Основные модели социального партнерства в европейских странах
Типичный пример применения данной модели — практика управления образовательными программами во Франции. В этой стране государственный контроль наиболее ярко проявляется в административном управлении начальным профессиональным образованием. В нем участие бизнеса и организаций гражданского общества ограничивается работой в трехсторонних консультативных органах, действующих при национальных… Читать ещё >
Основные модели социального партнерства в европейских странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим основные модели социального партнерства в странах Европы подробнее. В европейских государствах социальное партнерство активно реализуется в управлении содержательным компонентом профессионального образования [6].
Основными его задачами являются:
- * определение содержания образования, повышение качества учебных планов и программ, формирование единого европейского пространства для дистанционного обучения;
- * определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;
- * осуществление профессиональной ориентации (выявление связей между общим образованием и профессиональным обучением);
- * определение сроков обучения;
- * подготовка преподавательского состава;
- * организация и осуществление производственного обучения.
Работодателям и их организациям принадлежит значительная роль в развитии социального партнерства в сфере профессионального образования. Они выполняют следующие функции:
- 1) лоббирование собственных интересов в рамках классической модели плюрализма интересов;
- 2) участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов;
- 3) формирование приоритетов обучения на рабочем месте;
- 4) участие в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования;
- 5) участие в разработке образовательных программ;
- 6) определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке [7].
Необходимо подчеркнуть, что ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога, степень их инициативности определяется традициями, производственными отношениями, региональной спецификой, социально-экономическим развитием.
В результате распространения и внедрения социального взаимодействия с учетом специфики каждого субъекта в европейских странах сформировались три управленческие модели, разница между которыми в основном определяется спецификой социального партнерства в образовательном процессе.
1. Модель ограниченной роли государства.
Ярким примером данной модели, как уже отмечалось выше, является Великобритания, где большое влияние на государственную образовательную политику в области НПО и СПО оказывает бизнес, которому лучше всего известны потребности рынка труда. Кроме того, велика роль местных органов в определении содержания образовательных программ, прежде всего посредством обозначения уровня квалификационных стандартов. Исходя из этого, выстраивается следующая схема участников социального партнерства (рис. 1):
Рисунок 1 — Схема участников социального партнерства в Великобритании [8].
Социальное партнерство в области НПО и СПО в Великобритании осуществляется преимущественно местными органами власти, обучающими организациями и организациями, представляющими интересы предприятий. Бизнес-сообщество принимает участие в установлении объема и качества начального и среднего профессионального образования, государство определяет только уровни квалификационных стандартов, однако здесь следует отметить, что Правительство осуществляет мощный контроль за качеством образования.
В рамках существования данной модели могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме «профессиональных комитетов» и «отраслевых комитетов», «комитетов по профессиональному обучению» с равным представительством обеих сторон.
В частности, за последнее время были созданы отраслевые квалификационные советы, в которых объединяются усилия работодателей в рамках отраслей и их консолидация на национальном уровне. В дальнейшем советы объединяются в сеть, получившую название квалификационная сеть для бизнеса, чья деятельность регулируется Агентством по формированию квалификаций для отраслей.
Главной задачей советов является обеспечение промышленности квалификационными работниками высокого уровня, необходимыми для повышения конкурентоспособности экономики и реализации профессиональных устремлений граждан. Отраслевые советы, в свою очередь, должны оказывать влияние на государство и сферу образования, для того чтобы все отрасли получили доступ к необходимым квалификациям.
На настоящий момент в Великобритании создано и лицензировано более 20 советов, в ведении которых находится около двух третей всей трудовой сферы Великобритании [7].
Советы представляют интересы и потребности своих отраслей, в то время как функции агентства состоят в регулировании, развитии и продвижении сети.
К настоящему моменту сложилось три модели советов:
- * организации, практически совпадающие с ранее существовавшими отраслевыми организациями;
- * организации, сформировавшиеся на базе слияния национальных советов по обучению, которые взяли на себя более широкие обязательства в соответствующей отрасли (основная группа);
- * совершенно новые организации.
На современном этапе сформулирована задача заключения так называемых отраслевых соглашений по квалификациям. Эти соглашения должны стать механизмом сотрудничества между работодателями и государством в области развития квалификаций, необходимых для отраслей путем повышения роли работодателей в определении потребностей в обучении и формировании вариативных траекторий обучения.
Планы деятельности советов предусматривают различные мероприятия как на стратегическом уровне, так и в формате конкретных проектов и мероприятий на местах. В целом их можно сгруппировать следующим образом:
- * разработка национальных стандартов профессий и совершенствование национальной системы квалификаций;
- * анализ существующих возможностей обучения и предоставление информации о наличии возможностей обучения;
- * развитие услуг в области сопровождения профессиональной карьеры/обучения.
Таким образом, в Великобритании происходит постоянный поиск путей и способов совершенствования социального партнерства в сфере НПО и СПО. Новые подходы свидетельствуют о преодолении регионального принципа и перехода на отраслевой принцип и об участии государства в процессах повышения качества умений в интересах экономики и граждан в целом.
Опыт создания и функционирования отраслевых советов представляет определенный интерес для развития российского cоциального партнерства. Аналоги отраслевых советов начинают развиваться на федеральном и региональном уровнях российского государственного управления. Данные организации активно, совместно с местными властями, разрабатывают программы обучения, в первую очередь ориентированные на конкретные предприятия, принимают участие в аттестации образовательных учреждений, вырабатывают формы сотрудничества, привлекают к преподаванию специалистов, в том числе иностранных.
2. Модель активного участия государства в планировании и реализации программ начального и среднего профессионального образования.
Типичный пример применения данной модели — практика управления образовательными программами во Франции. В этой стране государственный контроль наиболее ярко проявляется в административном управлении начальным профессиональным образованием. В нем участие бизнеса и организаций гражданского общества ограничивается работой в трехсторонних консультативных органах, действующих при национальных, региональных и местных органах власти. Однако в последнее время наблюдается активизация социального партнерства, что, в частности, нашло отражение в возрождении программы «Ученичество», представляющей собой пример сложной системы, координирующей деятельность государственных институтов регулирования образовательной сферы и структур бизнеса. Смысл данной программы в разделении процесса образования на традиционное обучение в профессиональных школах и практически ориентированную подготовку на промышленных предприятиях. Содержание образовательной программы является итогом совместных решений государственных, профессиональных и бизнес-организаций, а ее реализацией занимаются рыночные институты, например, промышленные предприятия.
Не отказываясь полностью от регулирования процесса профессионального образования и обучения, французские центральные государственные органы делегируют все больше полномочий региональным структурам и активно привлекают к разработке и реализации образовательной политики социальных партнеров в виде профессиональных ассоциаций, торгово-промышленных палат, профсоюзов и т. д. В целом можно отметить переход во Франции от модели жесткого государственного регулирования к модели социального партнерства, предполагающей создание многочисленных многосторонних комиссий, имеющих не только консультативные, но и властные полномочия.
На национальном уровне во Франции ключевую роль играют две структуры, работа которых строится на основе принципов социального партнерства.
- 1. Действует постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением, состоящая из представителей работодателей, профсоюзов и 12 министерств. Она является консультативным органом при разработке основных вопросов национальной политики в области профессионального образования. Постоянная комиссия руководит 26 выборными региональными советами профессионального обучения, в каждый из которых входят: префект региона, президент Регионального совета, по пять представителей от работодателей и профсоюзов, один — из Федерации национальных союзов работников образования, один — от государственных учебных заведений, один — от торгово-промышленной палаты и два представителя от общественных организаций.
- 2. Функционирует координационный комитет региональных программ ученичества и профессионального обучения, состоящий из представителей государственных органов, бизнеса, профсоюзов и региональных советов. Задача комитета — координировать разработку политики на региональном уровне.
Кроме того, существует двадцать одна консультативная профессиональная комиссия, занимающаяся разработкой квалификационных требований для государственных профессиональных дипломов. Каждая из этих комиссий соответствует крупному сектору экономики. Одновременно в каждом министерстве для обеспечения связи профессионального образования с рынком труда созданы специальные комиссии по труду. Социальные партнеры активно участвуют в разработке новых видов сертификатов, а также национальных дипломов. При разработке национальных дипломов Министерство образования консультируется с отраслевыми профессиональными комитетами, состоящими из представителей министерств, представителей родителей и социальных партнеров и представителей соответствующей отрасли. Участие этих комитетов обеспечивает качественные критерии оценки профессиональной квалификации. Любой член комитета может внести предложения по обновлению дипломов и учреждению новых.
3. Модель государственного регулирования в деятельности частных компаний и организаций, занимающихся профессиональным образованием и обучением.
Наиболее характерные примеры данной модели — это профессиональные образования в Германии, Нидерландах и Дании. Так, в Германии социальное партнерство является одним из важнейших элементов двухсторонней системы профессионального образования и переквалификации в рамках федерального государства, предполагающего четкое и законодательно закрепленное распределение обязанностей между федеральным правительством и землями. За развитие профессионального обучения традиционно отвечает целый ряд структур и институтов федерального и регионального уровней:
* «ответственные организации» (государственные структуры, отвечающие за обучение на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;
- * комитеты вышеуказанных организаций по профессиональному обучению;
- * земельные комитеты по профессиональному обучению;
- * земельные министерства (министерства труда, финансов и реже культуры), которые осуществляют контроль над «компетентными организациями» и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучения на предприятии;
- * федеральный институт профессионального образования и обучения;
- * федеральная служба по вопросам труда [7].
Федеральное правительство отвечает за регулирование начального и непрерывного профессионального обучения на предприятиях, правил приема на обучение, выработку образовательных требований по медицинским специальностям, проведение исследований в области рынка труда и разработки новых специальностей и т. д.
Земельные органы власти имеют законодательные полномочия и права в области начального и среднего профессионального образования. Земельное законодательство касается образования в учебных заведениях, включая профессиональные училища и частные школы. При этом некоторые полномочия в сфере образования земельные органы в рамках реализации принципа субсидиарности передали на федеральный уровень, например, обеспечение гарантии свободы преподавания, выбора профессии и места обучения.
Социальные партнеры активно участвуют в разработке квалификационных требований профессионального образования. На региональном (земельном) уровне проводится первичное изучение потребностей в необходимых профессиональных образовательных программах, на основе которых Федеральный институт профобразования (BIBB) готовит необходимые документы по структуре и содержанию программы, механизмах ее подготовке и реализации. Затем объединения работодателей, профсоюзов, федерального и земельных правительств достигают соглашение по координаторам новых программ и процедурам администрирования. Далее соответствующее министерство и BIBB дорабатывают документы. Причем чем более профессионально ориентирован курс обучения, тем большее участие в разработке квалификационных требований к его выпускникам принимают работодатели.
В Нидерландах ведущую роль в формировании содержания образования играют национальные организации по профессиональному образованию и обучению. Созданы 22 национальные организации профессионального образования и обучения, которые представляют интересы государства, работников и работодателей и осуществляют взаимодействие между рынком труда и профессиональным образованием и обучением, также они имеют право разрабатывать учебные материалы.
Национальные организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования. В двух третях национальных организаций все категории социальных партнеров представлены непосредственно в руководящих органах, а в одной трети партнерство осуществляется в рамках обязательных консультаций с представителями сфер образования, бизнеса и промышленности.
Задачи, которые национальные организации уполномочены решать по организации профессионального образования и обучения, дают достаточно полное представление о системном и комплексном характере их деятельности. Национальные организации вовлечены в:
- * формирование содержания профобразования;
- * качество профобразования;
- * разработку курсов для повышения квалификации работников (например, при появлении нового оборудования);
- * изучение потребности в повышении квалификации в рамках компаний;
- * разработку долгосрочных планов обучения;
- * организацию производственного обучения в системе профобразования.
Разработка квалификаций осуществляется следующим образом: сначала социальные партнеры определяют профили профессии, затем они обсуждаются с представителями сферы образования и после этого становятся ориентирами конечной модели специалиста.
Национальные организации участвуют в определении «выходных квалификаций», т. е. образовательных стандартов обучения, приводящего к получению квалификации. В разработке «выходных квалификаций» также участвуют колледжи. Разработанные национальными организациями «выходные квалификации» подлежат утверждению Министерством образования, которое предварительно согласует их с Советом по рынку труда и образованию. Участие социальных партнеров в разработке структуры квалификаций является естественной гарантией того, что обучение ведется именно тем профессиям, которые востребованы на рынке труда.
Подготовкой стандартов среднего профессионального образования занимаются 22 национальные организации, каждая из которых осуществляет мониторинг развития своего образовательного сектора, регулирует обновление образовательного контента квалификаций, а также образовательные стандарты в отрасли.
Разработка стандартов и квалификаций состоит из двух этапов. На первом определяются профили профессий. Для этого используются эмпирические обследования, видеоконференции или конференции экспертов. На втором — социальные партнеры по секторам осуществляют разработку профилей профессионального образования совместно с представителями учебных заведений профессионального образования. Эти профили по сути являются эквивалентом понятия квалификация.
Здесь следует особо выделить различие между профилем профессии и профилем профессионального образования. Профиль профессии разрабатывается социальными партнерами и отражает ситуацию в профессиональной области. На его основании социальные партнеры и представители сферы образования разрабатывают профиль профессионального обучения (квалификации), который может охватывать несколько профилей профессий. Таким образом, объем квалификации устанавливается посредством консенсуса между сферой труда и сферой образования.
Итак, государство в Нидерландах устанавливает рамочные контуры возможных профессиональных образовательных программ, которые конкретизируются определенными субъектами образования и рынка труда, т. е. социальными партнерами. Национальные организации обеспечивают качество квалификационной структуры, осуществляя постоянное взаимодействие и консультирование компаний, непосредственно предоставляющих обучение; специалистов из сферы промышленности и торговли и инновационных центров по отраслям.
В рамках организации производственного обучения национальные организации определяют потребности в обучении и производят аккредитацию компаний по установленным критериям качества.
Национальные организации по профессиональному образованию и обучению объединены в Ассоциацию национальных организаций СОLО.
Таким образом, модели социального партнерства ряда европейских стран в управлении содержательным компонентом профессионального образования можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Основные модели социального партнерства в европейских странах [8].
Великобритания. | Франция. | Германия. | Нидерланды. | |
Модель. | Государство играет незначительную роль. | Доминирующая государственная роль. | Государство определяет общие рамки (двухсторонняя модель). | Государство определяет общие рамки. |
Организа-ционные формы. | Профессиональные комитеты; Отраслевые комитеты по профессиональному обучению. | Консультативные советы; Консультативные комиссии. | Отраслевые государственные структуры; Комитеты по профессиональному обучению; Земельные комитеты. | Национальные организации; Конфедерации; Комитеты по профессиональному обучению. |
Нацио-нальные структуры. | Отраслевые советы по вопросам квалификаций; Сеть по квалификациям для бизнеса; Агентство по формированию квалификаций для отраслей. | Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением; Координационный комитет региональных программ профессионального обучения; Консультативная профессиональная комиссия; Комиссия по труду. | Комитеты по профессиональному обучению; Земельные комитеты по профессиональному обучению; Земельные министерства; Федеральный институт профессионального образования и обучения; Федеральная служба по вопросам труда. | Национальные организации по профессиональному образованию и обучению; Ассоциация национальных организаций СОLО; Конфедерация профсоюзов Нидерландов. |
Еще одной формой социального партнерства, получившей распространение на Западе, являются научно-производственные практики, в результате которых формируется программа обучения с учетом потребностей работодателя, привлекаются специалисты, повышается уровень подготовки выпускников.
Таким образом, можно говорить о том, что социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов на принципах равноправия и справедливости. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном, конкурентоспособном образовании; государство — в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес-сообщество — в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов.
Сравнительный анализ моделей социального партнерства в европейских странах дает основания полагать, что для отечественной системы профессионального образования наиболее адекватна вторая (французская) модель, характерной чертой которой является значительное регулятивное воздействие центральных и региональных властных госструктур на содержание и оценку обучающих программ. Вместе с тем образовательные инициативы (новые обучающие программы и требования к выпускникам) являются скорее прерогативой бизнеса, чем государства.
Работодатели и их организации способны влиять на формирование системы образования, лоббируя собственные интересы во властных структурах, участвуя в разработке квалификационных требований, профессиональных стандартов, образовательных программ. И в тех случаях, когда предприниматели предоставляют финансовые ресурсы и контролируют их использование, они включаются в попечительские советы, могут определять содержание обучения и предъявлять требования к его результатам.