Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психологический анализ урока в деятельности педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Л. Т. Охитина, СВ. Иванов, И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л. Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому… Читать ещё >

Психологический анализ урока в деятельности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н. Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е. С. Ильинская, И. В. Карпов, Ю. Л. Львова, Л. Т. Охитина, Е. И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.

Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с позиции того, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффективности преподавательской деятельности, как при этом проявляются проективные и рефлексивные умения учителя, преподавателя. Исходным является положение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.

Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя как субъекта педагогической деятельности, своего поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.

Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), закономерности процесса обучения; психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков). Это и психологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т. е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многое другое (Н.Ф. Добрынин) [70]. Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.

Форма психологического анализа урока Характеристика основной формы психологического анализа урока основывается на исходном теоретическом определении анализа как одного из двух основных мыслительных процессов в мышлении человека. Анализ, по С. Л. Рубинштейну, «это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии» 1, с. 377−378]. Формы анализа многообразны.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Л. Т. Охитина, СВ. Иванов, И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л. Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т. д.). В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.

В организацию урока Л. Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом;

2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.

Уровень психологического анализа урока.

Задачи учителя по отношению к самому себе.

Задачи учителя по отношению к учащимся.

Предваряющий.

Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т. д.).

Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей.

Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе.

Текущий.

Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т. е. перестройка хода урока.

Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т. д.).

Ретроспективный.

Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования).

Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т. е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока.

психолог урок математика школьник Технология подготовки уроков Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех.

Общие требования к уроку можно разделить на три группы.

Дидактические требования:

  • · Четкое определение задач урока, а также места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
  • · Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
  • · Выбор наиболее рациональных методов.
  • · Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.

Воспитательные требования к уроку:

  • · Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.
  • · Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.
  • · Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.
  • · Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
  • · Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

  • · Наличие продуманного плана проведения урока.
  • · Организационная четкость проведения урока.
  • · Создание гигиенических условий.
  • · Использование различных средств обучения.

Повышению эффективности урока всегда придавалось особое значение Ю. К. Бабанским, В. А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:

  • 1. Нацеленность урока на конечный результат.
  • 2. Повышение роли урока в воспитании учащихся.
  • 3. Совершенствование методов обучения.
  • 4. Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
  • 5. Оптимизация домашнего задания.
  • 6. Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся.
  • 7. Повторение материала на уроке.

Урок — основная форма организации обучения в школе Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся.

Существуют разные подходы к классификации уроков:

  • 1. Согласно классификации по ведущему методу выделяют: урок-диспут и уроклекция, урок-беседа.
  • 2. Вторая классификация выделяется по содержанию учебного материала: уроки математики, урок русского языка, урок общей психологии и т. д.
  • 3. На основе структуры процесса обучения (С.В. Иванов) выделяют: вводный урок; урок первичного ознакомления с материалом; усвоения новых знаний.
  • 4. К предыдущей классификации была близка типология уроков по основной дидактической цели. Это наиболее употребляемая в настоящее время классификация уроков (М.И. Махмутов). В ней выделяются комбинированные или смешанные уроки; уроки по ознакомлению с новым материалом; уроки закрепления знаний: уроки обобщения; контрольные уроки.

Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю.Б. Зотов, Г. Д. Кириллова):

  • 1. Формулировка темы занятия;
  • 2. Цели и их мотивирование;
  • 3. Проверка домашнего задания;
  • 4. Изложение нового;
  • 5. Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений;
  • 6. Повторение изученного в виде беседы;
  • 7. Проверка и оценка знаний;
  • 8. Подведение итогов;
  • 9. Домашнее задание;
  • 10. Два организационных момента: в начале и в конце.

Сочетание этих элементов называется структурой. Структура зависит от умений учителя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой