Практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, не почерпнутые из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие… Читать ещё >
Практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главное достоинство исследовательской деятельности в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента:
- — дошкольники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- — обогащается память ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- — происходит развитие речи ребенка, так как ему необходимо делать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- — накапливается фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- — исследовательская деятельность дошкольника важна для формирования самостоятельности, целеполагания, способностей преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенных результатов;
- — в процессе исследовательской деятельности происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирование трудовых навыков [11, с. 181].
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, не почерпнутые из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяковым сформулирована гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а исследовательская деятельность. Для обоснования данного вывода он приводит доказательства.
- 1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В исследовательской деятельности ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
- 2. В исследовательской деятельности достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, которые производит ребенок, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
- 3. Исследовательская деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже исследовательской деятельности.
Таким образом, в дошкольном воспитании исследовательская деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. [12, с. 114−115].
Исходной формой исследовательской деятельности является единственная доступная ребенку форма — манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает исследовательские действия, усваивает сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов исследовательской деятельности, пока еще не связанных между собой. Интегрирование начинается примерно с трех лет. Ребенок переходит в следующий период — любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка — переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период исследовательская деятельность приобретает типичные черты, становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность увидеть и выделить проблему, поставить цель, решить проблему, проанализировать объект или явление, выделить существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвинуть предположения, сделать выводы. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
- — По характеру объекта: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- — По месту проведения опыта: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.
- — По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- — По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- — По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- — По продолжительности: кратковременные (5−15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- — По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- — По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- — По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- — По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
В обыденной жизни дети часто сами исследуют, стремясь узнать что-то новое. Они могут разобрать игрушку, понаблюдать за падающим в воду предметом (утонет — не утонет), попробовать языком в сильный мороз металлический предмет и т. п. Но опасность такой самостоятельной исследовательской деятельности в том, что дошкольники еще не знакомы с элементарными правилами безопасности. Исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дошкольники учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении исследовательская деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.