Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Восприятие сказки, как особый вид деятельности детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние сказки на ребенка изучал выдающийся американский психоаналитик, психолог и психиатр Бруно Бетельхейм. В своей книге «Польза и значение волшебной сказки» Бетельхейм обобщил свой опыт использования сказочных историй в психотерапевтических целях. В этой работе он объясняет характер влияния сказки на развитие ребенка. Бетельхейм работал с т.н. «трудными» детьми, имеющими нарушения… Читать ещё >

Восприятие сказки, как особый вид деятельности детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Помимо игры, изобразительной деятельности, конструирования и других видов деятельности дошкольника, выделяют восприятие сказки. Говоря о роли сказки в развитие современного ребенка, сказки разделяют на фольклорные (волшебные), авторские и на сочиненные самими детьми.

Существует две точки зрения в детской психологии и педагогике, относящиеся к пониманию роли волшебной сказки в жизни ребенка. Согласно первой теории, сказка удовлетворяет потребность ребенка в понимании мира. Согласно второй — сказка нужна ребенку для того, чтобы изжить первобытные представления о мире, свойственные возрасту, такие как анимизм, антропоформизм и пр. Для этого в сказку вводятся волшебство и фантастические существа.

Л.С. Выготский, проанализировав оба подхода, пришел к заключению, что и тот, и другой глубоко ошибочны. По словам Выготского нельзя формировать у ребенка ложное мировоззрение. Он писал: «Если мы вводим в психику представление, не соответствующее правде и действительности, то тем воспитываем и ложное поведение». Так же, по мнению Выготского, фантастический, фантазийный мир подавляет психику ребенка. Вместе с тем, Выгодский сформулировал т.н. закон эмоциональной реальности фантазии, т. е. вне зависимости от того сказочна ли действительность, воздействующая на ребенка, вызванные этим эмоции всегда реальны. По мысли Выготского, оздоровляющее влияние сказки возможно в том случае, если эмоции, вызванные ее, обращены в реальную жизнь.

А.В. Запорожец и Д. М. Дубовис — Арановская, изучая восприятие сказки в качестве деятельности ребенка, выделили специфическую особенность — содействие, когда ребенок, сопереживая герою, ставит себя на его место. Содействие сходно с ролью, которую выбирает ребенок во время игры. [Обухова, ст. 312 — 313].

Согласно Т. А. Репиной, проследившей путь развития содействия, маленькие дети лучше понимают сюжет, когда, кроме словесного описания, дается изображение. Картинки в детских книжках, таким образом, становятся опорой при прослеживании действия. С возрастом необходимость в иллюстрациях ослабевает.

Влияние сказки на ребенка изучал выдающийся американский психоаналитик, психолог и психиатр Бруно Бетельхейм. В своей книге «Польза и значение волшебной сказки» Бетельхейм обобщил свой опыт использования сказочных историй в психотерапевтических целях. В этой работе он объясняет характер влияния сказки на развитие ребенка. Бетельхейм работал с т.н. «трудными» детьми, имеющими нарушения социализации. Считая главной проблемой таких детей потерю смысла жизни, Бетельхейм советовал родителям открывать для ребенка культурное наследие, развивая воображение и расширяя границы познания для обретения нового смысла. Для маленького ребенка культурное наследие может быть представлено в литературе. Литературное произведение в таком случае должно задевать все стороны личности ребенка, помогая их развить. Бетельхейм особо подчеркивал значение народной сказки, в которой нашли отражение многовековой человеческий опыт и мудрость поколений. По словам Бетельхейма, народную сказку создавали миллионы людей, с годами что — то меняя или добавляя в них, наделяя сказки образами сознания и бессознательного. По мнению Бетельхейма, сказка помогает ребенку справиться с рядом внутренних проблем. Например, сказки братьев Гримм помогает преодолеть страх перед внешним миром (родители оставляют детей в лесу), развить самостоятельность (победа детей над ведьмой из Пряничного домика), вселить уверенность и надежду (даже в самые отчаянные минуты герою приходят на помощь говорящие звери, гномы и т. д.), а так же усвоить понятия добра и зла через противостояние героя и его антагониста.

Таким образом, формирование внутренней интеллектуальной жизни ребенка проходит через призму восприятия им сказки и сопереживания ее персонажам. [52].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой