Временные и пространственные представления, причинно-следственные связи в курсе истории
У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем I дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается… Читать ещё >
Временные и пространственные представления, причинно-следственные связи в курсе истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.
Представления об историческом времени — это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает представить поступательный характер развития общества, смену порядков (общественно-экономических формаций) и эпох.
Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся также должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и др.).
Учащиеся специальной (коррекционной) школы к началу изучения истории в 7 классе имеют представления о времени, однако в основном они сводятся к житейским представлениям о днях, неделях, месяцах, годах; знают и единицы измерения времени (прежде всего из курса математики), но глубины исторического времени не представляют. Поэтому овладение хронологией дается им не сразу.
Поскольку программа специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает изучение истории Родины с древнейших времен до современности и все факты, с которыми знакомятся школьники, преподносятся им в хронологической последовательности, то следовательно учащиеся должны не только понимать последовательность исторических событий, но и запоминать даты.
Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век (IX в. — образование государства восточных славян Киевской Руси) или часть века (середина XVII в. — освоение Амурского края); основные даты требуют указания более точного времени (1240 г. — Невская битва), а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события (5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище). Самые основные даты представлены в хронологической таблице на форзацах учебника, но ими, естественно, не исчерпывается знание хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы. В текстах учебной книги даты исторических событий представлены гораздо полнее.
Программой предусмотрены вводные уроки к курсу истории, на одном (или нескольких) из них необходимо уточнить временные представления учащихся, сформированные за предыдущие 6 лет обучения, познакомить их с летоисчислением, «лентой времени», «хронологической таблицей». В работе, связанной с формированием временных исторических представлений можно выделить несколько этапов:
I этап — уточнение понятий исторического времени, временных отношений. Установление хронологической последовательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятиями: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «раньше» и «позже» и т. д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.
У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем I дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается в том, что учащиеся должны понять зависимость между величиной числа (датой) и отдаленностью происшедшего события.
II этап — знакомство с летосчислением. Само понятие «летосчисление» учащимся специальной (коррекционной) школы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко.
Определив условно даты рождения людей, можно показать, очевидцами и участниками каких исторических событий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций, работал на стройках первых пятилеток, был участником Великой Отечественной войны; его сын тоже пережил войну и восстанавливал страну, наблюдал 1-ый полет человека в космос и т. п.). Таким образом, ученики должны усвоить, что 100 лет (век) — это жизнь 3−4 поколений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что события, происходившие в истории, охватывают деятельность очень многих поколений.
Далее необходимо научить учащихся обозначать века и находить их границы. Для этого нужно вспомнить римскую нумерацию (ее изучали в 5−6 классах на уроках математики) и объяснить, что в исторической науке принято века обозначать римскими цифрами, а даты событий — арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым: например, XIX в. — 1801−1900 гг., XX в. — 1901;2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.
На основе графического изображения можно с учениками отработать такие понятия, как половина века (первая и вторая), начало, середина, конец века, четверть века, десятилетие и т. д. С этими понятиями ученики столкнутся при изучении истории, чтении исторической литературы.
Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век).
Для закрепления этого материала можно дать ученикам практическое задание на соотнесение дат и веков. Им предлагается таблица с обозначенными веками, на доске — перечень годов, записанных без хронологической последовательности (события, связанные с этими датами, не называются, так как учащиеся еще не приступили к их изучению). Ученики должны заполнить таблицу «Век. Даты», расположив указанные годы (1812,1945, 1773,1850,1612, 2000) в соответствии с веком (XX, XIX, XVIII, XVII). Ученики должны внести даты в таблицу.
Практические работы подобного рода могут быть предложены ученикам и в качестве домашнего задания. На следующем уроке проверяется его выполнение, исправляются и разбираются ошибки. В качестве закрепления учитель проводит цифровой диктант: диктует даты, а учащиеся записывают века, используя римскую нумерацию.
III этап — работа с «лентой времени». «Лента времени» — это пособие, помогающее представить длительность и последовательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. С «лентой времени» ученики знакомятся на одном из вводных уроков к курсу истории, а затем она постоянно используется при изучении каждой темы программы.
Наряду с «лентой времени» представление о последовательности событий создается с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в ней расположены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век. Дата каждого исторического события сопровождается наглядным изображением, что способствует запоминанию и прочному усвоению, учитывая наглядно-образный характер мышления учащихся специальной (коррекционной) школы.
Для формирования временных исторических представлений и усвоения хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы учитель может использовать наборное полотно, предлагая заполнить его соответствующими карточками (на одних карточках записаны века, на других — даты, на третьих — события). Такую работу целесообразно проводить, закрепляя хронологический материал по определенной теме (например, по теме «Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями»).
Лучшему усвоению дат исторических событий будет способствовать введение в урок игрового материала: хронологического лото, хронологических кроссвордов, исторических викторин, игры «Что? Где? Когда?», а также решение хронологических задач. Варианты хронологических задач могут отличаться степенью сложности, поэтому должны предназначаться конкретному ученику.
Закреплению хронологии будет способствовать опрос по карточкам с игровым материалом. Задания, которые ученик должен выполнить на такой карточке, носят разнообразный характер, и отличаются разным объемом и разной степенью сложности. Например, ученикам предлагаются карточки с игровым заданием: «Найди подпись к дате, соединив стрелочкой каждое событие с соответствующей ему датой (количество дат и событий может быть разнообразным — от 3 до 10 и более) Обращение к учебным картинам, кинофильмам при изложении нового материала также помогает лучше представить эпоху, далекую или недавнюю.
Рассмотренные варианты работы учителя на уроке, направленные на создание временных исторических представлений и усвоение хронологии постоянно варьируются, но обязательным должны оставаться: запись дат на доске (карточках) и в тетрадях, громкое называние даты, века и события, неоднократное возвращение к этому материалу.
Таким образом, формирование правильных представлений об историческом времени у учащихся специальной (коррекционной) школы способствует коррекции нарушения интеллекта.
Особенности формирования историко-пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта Общество развивается не только во времени, но и в пространстве, т. е. на определенной части земной поверхности, в определенных природных условиях. Географическая среда является одним из условий, влияющих на развитие общества, особенно при недостаточном развитии производительных сил (например, при первобытнообщинном строе).
Представления об историческом пространстве — это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий.
Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Работая с ними на уроке в специальной (коррекционной) школе, необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений.
Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Работая с ними на уроке в специальной (коррекционной) школе, необходимо учитывать имеющиеся у учащихся нарушения пространственных представлений. К ним относятся следующие нарушения:
- 1. Значительное преуменьшение реальных расстояний, когда далекое в пространстве представляется близким. Причины этого нарушения заключаются в том, что пространственные представления учащихся основываются на чувственном опыте, а при работе с картой, ученики имеют дело с огромными расстояниями, далекими от их личного опыта. Поэтому типичные ошибки будут связаны с преуменьшением реальных расстояний между изучаемыми объектами, населенными пунктами и т. д.
- 2. Затруднения при ориентировке в географических направлениях (сторонах горизонта), особенно в промежуточных (юго-запад, северо-восток). Поэтому при правильном показе объектов или направлении действий на исторической карте ученики могут ошибаться в назывании их места нахождения или направления (например, говорят, что монголо-татары наступали на восток, Санкт-Петербург расположен на севере России).
- 3. Непонимание расположения объектов относительно друг друга (впереди — сзади, слева — справа, далеко — близко и т. д.). Это объясняется не только нарушением пространственной ориентировки, но и опосредованным восприятием исторических объектов через картину, карту, рисунок, где все объекты представляются расположенными близко, рядом; выше или ниже, а не севернее или южнее и т. п.).
- 4. Восприятие разных по величине объектов, расположенных на различном расстоянии, одинаково, неправильно. Эта особенность характерна для восприятия исторических картин с множеством участников, объектов исторического пейзажа и т. п.
Учитель истории должен знать имеющиеся у учащихся нарушения, чтобы своевременно проводить коррекционную работу на уроке.
Но важной предпосылкой для формирования историко-пространственных представлений является тот факт, что пространство в основных его характерах (размер, протяженность, взаиморасположение) уже известно учащимся до начала изучения истории. Школьники с нарушением интеллекта использовали меры длины (сантиметр, метр) на практике, упражнялись ориентироваться в пространстве, узнали, что такое «масштаб» и т. п. На эти уже сформированные представления и практические умения и будет опираться учитель истории.
Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:
- а) место, где происходило событие;
- б) направления действий;
- в) дальность расположения объектов относительно друг друга;
- г) условия местности, ее особенности;
- д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить).
Формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта затруднено, поэтому нужно чаще использовать различные практические работы с картой, схемой, планом, меловым рисунком на доске, аппликациями.