Краткая схема исследования
СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предъявляется таблица с изображением всех геометрических фигур, которые ему нужно будет классифицировать на втором этапе, для свободной ориентировки, знакомства с новым материалом и формирования плана будущих действий. Время единое для всех. ЭТАП. Предварительная ориентировка ЦЕЛЬ. Оценка личностного компонента умственной деятельности ребенка: заинтересованности, проявления… Читать ещё >
Краткая схема исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 ЭТАП. Предварительная ориентировка ЦЕЛЬ. Оценка личностного компонента умственной деятельности ребенка: заинтересованности, проявления собственной активности при выполнении незнакомого задания.
СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предъявляется таблица с изображением всех геометрических фигур, которые ему нужно будет классифицировать на втором этапе, для свободной ориентировки, знакомства с новым материалом и формирования плана будущих действий. Время единое для всех.
2 ЭТАП. Основное задание ЦЕЛЬ. Оценка восприимчивости к помощи экспериментатора при решении трудной задачи, усвоении нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предлагаются 24 карточки, на которых изображены геометрические фигуры, отличающиеся по форме (квадраты, ромбы, круги), цвету (красные, желтые, синие) и размеру (большие и маленькие). Задача ребенка классифицировать карточки в соответствии с тремя отличительными признаками. Это задание несколько превышает актуальные возможности детей данной возрастной группы. Достижение конечного результата (три последовательные классификации) обязательно для каждого обследуемого. Помощь экспериментатора дозируется в виде отдельных «уроков-подсказок»: вначале они свернуты и сжаты (в виде намеков), и лишь постепенно становятся более подробными, вплоть до прямого показа способа работы. Каждый «урок-подсказка» дается через определенный промежуток времени и только в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать дальше. Последовательность предъявления «уроков-подсказок» строго фиксирована: нельзя пропускать отдельные уроки, изменять порядок их проведения или содержание. Каждый урок регистрируется в протоколе для того, чтобы учесть их общее количество.
3 ЭТАП. Аналогичное задание ЦЕЛЬ. Оценка способности ребенка к логическому переносу усвоенного способа действия (способности самостоятельно решать аналогичные задачи).
СОДЕРЖАНИЕ. Ребенку предлагается другой набор из 24 карточек, на которых изображены геометрические фигуры, отличающиеся по форме (квадраты, круги, пятиугольники), цвету (красные, желтые, зеленые, синие) и размеру (большие и маленькие). Задача ребенка самостоятельно решить сходную по способу выполнения задачу классификации этих фигур по трем признакам в словесной или наглядно-действенной форме. Экспериментатор не оказывает никакой помощи, только фиксирует время и способ выполнения.