Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Образовательная программа как инструмент управленческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создать все необходимые условия для успешной реализации образовательной программы: обеспечить психологический комфорт для сотрудников ДОУ, детей и родителей, стимулировать педагогов к осознанному самообразованию и творческой самореализации в профессии, создать современную, обогащенную предметно-развивающую среду, соответствующую целям программы, обеспечить педпроцесс нужными методическими… Читать ещё >

Образовательная программа как инструмент управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление является основным механизмом организации работы дошкольного учреждения, главным инструментом достижения программных целей. Задачи управления составляют достаточно большой круг проблем, основными из которых являются:

  • · разработать и реализовать все основные функции управления и определить содержание каждой из них: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной;
  • · разработать общий план реализации образовательной программы;
  • · осуществлять мероприятия по организации социального партнерства: взаимодействия со школой, детской поликлиникой, музеями, художественной и музыкальной школой;
  • · создать все необходимые условия для успешной реализации образовательной программы: обеспечить психологический комфорт для сотрудников ДОУ, детей и родителей, стимулировать педагогов к осознанному самообразованию и творческой самореализации в профессии, создать современную, обогащенную предметно-развивающую среду, соответствующую целям программы, обеспечить педпроцесс нужными методическими пособиями и материалами, техническими средствами (видеокамера, фотоаппарат, телевизор, музыкальный центр), компьютерным оборудованием и программным обеспечением (83).

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (6,14). Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

  • — образовательная программа ДОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;
  • — содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается;
  • — содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг — семьи;
  • — образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (10,14).

Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, определяющих специфику его деятельности.

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении, обусловленное муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей) (78).

Реализация целей и задач образовательной программы требует создания определенных ресурсов и условий, и в первую очередь — инновационного управления, использования современных управленческих технологий (системы проведения мониторинга, информационных технологий обработки данных, аудиовизуальных средств взаимодействия, деловых игр и тренингов и др.).

Образовательная программа учреждения представляет интерес для руководителей органов управления образованием, т.к. она является механизмом внешнего контроля над деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения (77).

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) необходимо привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования (77).

Управление ДОУ в процессе проектирования образовательной программы опирается на коллективное творчество педагогов и родителей, поэтому важно создать механизм взаимодействия следующих объединений: педагогического совета, творческой группы, попечительского совета, родительского комитета, психолого-медико-педагогического консилиума (63). Рассмотрим значение и возможности каждого из них более подробно.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением (77).

Педагогический совет — это высший орган самоуправления педагогического сообщества, играющий ведущую роль в коллективном управлении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Педагогический совет — это не только «лаборатория» педагогического мастерства, но и одно из важнейших условий развития экспериментально-исследовательской деятельности его участников. При правильной организации деятельности он становится источником инновационных идей.

Задачи педагогического совета: повышение уровня учебно-воспитательной, коррекционной работы с детьми; внедрение в практику работы учреждения достижений педагогической науки и передового опыта, повышение методического мастерства воспитателей и других узких специалистов; развитие творческого потенциала коллектива (11;9).

Результаты педагогического труда напрямую зависят от творческого, неформального отношения педагогов к воспитательно-образовательному процессу. Если такой труд жестко регламентировать, то в нем не останется места творчеству. Управление необходимо построить таким образом, чтобы вся педагогическая работа проводилась ненавязчиво в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для детей. Разработкой содержания работы по каждому разделу образовательной программы занимается творческая группа.

Задачи работы творческой группы: отбор содержания по всем направлениям работы с детьми и разработка сквозных перспективных планов; интеграция деятельности всех специалистов. В соответствии с этим работа с детьми строится на основе дифференцированной, вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

В творческую группу могут входить: воспитатели, специалисты ДОУ медицинские работники и др. Кроме того, в учреждении может быть создана не одна творческая группа, а несколько, которые будут разрабатывать разные направления и разные виды деятельности педагогического процесса ДОУ (54;21).

Попечительский совет является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Свою деятельность он может осуществлять на принципах самофинансирования, и может быть создан по согласованию администрации и заинтересованных родителей (законных представителей).

Задачи деятельности попечительского совета: регламентирование поступления и распределения внебюджетных средств по внутренним фондам, созданным при попечительском совете; содействие совершенствованию материально-технической базы учреждения, благоустройству помещений и территории ДОУ, организация и совершенствование образовательного процесса (11;11).

Одним из ключевых требований образовательной программы является вовлечение родителей в совместное воспитание и развитие детей, принятие общей идеологии образования ребенка, ориентация на максимальное содействие детскому саду.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации педагогического процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения (77).

Основной задачей деятельности родительского комитета является помощь ДОУ в следующих вопросах: в организации педагогической пропаганды среди родителей и населения, общих родительских собраний и родительских конференций по обмену опытом семейного и общественного воспитания, сообщений и семинаров-практикумов для родителей; в установлении связей педагогов с семьями воспитанников; в организации охраны жизни и здоровья детей; в укреплении хозяйственной и материальной базы детского сада; в реализации содержания образовательной программы (2;22).

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционнопсихолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • — диагностика отклонений в развитии (с первых дней пребывания в образовательном учреждении);
  • — профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных личностных перегрузок и срывов;
  • — выявление резервных возможностей развития каждого ребенка;
  • — определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  • — подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности (11;12).

Таким образом, деятельность ПМПк в ДОУ позволяет организовывать образовательный процесс для детей, имеющих особые образовательные потребности, для освоения ими содержания программы.

Все перечисленные выше объединения специалистов способствуют эффективной разработке образовательной программы при соблюдении ряда условий:

  • — координации их взаимодействия;
  • — обеспечения психологического комфорта педагогов, их правовой и материальной защищенности,
  • — создания системы поощрений (материальных и моральных) и максимально удобных условий труда.

Для реализации образовательной программы исследователи выделяют некоторые механизмы. Так, Майер А. А., Давыдова О. И. (20; 144); Микляева Н. В. (22; 158) выделяют следующие механизмы реализации образовательной программы:

  • — взаимодействие с органами управления разного уровня, научными кадрами, родителями, школами, социальными и общественными организациями;
  • — научная организация труда: разработка схемы управления, циклограмм для заместителей заведующей, медицинских работников, основного графика мероприятий учреждения, схемы планерки и другие циклограммы, необходимые для четкой организации всей работы дошкольного учреждения;
  • — проведение мониторинга по всем направлениям: состояние и укрепление здоровья детей, уровень их развития и т. д.;
  • — разработка и реализация планов работы по всем направлениям деятельности ДОУ (20;145).

В ходе планирования неизбежно обозначаются возможные результаты управленческой работы:

  • · Сплочение коллектива сотрудников ДОУ на основе общих интересов, общего дела, единой идеологии учреждения.
  • · Повышение у сотрудников ДОУ самостоятельности, добросовестности в выполнении профессиональных обязанностей.
  • · Повышение родительской культуры; активизации роли семьи в воспитательной работе в процессе участия родителей в деятельности детского сада.
  • · Создание комфортной обогащенной развивающей предметной среды.
  • · Повышение качества образовательных услуг (11;15).

Следующий важный инструмент управления разработкой и реализацией образовательной программы — это контроль.

Как показывает практика, контроль положительно влияет на педагогический процесс, благоприятно сказывается на организации всей деятельности учреждения, повышает ответственность коллектива за уровень образования, коррекцию и воспитание детей, то есть контроль исполняет учебную, корректирующую, методическую, оценивающую, диагностическую, воспитательную функции (6, 18).

Благодаря этим функциям контроль способствует: повышению педагогической квалификации, уровня знаний по определенному направлению; усовершенствованию методики проведения диагностики; обнаружению недостатков в педагогической работе; созданию условий педагогической деятельности; обеспечению дифференциации и индивидуализации педагогического процесса; заинтересованности в повышении профессионального мастерства.

Кроме того, контроль создает условия для коррекции педагогического процесса, стимулирует к положительной динамике коррекции проблем развития ребенка, а также к высокому уровню подготовки дошкольников к школьному обучению.

Одна из целей контроля — содействие тому, чтобы запланированные результаты совпали с реальными. Поэтому методической службой ДОУ должны быть введены различные типы контроля, которые объединены в поэтапную систему: планирование контроля, целевые виды контроля, сопутствующие виды контроля (6;37).

Управление методической работой ставит задачи исследовательского, аналитического характера: анализ, диагностика результатов образовательной деятельности, сбор и обработка информации, выработка на основе этих данных рекомендаций для педагогов и родителей.

Полученная путем анализа и диагностики информация используется не только для повышения качества педагогического процесса, но и для повышения квалификации педагогов (6;34).

Таким образом, управленческая деятельность подразумевает взамодействие всех групп и объединений, которые участвуют в разработке образовательной программы. Объединения педагогов в составе педагогического совета, творческой группы, ПМПК будут способствовать повышению качества образовательного процесса, внедрению в практику передового опыта, повышению методического мастерства педагогов. Предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений и социальных партнёров будут способствовать реализации права на гарантию образовательных услуг, права на выбор дополнительных образовательных услуг.

Образовательная программа, являясь инструментом управления качеством образования, позволяет повысить эффективность функций управления и будет служить основанием для лицензирования, аттестации. Образовательная программа является основой для совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, являясь описанием объекта управления.

Сегодня к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой