Использование ИКТ, как средство повышения мотивационной составляющей самостоятельной работы студентов
Идея создания сайта возникла в начале I семестра 2011;2012 учебного года в ходе занятий со студентами I курса факультета КНиИТ, изучающих английский язык. Специфика работы в подгруппе заключалась в том, что примерно 50% студентов подгруппы начали изучать английский язык с нуля, а остальные в рамках программы средней школы не достигли даже уровня A1 (в соответствии с «Общеевропейской шкалой… Читать ещё >
Использование ИКТ, как средство повышения мотивационной составляющей самостоятельной работы студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривается мотивационная сторона самостоятельной работы студентов и использование информационно-коммуникационных технологий, в частности проектирование сайта группой студентов, как способ повышения внутренней мотивации и средство решения основных задач обучения в рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования и в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, ИКТ, обучение иностранным языкам.
Самостоятельная работа студентов относится к самым обсуждаемых вопросам в связи с переходом на двухуровневую систему обучения, основные цели, задачи, сущность и содержание которой отражены в ФГОС-3. Из диапазона проблемных областей самостоятельной работы студентов в предлагаемой статье обращаемся к мотивационной стороне этого вида учебной деятельности. Указанная сторона рассматривается на основании опыта использования информационно-коммуникационных технологий в курсе обучения иностранному языку. Объектом описания является проектирование сайта «EnglishGroup» одной из подгрупп студентов I курса факультета КНиИТ (специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Компьютерная безопасность», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»), изучающих английский язык практически с нуля, и автора статьи, старшего преподавателя кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей. студент сайт образование Выбор мотивационной стороны самостоятельной работы студентов в качестве основной проблемы, рассматриваемой в статье, не случаен. Так, авторы коллективной монографии «Современные образовательные технологии» отмечают, что «с психологической точки зрения СРС (самостоятельную работу студентов — Н.К.) можно определить как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом и корректируемую им по процессу и результату деятельность» [Современные образовательные технологии 2011: 186]. Далее, обобщая результаты исследований Р. Хекмана, Г. Олдхэма и Р. Адлера, авторы описывают «три психологических состояния, определяющие высокий уровень внутренней мотивации человека, его удовлетворенность проделанной работой, а также высокие результаты самой деятельности:
- § воспринимаемая значимость работы, т. е. степень, в которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее;
- § ощущаемая ответственность, т. е. та степень, в которой человек чувствует ответственность за результаты своего труда;
- § знание результатов, т. е. степень понимания человеком эффективности и результативности своего труда" [Современные образовательные технологии 2011: 210].
Отмечается также, что указанные состояния возникают только в том случае, если выполняемая работа и ее задачи соответствуют следующим характеристикам: 1) «эта работа предполагает привлечение различных способностей и умений человека (набор знаний, умений, навыков)»;
- 2) «если человек видит целесообразность этой работы, и знает, как его работа (если она представляет лишь один этап из большого процесса) связана с другими этапами и как качество ее исполнения повлияет на весь процесс (определенность заданий)»;
- 3) «если эта работа представляет значимость для него, других, а может быть для всего общества в целом (значимость заданий)»;
- 4) «если эта работа предоставляет определенную свободу, независимость, возможность действовать по своему усмотрению, планируя работу, определяя способы ее выполнения (самостоятельность);
- 5) «если выполнение этой работы сопровождается получением прямой и ясной информации относительно эффективности работы (обратная связь)» [Современные образовательные технологии 2011: 210−211].
Кроме того эффективным способом повышения мотивации, и, соответственно, активизации самостоятельной работы студентов в образовательном процессе является придание ее проблемного характера, которое формирует у субъектов «отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции» Современные образовательные технологии 2011: 185].
Возникает закономерный вопрос, почему проблема мотивации в составе самостоятельной работы рассматривается автором в связи с информационно-коммуникационными технологиями. Ответ лежит в самой природе этого вида образовательных ресурсов и их возрастающей роли в образовательном процессе.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что научно-техническое развитие современного общества привело к информатизации большинства сфер и отраслей жизнедеятельности. Не осталось в стороне и образование на всех его уровнях.
Информатизация образования не только предполагает подготовку высококлассных и конкурентоспособных профессионалов как конечный результат обучения, но и представляет собой инструмент, с помощью которого этот результат достигается. Информационно-коммуникационные технологии активно применяются в современном образовательном процессе, создают потенциал для развития самостоятельности и творчества студентов, обеспечивая доступ к разнообразным источникам информации и предоставляя возможность использования компьютерных программ для разработки необходимых продуктов (электронных портфолио, графических проектов, чертежей и т. д.).
К преимуществам организации учебного процесса с использованием информационных технологий исследователи обычно относят:
- · организацию активной познавательной деятельности обучающихся;
- · интенсификацию учебного процесса;
- · увеличение объема информации, сообщаемой на занятии;
- · стимулирование творческих способностей обучающихся;
- · индивидуализацию обучения;
- · комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;
- · неограниченное количество обращений к заданиям;
- · немедленное предоставление обратной связи и др. [Красильникова 2002; Роберт 2001; Голубева, Репина 2004; Черкашина 2009; Крылов 2011; Сафонова 2011].
Авторы некоторых работ отмечают, что компьютерные учебные материалы «обладают целым рядом характеристик присущих только этому виду средств обучения», и к числу таких специфических характеристик относят «интерактивность, мультисенсорность, адаптивность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой» [Шакирова, Зайнагетдинова, Аюпова: http].
Из существующих на данный момент информационных технологий наиболее прочную позицию в качестве одного из ведущих средств обучения занимают Интернет-технологии. Их использование оправдано и весьма результативно в преподавании различных дисциплин, но наибольший вклад в формирование необходимых компетенций у обучаемого, на наш взгляд, Интернет-технологии вносят в рамках изучения иностранного языка. Интернет-технологии не только предоставляют доступ к аутентичным текстовым материалам (электронным версиям газет, журналов, online-библиотекам и т. д.), аудиои видеоматериалам, но и помогают создать особую коммуникативную среду, погрузиться в мир изучаемого языка, сконструировать ту языковую обстановку (через общение в социальных сетях, блогах, чатах, ICQ), в которую в условиях отсутствия указанных технологий обучаемые могли бы попасть, только оказавшись в стране изучаемого языка.
Применение информационных технологий (и Интернет-технологий в частности) как средства обучения иностранным языкам с каждым годом приобретает все более системный характер. Говорят о появлении и стремительном развитии компьютерной лингводидактики, одной из областей методики преподавания иностранного языка, которая является продуктом совершенствования вычислительной техники, с одной стороны, и изменения образовательной концепции, с другой [Шакирова, Зайнагетдинова, Аюпова: http].
Весь спектр информационных технологий, используемых в преподавании иностранного языка, согласно О. П. Сафоновой, можно разделить на две группы: традиционные компьютерные технологии и технологии поколения Web 2.0 [Сафонова 2011]. Традиционные информационные технологии, в свою очередь, включают обучающие компьютерные программы и информационные-коммуникационные технологии (информационные и учебные ресурсы, поисковые системы). Далее распределение разновидностей традиционных информационные-коммуникационные технологии по группам и описание их функций, предлагаемое исследователем, приведем в виде таблицы (см. [Сафонова 2011: 10]):
Таблица 1. Типы информационно-коммуникационных технологий
Тип информационно-коммуникационных технологий. | Разновидности. | Функции. | |
Информационные ресурсы. | сайты новостных изданий и учебных учреждений, он-лайн энциклопедии и словари. | не являются учебными по своему характеру; обеспечивают доступ к аутентичным актуальным материалам. | |
Учебные ресурсы. | текстовые, аудио-/видеои визуальные материалы различной тематической направленности. | формируют иноязычную коммуникативную компетенцию; развивают коммуникативно-когнитивные умения осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации. | |
Поисковые системы. | обеспечивают формирование информационной компетенции обучающихся; развивают навыки и умения поиска и аналитической обработки информации. | ||
Вторая группа информационных технологий, рассматриваемая О. П. Сафоновой, представлена молодыми ресурсами (само понятие «Web 2.0» появилось только в 2005 г.) и отличается от традиционных компьютерных технологий тем, что позволяет «обучающимся не только использовать Интернет в качестве источника иноязычной информации, но и стать активными создателями мультимедийного контента» [Сафонова 2011: 10−11]. Ориентирами указанных технологий являются «деятельность, направленная на расширение языковой картины мира обучающегося в профессионально-ориентированной предметной области» и сотрудничество обучающегося и преподавателя как равноправных участников учебного процесса [там же]. К технологиям Web 2.0 принято относить блоги, вики, подкасты, социальные сети, виртуальные среды обучения, электронное портфолио и т. п. [Сысоев, Евстигнеев 2010; Сафонова 2011].
В основу классификации информационных технологий, разработанной П. В. Сысоевым и М. Н. Евстигнеевым, положен другой принцип. Исследователи не рассматривают обучающие компьютерные программы на различных носителях и сосредотачивают свое внимание на ресурсах, которые предлагает сеть Интернет независимо от времени их создания. Эти ресурсы П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев делят на две группы: формы телекоммуникации (электронная почта, чат, форум, ICQ, видео, вебконференции, блоги, странички вики, серверы подкастов и закладок, сервер фотографий Flickr, сервер видеороликов YouTube и т. п.) и информационные ресурсы (текстовые, аудио и визуальные материалы) [Сысоев, Евстигнеев 2010].
Обе группы ресурсов изначально разрабатывались не для образовательных целей, однако, при методически верном подходе могут использоваться в учебном процессе как эффективное средство обучения иностранному языку. Тщательный отбор материалов и ресурсов является необходимым этапом внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс, так как сеть изобилует материалами разной степени надежности и достоверности. В качестве критериев оценки доступного материала и преподавателями, и обучающимися можно считать, по мнению П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева, следующие: языковая и культурная сложность материала; источник материала; надежность, актуальность, культурная сообразность и объективность информации; содержание и структура сайтов; источники информации [Сысоев, Евстигнеев 2010: 27−30].
Одним и способов избежать необходимости отбирать и оценивать материалы, взятые из сети, является проектирование преподавателями собственных Интернет-ресурсов с помощью существующих оболочек и языков программирования.
Проектирование информационных технологий при обучении иностранному языку, согласно О. А. Черкашиной, базируется на ряде принципов: «определение студента как активного субъекта познания»; «ориентация студента на самообразование, саморазвитие»; «обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, то есть создание профильности образовательной среды»; «дифференциация различных уровней обучения с самостоятельными целями, задачами, средствами и методами обучения»; «преемственность обучения»; «вариативность образовательной среды»; «полимодальность восприятия»; «информационное наполнение образовательных ресурсов» [Черкашина 2009: 31]. Приведенные принципы вполне соответствуют основным целям активизации самостоятельной работы студентов.
Еще на заре использования автоматизированных систем обучения Н. Ф. Талызина утверждала, что эффективность такого методического решения определяется хотя бы одним из следующих критериев: повышение мотивационно-эмоциональной стороны обучения; повышение качества обучения; сокращение затрат времени обучаемого и обучающего для изучения данного предмета (вопроса); уменьшение финансовых затрат на обучение [Талызина 1980]. Мы не умаляем роль ни одного из перечисленных факторов, но выделяем из приведенного списка мотивационную сторону обучения, поскольку в нашем случае повышение внутренней мотивации обучающихся стало движущей силой разработки информационного ресурса.
Таким образом, мы рассмотрели предпосылки и преимущества использования информационно-коммуникационных технологий, в частности Интернет-технологий, в образовательном процессе в целом и отдельно в преподавании иностранного языка, описали существующие разновидности такого рода технологий и некоторые из возможных их классификаций, а также связали необходимость их внедрения с повышением мотивационной стороны обучения. Следуя логике нашей статьи, перейдем к рассмотрению соответствия создаваемого и внедряемого ресурса основным принципам проектирования учебных Интернет-ресурсов и условиям, способствующим повышению мотивации.
Прежде чем приступить к описанию истории создания сайта «EnglishGroup», его назначения, соответствия требованиям к проектированию подобных ресурсов, определим его место в классификации информационно-коммуникационных технологий, известных на сегодняшний день.
Сайт «EnglishGroup» относится к традиционным технологиям (см. классификацию О. П. Сафоновой, в основе которой лежит временной критерий — с 1992 г. по 2005 г. (появление технологий Web 0.2) и с 2005 г. до настоящего момента) и представляет собой информационный ресурс (см. классификацию П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева, согласно которой Интернет-ресурсы делятся на формы телекоммуникации и информационные ресурсы) [Сафонова2011; Сысоев, Евстигнеев 2010].
В отличие от информационных ресурсов, в изобилии представленных в сети и предоставляющих доступ к аутентичным материалам, сайт «EnglishGroup» носит характер учебного ресурса, цели и задачи которого напрямую связаны с программой по иностранному языку (английскому языку) и ФГОС-3 (особенно в части формируемых компетенций).
Идея создания сайта возникла в начале I семестра 2011;2012 учебного года в ходе занятий со студентами I курса факультета КНиИТ, изучающих английский язык. Специфика работы в подгруппе заключалась в том, что примерно 50% студентов подгруппы начали изучать английский язык с нуля, а остальные в рамках программы средней школы не достигли даже уровня A1 (в соответствии с «Общеевропейской шкалой уровней владения иностранными языками»). Для того, чтобы повысить мотивацию студентов и их заинтересованность в изучении английского языка, коллективно было принято решение интегрировать профильные знания, умения и навыки со знаниями, умениями и навыками, приобретаемыми в курсе иностранного языка, и разработать сайт, который бы наполнялся спродуцированными на занятиях с участием преподавателя и самостоятельно текстов, которые, в свою очередь, явились результатом решения конкретных коммуникативных задач (например, представление себя незнакомым людям, описание внешности человека или какой-либо ситуации).
Сайт «EnglishGroup» находится в рабочем состоянии, поэтапно наполняются уже существующие рубрики и добавляются новые, исправляются ошибки и опечатки. Таким образом, в создании нашего сайта можно выделить следующие этапы:
- 1. Продумывание всех деталей сайта;
- 2. Создание шаблона сайта;
- 3. Создание всех страниц сайта;
- 4. Заполнение их информацией.
При создании нашего сайта мы пользовались несколькими языками вебпрограммирования (PHP, HTML, CSS), а также прибегали к помощи программы Photoshop.
На данный момент сайт включает три рубрики, которые постепенно наполняются информацией, «Teacher'sCorner», «WhoIsWho», «PhotosWeLike», «RoomofMyDream». Рубрика «Teacher'sCorner» предлагает грамматический и лексический материал в разделах «GrammarTips» и «VocabularyTips», дублируя темы, обсуждаемые на занятиях, и содержит дополнительные упражнения на закрепление пройденного материала в разделах «YouCanDoItYourself (Grammar)» и «YouCanDoItYourself (Vocabulary)». Материалы справочного характера и дополнительные упражнения могут оказаться полезными и в том случае, если студент по какой-либо причине пропустил занятия и вынужден самостоятельно осваивать пропущенный материал.
Две другие рубрики, «Who Is Who» и «Photos We Like», наполнены текстами, которые подготовлены каждым участником самостоятельно и затем проверены преподавателем для устранения ошибок и опечаток. Цель продуцирования этих небольших по размеру текстов — использование полученных знаний по грамматике и усвоенной лексики для решения конкретной коммуникативной задачи. Так, для наполнения рубрики «WhoIsWho» студентам предлагалось написать краткую заметку о себе, причем в качестве примеров перед началом данной работы изучались аутентичные описания, размещенные на англоязычных сайтах, в форумах и блогах, рассматривалась структура таких самоописаний, выписывались новые слова и выражения. Студенты рассказывали о своих хобби, интересах, характере. Мы уже отмечали, что для нашего проекта приоритетно сотрудничество преподавателя и обучающихся, поэтому преподаватель на равных со студентами готовила самоописание для этой рубрики.
В качестве примера приведем самоописание, подготовленное Андреем Благовидовым, который выполняет обязанности ответственного за сайт группы и с огромным терпением работает с пересылаемыми ему одногруппниками текстовыми материалами, фотографиями:
BlagovidovAndrey
About myself.
Hi! I’m Andrey. I live in Saratov. I’m terrible at describing myself, so this is going to be painful. I’m 18 year old male. My special interests are computer programming, making sites, playing football and basketball.
I studied at Physico-technical lyceum. I’m brave, strong, responsible, understanding. People can always rely on me. I’m very cheerful, handsome, tall.
