Факторы социализации и формирования ребенка дошкольного возраста и их характеристика
В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их условно выстраивают в иерархию: Мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре); Мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество); Микрофакоры (семья, школа, группы… Читать ещё >
Факторы социализации и формирования ребенка дошкольного возраста и их характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их условно выстраивают в иерархию:
- § мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);
- § макрофакторы (этнос, страна, государство);
- § мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);
- § микрофакоры (семья, школа, группы ровесников).
МИКРОФАКТОРЫ
Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., — происходят в сочетании с постоянным подкреплением — поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации. социализация дошкольный семейный воспитание Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.