Основные проблемы в организации гражданского воспитания в средних общеобразовательных учреждениях города Перми
Одним из определяющих компонентов гражданского воспитания является толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Данные анкетирования указывают на средний уровень этнической толерантности учащихся и недостаток практик в сфере межкультурного взаимодействия. В данном направлении элективные курсы преподаются в 12% общеобразовательных учреждениях города Перми. Подтверждением служат ответы… Читать ещё >
Основные проблемы в организации гражданского воспитания в средних общеобразовательных учреждениях города Перми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проведенный анализ организации гражданского воспитания средних общеобразовательных учреждениях города Перми выявил ряд проблем.
- 1. Организация учебного и воспитательного процесса не всегда характеризуется как демократичностью и способствует развитию самостоятельности, творческого потенциала учащихся, так как в ходе анкетирования, значительной части опрошенных учащихся не всегда удается свободно высказывать свою точку зрения.
- 2. Гражданственность характеризуется активностью, готовностью и способностью взаимодействовать с другими людьми, поэтому при организации учебного процесса должны использоваться современные активные формы работы. Чаще всего на уроках используется работа в группах, реже — дискуссионные практики, проектирование и деловые игры. Одной из проблем, является недостаточное внимание со стороны учителей к нетрадиционным формам работы в рамках образовательной деятельности.
- 3. Исследование выявило слабое развитие институтов школьного самоуправления, которые имеют сильное влияние на формирование демократичной образовательной среды, те способствуют развитию гражданских качеств учащихся. Наличие органов самоуправления отметили абсолютное большинство учащихся, при этом среди них были те, кто характеризует советы декоративностью. Деятельность ученических советов связана с организацией досуга в школе, причем сложно сказать насколько школьники реально включены в процесс самоорганизации. Таким образом, сложившая ситуация с ученическим самоуправлением требует серьезного анализа и переосмысления.
- 4. Гражданская идентичность согласно ФГОСами, связанная с формированием патриотизма, включает помимо воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной (готовность к служению Отечеству) знание истории и культуры своего края, однако исследование показало, что краеведение в качестве элективных курсов преподается в 40% общеобразовательных учреждениях города и, как правило, в начальных классах. Подтверждение этому служат данные опроса учащихся 8−11 классов, в котором никто не обозначил преподавание специального курса, направленного на изучение родного города.
- 5. Одним из определяющих компонентов гражданского воспитания является толерантное сознание и поведение в поликультурном мире. Данные анкетирования указывают на средний уровень этнической толерантности учащихся и недостаток практик в сфере межкультурного взаимодействия. В данном направлении элективные курсы преподаются в 12% общеобразовательных учреждениях города Перми. Подтверждением служат ответы учителей, 60% которых отмечают отсутствие в своих школах элективных курсов, направленные на формирование основ толерантного поведения, обучение в сфере прав человека и обучение навыкам демократического поведения
- 6. Помимо органичного числа элективных курсов в рамках гражданского воспитания, которые имеют добровольный характер, необходимо отметить отсутствие эффективной системы оценивания достижений учащихся в сфере гражданского образования
Как показывает анализ локальных актов, в средних общеобразовательных учреждений города воспитательный процесс осуществляется в рамках обязательных предметов, вариативной части (элективы и факультативы) и внеурочной деятельности. Однако, учебная и внеучебная деятельность гражданского воспитания, как правило, существуют изолированно друг от друга. Как правило, отсутствие связей наблюдается и в рамках воспитательной работы. Подтверждением этому служат данные анкетирования по вопросу гражданского воспитания в классных коллективах, где чаще всего фигурируют темы «Здоровый образ жизни» и «Профессиональное самоопределение».
Таким образом, существует необходимость интеграции всех элементов образовательной системы образовательного учреждения. Главными факторами, которые, по мнению учителей, будут способствовать улучшению воспитания гражданственности — создание в учебных заведениях условий уважения прав человека и развитие самоуправления, а также подготовка качественных учебно — методических пособий и использование разнообразных новых методы обучения.