В рубрике «PhotosWeLike» перед студентами стояла задача описать фотографию, отшлифовывая таким образом навыки описания внешности человека, помещения, ситуации. В качестве примера предлагаем описание, выполненое преподавателем как полноправным участником проекта:
Kubrakova Natalya Alexeevna
One of my lifelong passions is travelling. Last summer I went to Moscow on a museum tour. I took lots of photos, and this is one of them. I’m sitting at a large wooden table in the Formal Hall of the Old English Court. This museum is housed in one of the oldest secular buildings in Moscow, the former home of the first foreign representation in the Russian capital. The building was presented by Ivan the Terrible to a group of English merchants who arrived in Murmansk in 1553 from the court of Edward IV, under the command of Richard Chancellor. The English merchants used to receive visitors in this hall. You can see some jars on the table, they contain various spices the English merchants brought to Russia. There are also some maps on the table as the English merchants were seamen. I liked the crockery the merchants and their families used in their household. It was extremely cold for the summer that is why I’m wearing a warm shawl. It was also nice to have it in the stone building. Every time I look at the photo I remember that wonderful time I spent in Moscow.
Создание сайта в качестве учебного Интернет-ресурса помогает решить сразу несколько образовательных задач: научить студентов решать коммуникативные задания, используя знания, приобретенные на занятиях английским языком; повысить внутреннюю мотивацию; стимулировать самостоятельную работу студентов; развить профессиональные навыки через квазипрофессиональную деятельность. Несомненным достоинством этого проекта является совместная работа представителей разных специальностей и междисциплинарный подход к достижению общего результата. Одним из приоритетов применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе становится сотрудничество преподавателя и студента, поэтому нам хотелось бы выразить искреннюю благодарность следующим студентам I курса факультета КНиИТ, принимавшим активное участие в создании и наполнении сайта: Андрею Благовидову (ответственному за сайт), Артему Агабекову, Альбине Ерекеновой, Илье Лопаткину, Ксении Немовой, Екатерине Понятаевой, Смирнову Олегу, Раилю Хамитову, Дарье Чабановой, Татьяне Шарабановой.
Таковы прошлое и настоящее сайта «English Group». В следующем планируется создание новых рубрик, в рамках которых студенты столкнутся с более сложными заданиями, что объясняется усложнением усвояемого материала. Возможна разработка интерактивного компонента, для развития диалогической речи.
Целесообразность внедрения деятельности по разработке и использованию сайта в курсе изучения английского языка, объясняется тем, что предлагаемый проект вполне соответствует базовым принципам проектирования информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде (см. выше). В процессе проектирования студенты используют приобретенные знания, навыки и умения для поэтапного выполнения заданий, направленных на создание конечного продукта. Несмотря на выполнение заданий на каждом этапе под контролем преподавателя, студентам предоставляется определенная свобода в решении поставленных задач.
Таким образом, осознание значимости своей работы, ответственность за общее дело, знание результатов (не только удовлетворение от решения коммуникативной задачи, но и получение зачета за активное участие в проекте по созданию сайта), значительно повышает внутреннюю мотивацию студентов, что весьма плодотворно отражается на эффективности аудиторных занятий.
- 1. Голубева Т. И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. — Оренбург, 2004.
- 2. Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография.- М.: ИИО РАО, 2002.
- 3. Крылов С. К. Информационные и коммуникационные технологии в художественном образовании // Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт художественного образования». 2011. — № 2. Retrieved on 22.11.11 from http://www.art-education.ru/AE-magazine/
- 4. Роберт И. В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. — 2001. -№ 5. — С. 12−16.
- 5. Сафонова О. П. Методика обучения английскому языку студентов по направлению «Лингвистика и новые информационные технологии»: Авторефер.дисс. на соискание уч. степ.канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2011.
- 6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под.ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2011.
- 7. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникативных Интернет-ресурсов. — М.: Феникс, 2010.
- 8. Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ. — М.:МГУ, 1980.
- 9. Черкашина О. А. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2009. — № 3(60). — C. 29−32.
- 10. Шакирова Э. Р., Зайнагетдинова Э. Р., Аюпова Р. М. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку (материалы научно-методического семинара для директоров и завучей школ районов Башкортостана). Retrieved on 22.11.11 from http://festival.1september.ru/articles/312 216/