Психологический анализ урока в деятельности педагога
В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Л. Т. Охитина, СВ. Иванов, И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л. Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому… Читать ещё >
Психологический анализ урока в деятельности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н. Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е. С. Ильинская, И. В. Карпов, Ю. Л. Львова, Л. Т. Охитина, Е. И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.
Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с позиции того, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффективности преподавательской деятельности, как при этом проявляются проективные и рефлексивные умения учителя, преподавателя. Исходным является положение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.
Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителю применить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя как субъекта педагогической деятельности, своего поведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.
Предмет психологического анализа урока многогранен: это психологические особенности учителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке), закономерности процесса обучения; психологические особенности и закономерности личности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений и навыков). Это и психологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т. е. того материала, который передается учителем и усваивается учащимся, и многое другое (Н.Ф. Добрынин) [70]. Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.
Форма психологического анализа урока Характеристика основной формы психологического анализа урока основывается на исходном теоретическом определении анализа как одного из двух основных мыслительных процессов в мышлении человека. Анализ, по С. Л. Рубинштейну, «это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии» 1, с. 377−378]. Формы анализа многообразны.
В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В. А. Сластенин, Н. В. Кузьмина, Л. Т. Охитина, СВ. Иванов, И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л. Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т. д.). В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.
В организацию урока Л. Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом;
2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.
Уровень психологического анализа урока. | Задачи учителя по отношению к самому себе. | Задачи учителя по отношению к учащимся. |
Предваряющий. | Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т. д.). Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей. | Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе. |
Текущий. | Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т. е. перестройка хода урока. | Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т. д.). |
Ретроспективный. | Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования). | Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т. е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока. |
психолог урок математика школьник Технология подготовки уроков Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех.
Общие требования к уроку можно разделить на три группы.
Дидактические требования:
- · Четкое определение задач урока, а также места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
- · Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
- · Выбор наиболее рациональных методов.
- · Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.
Воспитательные требования к уроку:
- · Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.
- · Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.
- · Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.
- · Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
- · Соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
- · Наличие продуманного плана проведения урока.
- · Организационная четкость проведения урока.
- · Создание гигиенических условий.
- · Использование различных средств обучения.
Повышению эффективности урока всегда придавалось особое значение Ю. К. Бабанским, В. А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:
- 1. Нацеленность урока на конечный результат.
- 2. Повышение роли урока в воспитании учащихся.
- 3. Совершенствование методов обучения.
- 4. Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
- 5. Оптимизация домашнего задания.
- 6. Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся.
- 7. Повторение материала на уроке.
Урок — основная форма организации обучения в школе Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся.
Существуют разные подходы к классификации уроков:
- 1. Согласно классификации по ведущему методу выделяют: урок-диспут и уроклекция, урок-беседа.
- 2. Вторая классификация выделяется по содержанию учебного материала: уроки математики, урок русского языка, урок общей психологии и т. д.
- 3. На основе структуры процесса обучения (С.В. Иванов) выделяют: вводный урок; урок первичного ознакомления с материалом; усвоения новых знаний.
- 4. К предыдущей классификации была близка типология уроков по основной дидактической цели. Это наиболее употребляемая в настоящее время классификация уроков (М.И. Махмутов). В ней выделяются комбинированные или смешанные уроки; уроки по ознакомлению с новым материалом; уроки закрепления знаний: уроки обобщения; контрольные уроки.
Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю.Б. Зотов, Г. Д. Кириллова):
- 1. Формулировка темы занятия;
- 2. Цели и их мотивирование;
- 3. Проверка домашнего задания;
- 4. Изложение нового;
- 5. Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений;
- 6. Повторение изученного в виде беседы;
- 7. Проверка и оценка знаний;
- 8. Подведение итогов;
- 9. Домашнее задание;
- 10. Два организационных момента: в начале и в конце.
Сочетание этих элементов называется структурой. Структура зависит от умений учителя.