребенком, над его жизнью, свободой и т. д. [10]. В те времена применение насилия по отношению к ребенку было опытом весьма распространенным: никто даже не задумывался о последствиях для психического развития ребенка.

Большинство авторов сходятся во мнении, что насилие — это результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и другие факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна [1].

В Древней Греции и Риме детей часто приносили в жертву ритуально: их сжигали на костре. Неполноценного ребенка могли выгнать из города. В случае если ребенок оказывался сиротой, он становился рабом в семье, которая брала его «на попечение» [19].

В эпоху Возрождения позиция общества по отношению к ребенку изменилась. Родители перестали обладать правами на жизнь и смерть ребенка. Появились научные работы, утверждающие, что ребенок — это личность, что репрессивные меры наказания и воздействия в целом гораздо менее эффективны, чем проявление любви и собственный пример.

Как уже говорилось выше, только недавно явление жесткого обращения с детьми привлекло внимание законодателей, психологов, психиатров и социальных работников. Во второй половине ХХ века, когда С. Г. Кемпе с соавт. описали «синдром избиваемого ребенка», в 50 штатах США были приняты законы, согласно которым медицинские работники стали обязаны сообщать в соответствующие органы о случаях насилия над детьми. Это позволило применять юридическую ответственность родителей за злоупотребление власти над детьми, а также развивать службы, занимающиеся проведением различных программ по поддержке семей [14].

За последнее столетие общественные взгляды на насилие в отношении детей в семье существенно изменились. Если ранее различные формы физического и психического насилия над детьми рассматривались многими как обычные методы воспитания детей, то на сегодняшний день насилие над детьми чаще воспринимается как глобальная проблема, угрожающая существованию человечества [2].

В современной литературе всё больше внимания уделяется изучению вопросов, связанных с защитой прав детей, тем более что в п. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка прописано: «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и нравственные меры по защите прав ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотреблением со стороны родителей, законных опекунов или любого лица, заботящегося о ребенке».

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема всё возрастающего физического и психического насилия над ребенком. Проблемой является и восстановление ребенка от насилия.

По данным ЮНИСЕФ, каждый день в мире от жестокого обращения умирают три ребенка; из ста жертв жестокого обращения — один погибает; более восьми тысяч детей в России ежегодно становятся жертвами сексуальных преступлений.

Принципиальное значение при исследовании форм жестокого обращения с детьми имеет классификация. Его условно делят на физическое, морально-психологическое и сексуальное. Физическое насилие заключается в причинении ребенку родителями или лицами, их заменяющими, вреда жизни и здоровью и других негативных последствий. Моральное и психологическое насилие проявляется в принуждении, в угрозах расправы с потерпевшим, его родственниками или другими близкими людьми, в издевательстве, в постоянном унижении достоинства ребенка. Наиболее пристальное внимание следует обратить на сексуальное насилие или сексуальное использование детей взрослыми для удовлетворения своих сексуальных потребностей, а также для получения финансовой либо материальной выгоды [37].

Многие исследователи понятие насилия ограничивают применением грубой физической силы, другая часть авторов предпочитает более широкое значение слова, охватывающее весь круг форм плохого обращения с родственниками или людьми, живущими под одной крышей. Третья часть присоединяется к промежуточному определению, принятому Национальной ассоциацией социальных работников: «Термин „домашнее насилие“ означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи или других домочадцев» [30].

При всем разнообразии определений и при всей их неполноте в них проявляются общие моменты:

  • 1. Насилие всегда есть применение силы, угроз, поскольку носит проявленный в поведении, открытый характер.
  • 2. Насилие имеет определенную цель, поскольку действие и поступки, как правило, имеют необходимым атрибутом наличие целеполагания в насилии.
  • 3. Насилие — принуждение кого-либо к чему-либо, воздействие некого субъекта на объект.
  • 4. Насилие может иметь две формы — физическую и моральную [3].
  • 5. Добавим, что целью насилия всегда является лишение партнера по конфликту каких-либо прав, возможностей, ресурсов, привилегий.
  • 6. Форма проявления данного конфликта всегда унижает человеческое достоинство жертвы насилия.

Говоря о насилии по отношению к детям, часто применяется родственный термин «жестокое обращение с детьми», которое в Педагогическом энциклопедическом словаре определяется как умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психологическому здоровью ребенка [4].

В данном случае умышленные насильственные действия могут явиться результатом стрессов, общественной изоляции, алкоголизма или изначальной приверженности к насилию.

Субъектами насилия в отношении несовершеннолетнего выступают родители, сверстники, незнакомые взрослые, учителя. В основном носителями насилия выступают сверстники (одноклассники, друзья, незнакомые подростки) либо случайные люди. Происходит насилие преимущественно на улице, реже в семье, общественных местах и школе [8].

2. Факторы насилия, воздействующие на детей и подростков, провоцируют их агрессивное и асоциальное поведение: высокая степень насилия той среды, в которой они пребывают (семья, школа, улица), преопределяет их виктимизацию, а усвоенные образцы насильственного поведения ведут к криминализации [8].

Семейное насилие мы определяем как деструктивные действия со стороны одних членов семьи по отношению к другим, которые противопоставлены конструктивным социальным взаимодействиям в семье, основанным на взаимном уважении и поддержке. Жестокое обращение с детьми в семье — это, в свою очередь, умышленные, повторяющиеся действия, угрозы действием или бездействие одного или нескольких членов семьи по отношению к ребенку, в результате которых нарушается его физическое и/или психическое здоровье или создаются условия, препятствующие его оптимальному развитию как личности.

Соответственно, насилие над детьми в семье считаем частным случаем жестокого обращения с детьми в семье, поскольку второе, помимо непосредственных действий или угроз, включает и бездействие.

Подчеркнем при этом, что жестокое обращение с детьми в семье — не единичный, случайный поведенческий акт, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.

Следуя данным определениям, можно отнести к формам жестокого обращения с детьми следующие: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое или эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка [2].

В аспекте проблемы насилия традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие [8].

Физическое насилие — причинение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности человека посредством применения физической силы. Выделяют такие формы, как побои, удары, шлепки, нанесение телесного повреждения, запреты, угрозы, ограничение прав и свободы человека.

Экономическое насилие — лишение права голоса при расходовании денег, присвоение сбережений без согласия других членов семьи и пр.

Сексуальное насилие — вид домогательства, который выражается в принуждении к сексу, в навязывании совершения сексуальных действий.

Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в форме угроз, высмеивания, изоляции от членов семьи, друзей, причинение душевных страданий, в развитии чувств бессилия, страха.

Семейное насилие — агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых причиняется вред, травма, унижение, не удовлетворяются базовые потребности.

Особенно тяжелые последствия имеет насилие в детстве и юношестве. Дети, подростки, юноши переживают чувство стыда, боли, бессилия. У них наблюдается расстройства эмоциональной сферы, выражающееся в повышенной тревожности, подавленном настроении, в депрессиях.

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми психологи относят: алкоголизм, признаки асоциальной личностной дезорганизации и криминальность; незрелость родителей, отсутствие социально-психологической помощи, низкая самооценка у родителей; личностные проблемы, жесткие моральные нормы, одиночество и плохое здоровье матери.

Большое число семей с конфликтными отношениями, а также асоциальных дезорганизованных семей являются областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, отсутствие необходимых условий для удовлетворения жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе [24].

Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой