Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Социально-педагогическая инфраструктура как фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза: социально-педагогическая инфраструктура станет реальным фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы в том случае, если: элементы социально-педагогической инфраструктуры находятся в гармоничной взаимосвязи и образуют целостностьорганизация данных элементов осуществляется на основе целевого социально-педагогического проектированияцелевая установка… Читать ещё >

Содержание

  • В В Е Д Е Н И Е
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Инфраструктура муниципальной образовательной системы как социально — педагогический феномен
    • 1. 2. Сущность инновационного процесса развития городской муниципальной образовательной системы
    • 1. 3. Взаимосвязь развития социально-педагогической инфраструктуры и инновационных процессов муниципального образовательного пространства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Диагностика инновационных процессов как условие развития городской муниципальной образовательной системы
    • 2. 2. Управление муниципальной образовательной системой как условие ее развития
    • 2. 3. Проектирование как способ преобразования социально-педагогической инфраструктуры
    • 2. 4. Анализ влияния социально-педагогической инфраструктуры на инновационное развитие городской муниципальной образовательной системы
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогическая инфраструктура как фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях динамических процессов обновления общества, в том числе и региональной системы образования, важная миссия отводится муниципализации образования в конкретной административной территории, которая может и должна иметь свои особенные цели, отвечающие интересам пользующегося ее услугами населения.

Необходимость рассмотрения проблем функционирования городской муниципальной образовательной системы связана с отсутствием научно-обоснованной стратегии, четкой идеологии, опыта деятельности образовательных учреждений в условиях децентрализации управления.

Муниципализация образования на территории города как социально-педагогический эксперимент, требует поиска новых, эффективных подходов к управлению на всех уровнях, что обусловлено следующим.

Во-первых, именно на территории муниципального образования сосредоточены основные ресурсы (условия, факторы), обеспечивающие качество жизни человека, в том числе, качество образования.

Во-вторых, на муниципальном уровне реально возможно осуществлять нововведения в согласованном режиме, удовлетворяющем и интересы населения, и различные уровни государственного управления.

Следовательно, ориентация управления городской муниципальной образовательной системой должна быть направлена не только на ее функционирование, но и на развитие. Режим развития данной системы отличается специфичностью и требует особых функций и механизмов управления. Это должно прослеживаться в разнообразных формах и методах научно-педагогического и организационного сотворчества муниципальных образовательных и производственно-обеспечивающих структур, в выработке внутренней потребности участников инноваций в согласованных действиях.

Таким образом, возникает необходимость нововведений, обеспечивающих развитие муниципальной системы образования, которые ранее не способствовали реализации существующих образовательных потребностей общества, государства и личности.

Общие закономерности развития образовательных систем раскрыты в исследованиях Ю. К. Бабанского, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, Ф. Г. Паначина, П. В. Худоминского, Ф. Е. Штыкало и др.

Проблема формирования и развития региональных образовательных систем отражена в работах Н. В. Бочкиной, В. В. Гаврелюка, И. Л. Грошева, А. В. Ефремова, Д. Д. Корнилова, Л. Н. Феденко и др.

Основам управления инфраструктурой в различных сферах производства посвящены работы В. П. Басенко, Я. В. Любимова, П. К. Ерыгина, Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козловой, Ю. П. Пилошенко и др.

Проблемам управления образовательными системами в контексте современной социокультурной ситуации уделено внимание в трудах Е.С.Заир-Бек, В. СЛазарева, М. М. Поташника, НЛ. Роговцевой и др.

В последнее десятилетие значительно интенсифицировались исследования, посвященные проблемам нововведения и инновационных процессов (С.Д.Бешелев, И. А. Бочкарева, С. А. Гильманов,.

Ф.Г.Гурвич, В. И. Загвязинский, О. Е. Лебедев, А. П. Тряпииына, Н. Р. Юсуфбекова и др.).

Однако вопросам стратегии развития муниципальной образовательной системы и путей ее реализации, т. е. разработки научно-методических и нормативных материалов, обеспечивающих организацию данных процессов, уделяется крайне недостаточное внимание.

Очевидно, одним из важнейших условий разрешения существующих проблем является разработка теоретических основ формирования социально-педагогической инфраструктуры и научный анализ ее взаимосвязи с развитием инновационной деятельности в муниципальной образовательной системе.

Наличие противоречия между результатами деятельности городской муниципальной образовательной системы и требованиями социально-педагогического заказа на развитие и самореализацию личности обусловливают выбор проблемы нашего исследования, которую можно сформулировать следующим образом: какие социально-педагогические условия будут способствовать инновационному развитию городской муниципальной образовательной системы с учетом социально-регионального заказа?

Данная проблема позволила определить тему исследования: «Социально-педагогическая инфраструктура как фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, при которых социально-педагогическая инфраструктура становится фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

Объект исследования — городская муниципальная образовательная система.

Предмет исследования — социально-педагогическая инфраструктура городской муниципальной образовательной системы.

Гипотеза: социально-педагогическая инфраструктура станет реальным фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы в том случае, если: элементы социально-педагогической инфраструктуры находятся в гармоничной взаимосвязи и образуют целостностьорганизация данных элементов осуществляется на основе целевого социально-педагогического проектированияцелевая установка управленческой деятельности направлена на регулирование инновационных процессов во всех звеньях городской муниципальной образовательной системыуровень сформированности социально-педагогической инфраструктуры определяется результатами диагностики инновационного процесса развития городской муниципального образовательной системы.

Задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы развития городской муниципальной образовательной системы в условиях качественного преобразования социально-педагогической инфраструктуры.

2. Определить и обосновать комплекс социально-педагогических условий инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

3. Экспериментально проверить влияние социально-педагогической инфраструктуры на инновационное развитие городской муниципальной образовательной системы.

4. Разработать нормативно-правовые, организационные и научно-методические рекомендации, обеспечивающие инновационную деятельность в учреждениях городской муниципальной образовательной системы.

Методологической основой данного исследования явились:

— положения системного подхода в социальных, в том числе, педагогических, явлениях (К.Ш.Ахияров, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин);

— теоретико-методологические аспекты социально-педагогического проектирования (В.И.Загвязинский, Е.С.Заир-Бек, С. А. Гильманов, Ю. А. Конаржевский, В. СЛазарев, О. ЕЛебедев, М. М. Поташник и др.);

— идеи гуманистического, культурологического, ценностного, личностно ориентированного подходов в педагогике (Ш.А.Амо-нашвили, Т. К. Ахаян, И. П. Волков, В.А.Кан-Калик, А. В. Кирьякова, В. П. Комаров, А. В. Мудрик, В. Г. Рындак и др.);

— теория управления образованием (К.Ш.Ахияров, Ю. В. Васильев, В. Ю. Кричевский, В. СЛазарев, М. М. Поташник, Н. И. Роговцева, Т. И. Шамова и др.);

— психологические проблемы в управлении образованием (Н.А.Алексеев, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Р. Х Шакуров и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной (философской, социологической, педагогической, психологической, управленческой) литературы, социологические методы (анкетирование, интервьюирование), наблюдение, обобщение опыта, анализ продуктов профессиональной управленческой деятельности (планы, отчеты, справки, аналитические материалы, протоколы заседаний органов управления, экспертные заключения и др.), педагогическое проектирование и моделирование.

Опытно-экспериментальная база: региональная (муниципальная) система образования Ханты-Мансийского автономного округа.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1995;1996 гг.) — анализ состояния проблемы, ее представленности в научной литературе и образовательной практике.

Второй этап (1996;1998 гг.) — диагностика уровня развития муниципальной системы образования г. Сургутаразработка теоретико-методологических подходов к исследованию социально-педагогической инфраструктуры и инноваций в системе образования.

Третий этап (1998;1999 гг.) — проведение сравнительного эмпирического исследованияобоснование и разработка программы «Развитие муниципальной системы образования и науки г. Сургута на 1999 — 2003 гг.» и других научно-методических материалов.

На защиту выносятся положения, раскрывающие: социально-педагогическую инфраструктуру как совокупность устойчивых связей системы образования и социума, обеспечивающих эффективность реализации социально значимых функций городской муниципальной образовательной системыкомплекс условий, при которых социально-педагогическая инфраструктура становится фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы конкретизировано понятие «социально-педагогическая инфраструктура» .

2. Раскрыта сущность инновационного процесса развития городской муниципальной образовательной системы.

3. Определена взаимосвязь развития социально — педагогической инфраструктуры и инновационных процессов муниципального образовательного пространства.

4. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс условий (диагностика инновационных процессов, управление образовательными звеньями, педагогическое проектирование инновационной деятельности), при котором социально-педагогическая инфраструктура становится фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы (программа «Развитие муниципальной системы образования и науки г. Сургута на 1999;2003 гг.», пакет нормативно-правовых, научно-методических документов и др.), являющиеся продуктом целевого проектирования социально-педагогической инфраструктуры, способствуют развитию и самореализации личности.

Достоверность основных положений и выводов исследования подтверждена последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позиций, системным подходом к изучению предмета исследования, проверкой его на теоретическом и эмпирическом уровняхиспользованием методов, соответствующих задачам и специфике отдельных этапов исследованияподтверждением полученных теоретических выводовданными педагогической и управленческой практики.

Апробация основных концептуальных положений и внедрение результатов исследовй&йя осуществлялись через публикации, выступления на конференциях: «Современные образовательные технологии» (областная, Тюмень, 1995 г.), «Учитель — созидатель культуры и здоровья общества» (региональная, Тюмень, 1998 г.), «Проблемы применения диагностического прямого развивающего обучения в общеобразовательной школе» (региональная, Томск, 1998 г.), «Здоровье детей в образовательных учреждениях Югры» (окружная, Ханты-Мансийск, 1998 г.), «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений» (всероссийская, Тюмень, 1998 г.), «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности» (всероссийская, Тюмень, 1998 г.).

Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темысостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

1. На основании анализа состояния исследуемой проблемы в теории и практике определен и обоснован комплекс социально-педагогических условий: диагностика инновационных процессов развития городской муниципальной образовательной системы предполагает разработку модели контроля, изучения и оценки социально-педагогической деятельности. Элементами данной модели являются: а) аттестация и самоатгестация образовательных учреждений и социально-педагогических работников (как обязательная форма) — б) экспертиза продуктов инновационной деятельности в сфере образования (как инициатива сверху) — в) конкурсное оценивание образовательных проектов, культурно — образовательных инициатив (инициатива снизу). Данные элементы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Такая форма, как аттестация (самоатгестация), становится главным системообразующим элементом в диагностике инновационной деятельности образовательных учрежденийуправление городской муниципальной образовательной системой состоит в осмыслении и реализации двух групп управленческих функций, которые условно называются «целе-устремляющими» и «связующими». Реализация первой группы функций предполагает выстраивание стратегии развития социально-педагогической инфраструктуры, что позволяет в дальнейшем осуществить анализ значимости системообразующей и координационной роли комитета по образованию и науке. Вторая группа функций предполагает: приведение в соответствие организационных элементов социально-педагогической инфраструктуры, координацию связей, отношений между ними и обеспечение их эффективного взаимодействия. преобразование социально-педагогической инфраструктуры на основе научного проектирования предполагает: принятие соответствующих нормативно-правовых актов, учет возможностей внедрения и реализации нововведений в образовательный процесс, решение вопроса по взаимодействию всех структур органа местного самоуправления, четкое разграничение функций каждого элемента социально-педагогической инфраструктуры.

2. Необходимость и достаточность совокупности выделенных условий, превращающих социально-педагогическую инфраструктуру в реальный фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы, проверялись на основе сравнительного опытно-экспериментального исследования, организованного на базе муниципальной образовательной системы г. Сургута Ханты — Мансийского автономного округа.

Подтверждению истинности выдвинутой гипотезы, предполагающей практическую вероятность и действенность выделенного комплекса, способствовали разработанные методики организации сравнительного эксперимента, включающие определение исходных данных, критерии и уровни инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

3. Целенаправленная социально-педагогическая работа позволила проследить положительную динамику инновационной деятельности в образовательных учреждениях, что подтвердило справедливость теоретических выводов. При указанных условиях социально-педагогическая инфраструктура становится реальным фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог выполненного исследования, отметим, что сформулированные в его начале гипотетические положения нашли свое подтверждение.

Полагаем, нам удалось аргументировать и доказать, что социально-педагогическая инфраструктура может рассматриваться как один из важнейших факторов инновационного развития муниципальной системы образования.

Проведенное эмпирическое исследование свидетельствует об определенной широте инновационной деятельности в системе образования ряда регионов страны и достаточно высоком инновационном потенциале педагогов и управленцев.

Необходимость создания условий, при которых инновационная деятельность в системе образования приносит наибольший социально значимый эффект, становится актуальной проблемой в масштабах города. Очевидно, реализация инновационного потенциала зависит от ряда условий, в том числе, адекватного уровня сформированности социально-педагогической инфраструктуры города.

С этой целью возникает необходимость выявления теоретико-методологических предпосылок и, в первую очередь, определения теоретической сущности понятия «социально-педагогическая инфраструктура». Мы рассматриваем его как совокупность устойчивых связей системы образования и социума, обеспечивающая эффективность реализации социально значимых функций образовательных учреждений.

В работе представлены основные элементы социально-педагогической инфраструктуры, функции и специфические признаки, характеризующие ее как сложную, открытую, способную к самоорганизации и саморазвитию систему.

Сформулированную в исследовании методологическую задачу — определение взаимосвязи развития социально-педагогической инфраструктуры и инновационных процессов в муниципальной образовательной системе — удалось решить.

В процессе исследования эта задача была скорректирована в более узком варианте. Изучалось управленческое влияние на инновационное развитие муниципальной системы образования одного из центральных организационных элементов социально-педагогической инфраструктуры — комитета по образованию и науке. Показана его системообразующая роль, а также выделены две основные группы реализуемых им функций, которые в работе условно названы «целеустремляющими» и «связующими» .

Предпринятый в диссертации контент-анализ управленческих решений, послужил основой для выявления их динамики, обусловленной целенаправленностью развития социально-педагогической инфраструктуры. Установлено, что содержательная направленность управленческих решений в течение наблюдаемого периода претерпела ряд качественных изменений, однако, для более убедительной интерпретации полученных данных требуются повторные «срезы» через 2−3 года.

В исследовании также прослеживаются возможности проектирования и моделирования социально-педагогической инфраструктуры с точки зрения целенаправленного влияния на инновационное развитие муниципальной системы образования.

В то же время, исследование выявило ряд проблем. В частности, в отношении таких двух качественно своеобразных групп участников инновационной деятельности, как «педагоги» и управленцы", наблюдаются различия. Эту особенность необходимо учитывать при выработке управленческих решений, а также в организации методического обеспечения инновационной деятельности.

Системный анализ полученных результатов приводит нас к необходимости сосредоточения инновационных усилий специалистов муниципального образования не столько на изменении статуса учреждений и содержании образования, сколько на поиске новых технологий обучения, на совершенствовании моделей управления образовательными учреждениями.

В настоящее время возросла потребность в оценке качества и эффективности нововведений в системе образования как самими авторами, так и специальными экспертными группами, в состав которых целесообразно вводить представителей различных организационных элементов социально-педагогической инфраструктуры города.

Задачу повышения ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений за активизацию инновационной деятельности необходимо решать средствами стимулирования процессов рефлексии, самоанализа инновационной деятельности ее авторами.

Несомненно, предполагается продолжение теоретической разработки рассматриваемой проблемы в аспектах, не включенных в диссертацию. Необходимо, например, выработать теоретико-методологические основания и подходы к определению критериев эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения, а также к определению критериев управленческого влияния на инновационное развитие городской муниципальной образовательной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. О природе взаимодействия. — М.: Знание, 1984. — 64 с.
  2. Н.А. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  3. АкоффР. О природе систем. Изв. АН СССР. Техническая кибернетика, 1971. — С. 68 — 75.
  4. АнгеловскиК. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  5. АнсоффИ. Стратегическое управление: пер. с англ. / Науч. ред. и автор вступит, ст. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  6. Г. А. Социальное проектирование. Минск: Народная асвета, 1978. — 268 с.
  7. АфанасьевВ.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 333 с.
  8. В.Г. Системность и общество. М., 1980. -С. 203 — 204.
  9. А х, а я н Т. К. Аксиологические проблемы нравственного воспитания учащихся.- С.- Петербург, 1996.
  10. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 240 с.
  11. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  12. Б и т и н, а с Б.П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993.- № 2. -С.10 — 15.
  13. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системногоподхода. М.: Мысль, 1970. — С. 7 — 48.
  14. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978.- № 8. — С. 39 — 52.
  15. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  16. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. -Л.: Наука, 1989. 185 с.
  17. Б о р н е р С., Ведер Р. Концепция стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -1992. № 5. — С. 90 — 95.
  18. БочкареваИ.А. Управление развитием территориальных образовательных систем // Управление в образовании: Материалы международного семинара. Спб.: Образование, 1996. -С. 36 — 51.
  19. И. А. Управление развитием школы // Инновационные процессы в образовании. И. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 232 — 250.
  20. Б у т е н к о И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособ. для ун-тов. М.: Высш. шк., 1989. -176 с.
  21. ВасильевЮ.П. Управление развитием производства: (Опыт США). М.: Экономика, 1989. — 239 с.
  22. В, а ч у г о в Д.Д., Весин В. Р. Стратегия планирования // Соц.-политич. журнал. 1993. — № 8. — С.95−104.U
  23. В и л к, а с Э.И., Майминас Е. З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981. — 328 с.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  25. Внутрифирменное планирование в США: Сб. статей, перевод // Под общ. ред. и с предисл. В. И. Седова. М.: Прогресс, 1972. -388 с.
  26. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  27. . А. Философский анализ структуры практики.- М., 1982. -277 с.
  28. В у д к о к М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: «Дело», 1991. — 320 с.
  29. ГабдуллинГ.Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. — 206 с.
  30. ГаврилюкВ.В. Становление и функционирование института образования: региональные аспекты. Автореф. дисс. д-ра соц. н. Тюмень, 1998. — 38 с.
  31. Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1982. — 535 с.
  32. Г е н д и н А. М. Предвидение и цель в развитии общества // Философско-социологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1970. — 436 с.
  33. Г е н д и н А. М. Роль цели в детерминации результата деятельности // Категория причинности в диалектической концепции связи / Отв. ред. И. Я. Лойфман. Свердловск, 1974. — С.48 — 55.
  34. ГильмановС.А. Понимание и рефлексия при проектировании инновации в образовательном учреждении // Разработка и реализация проектов и программ развития образоватльных учреждений: Мат. Всеросс. науч.-пракг. конф. Тюмень, 1998. -С. 10 — 12.
  35. В.И. Основы теоретической педагогики:
  36. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. -151 с.
  37. ГречихинВ.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб.пособие. М.:Изд-во МГУ, 1988. -232 с.
  38. Г р о ш е в И.Л. Социально-политическая ситуация в регионе и факторы, определяющие ее динамику (на примере Тюменской области). Автореф. дисс.. к. соц. н. Тюмень, 1998. — 23 с.
  39. ГрютерХ. Интеграция приобретенного предприятия в компанию // Проблемы теории и практики управления. 1993. -№ 6.- С. 90−94.
  40. Г у т к и н, а Б. С. Некоторые особенности целеполагания в современном научном познании // Методология научного познания. Вып. 2 Актуальные методологические проблемы социальных наук. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 68 — 75.
  41. Д, а к к е р Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 220 с.
  42. Д е Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Под ред. А. К. Зайцева. Калуга, 1993. — 240 с.
  43. Д о н Фуллер. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992. — 287 с.
  44. Д р у к е р Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры (Практика и принципы). М., 1992. — 351 с.
  45. С.В., Наппельбаум Э. Л. Системы, целенаправленность, рефлексия // Системные исследования: Методол. Проб-лемы: Ежегодник. М.: Наука, 1981.- С. 7 — 38.
  46. Е р о х о в Н.А., Кирикилица Э. Н., Красавцева Е. И. и др. Теоретико-методологические основы исследования проблемразвития региональной образовательной системы // Образование и культура Северо-Запада России. СПб, 1996. — С. 61−71.
  47. Е ф р е м о в А. В. Социальные аспекты регионализации системы образования в условиях реформирования Российского общества. Автореф. дисс.. к. соц. н. Тюмень, 1998. — 23 с.
  48. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 165 с.
  49. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  50. В.И. Проблемы научного сопровождения процесса реализации социально-педагогических программ и проектов // Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений. М.: Изд-во АСОПиР, 1998. -С. 182 — 196.
  51. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, мат. СПб., 1994. — 19 с.
  52. И н г е н к, а м п К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  53. Инфраструктура и ее роль в сельском хозяйстве / В. П. Басенко, Я. ВЛюбивый, П. К. Ерыгин и др. Краснодар: Кн. изд-во, 1979. — 95 с.
  54. Инфраструктура крупного города: тенденции, проблемы (Препринт научного доклада). Л., 1988. — 25 с.
  55. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере / Под общ. ред. Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козлова, Ю. П. Пилютенко. М., 1996. — 61 с.
  56. Инфраструктура науки. Проблемы материально-технической оснащенности научных исследований и разработок (методические рекомендации /Под ред. к.хим.н. Ф.С.Конто-ровича. С.-Пб., 1991. — 43 с.
  57. Инфраструктура Российского рынка. М., 1995. — 59 с.
  58. Исследование инновационного амплуа городов. СПб., 1994. -64 с.
  59. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика). Науч.-метод, пособие. М.:1. Высш. школа, 1997. 142 с.
  60. Е. И. Концептуальные основы Педагогики Успеха // Педагогика и образование. Герценовские чтения: Сб. науч. ст. -СПб., 1997. С. 13 — 23.
  61. К, а з, а к о в, а Е. И. Технологии проектирования личностных достижений: Методич. материалы. СПб., 1994. — 17 с.
  62. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI век» -с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160 с.
  63. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб: «Петербург — XXI век» — с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160 с.
  64. В.В. Философско-методологическме основания системного подхода. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. — 232 с.
  65. Кан КаликВ.А. Педагогика как культура. // Магистр: Независимый психолого-педагогич. журнал. — 1991. — Июнь. -С. 1−9.
  66. К, а р л о ф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  67. КирьяковаА.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.- Оренбург, 1996.
  68. К л у б директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями / Под. ред. А. Г. Аганбегяна, В. Д. Речина. М.: Экономика, 1989. — 255 с.
  69. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1978. -279 с.
  70. КовалевскиС. Научные основы административногоуправления: Пер. с польск. / Под ред Л. Н. Качалиной. М.: Экономика, 1979. — 232 с.
  71. К о з л о в Ю. М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 170 с.
  72. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. -Л.: Лениздат, 1987. 144 с.
  73. К о м, а р о в В. П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе.- Казань: Тан -заря, 1995.- 142 с.
  74. Д. Д. Обеспечение занятости молодежи северных регионов России: Автореф. дисс.. к. э. н. М., 1998. — 26 с.
  75. Коросты лева Л.А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Учебное пособие. -СПб, 1995. 32 с.
  76. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 143 с.
  77. К р, а е в с к и й В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 45 с.
  78. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.ИЛапина. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  79. КричевскийВ.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. СПб, 1993. — 36 с.
  80. Кр иче в с ки й В. Ю. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: «Дело», 1993. 352 с.
  81. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем / Отв. ред. А. А. Крылов. Кишинев: Штиинца, 1983. — 159 с.
  82. КузнецовН.И. Формирование региональной политики в сфере образования и науки: социологические подходы. Автореф. .к. соц. н. Саратов, 1988. — 18 с.
  83. К у з ь м и н В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976. — 168 с.
  84. И. Стратегия эффективного менеджмента / Лидер. -1991. № 10. — С. 20 — 25.
  85. ЛадензакК. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации. Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1985. — 280 с.
  86. Л, а д е н к о И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, 1988. — 208 с.
  87. Л, а з, а р е в B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы: Пособие для рук. образоват. учрежд. / Под ред. В. С. Лазарева. -М.: Центр соц. и экономич. исслед., 1995. 158 с.
  88. Л, а н г е О. Целое и развитие в свете кибернентики // Исследования по общей теории систем: Сб. науч. трудов. М.: Прогресс, 1968. — С. 181 — 251.
  89. Л, а р и ч е в О.И., Бойченко B.C., Мошкович Е. М., Шепталова Л. П. Методы иерархических схем в программно-целевом планировании научных исследований. Паттерн.- М.: Всесоюз. НИИ систем, исследований, 1978.- 72 с.
  90. JI е б е д е в О. Е. Анализ педагогических проблем. Методический практикум. Л.: Изд-во ЛГИУУ, 1990. — 39 с.
  91. JI е б е д ев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. — СПб., 1992. — 38 с.
  92. Л е р н е р И. Я. Педагогическое сознание явление действительности и категории науки // Советская педагогика. -1985.- № 3.- С. 52 — 58.
  93. ЛобановаЕ. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии: Учебный курс для высшего управленческого звена предприятия / Рос. эконом, журнал. -1992.- № 6. С. 59 — 63.
  94. Л ом о в Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 277 с.
  95. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб, 1992. — 78 с.
  96. М, а н ь к о С. А. Социологическая информация в деятельности образовательного учреждения / Педагогика и образование. СПб, 1997. — С. 70 — 74.
  97. Материалистическая диалектика как общая наука развития. М.: Наука, 1982. — 496 с.
  98. Методические рекомендации по использованию профессиограммы директора общеобразовательной школы в системе повышения квалификации руководящих педагогических кадров. Л.: Изд-во НИИ ООВ АПН СССР, 1986. — 49 с.
  99. Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений: Тематич. сб. Горький, 1976. — 79 с.
  100. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240 с.
  101. Методологияи методика экспериментальной работы в школе: Мат. III Межвуз. Науч.-прак. Конф. аспирантов и соискателей. СПб, 1997. — 159 с.
  102. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сб. научн. Трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1980. — 81 с.
  103. М е т о д ы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. — 232 с.
  104. М е т о д ы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред.
  105. B.Г.Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. — 224 с.
  106. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  107. М о и с е е в А. М. Деятельность учителя как процесс подготовки, принятия и реализации педагогических решений //Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности: Сб. научн. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.1. C. 38 50.
  108. Дж.Л. Целевое управление организацией / Пер. с англ. под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 1979. — 144 с.
  109. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учебно-методич. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 80 с.
  110. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 201 с.
  111. Непрерывное совершенствование профессионального мастерства директора школы: Учебно-методич. пособие.1. Минск, 1990. 63 с.
  112. НиссиненЙ., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Сокр.пер.с фин. / Авт. предисл. А. И. Китов. М.: Экономика, 1988. — 192 с.
  113. Нововведенияв муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. — 96 с.
  114. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Наука, 1972. — 434 с.
  115. Овнесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. — 63 с.
  116. Образова тельная программа маршрут ученика: 4.1 / Под ред. А. П. Тряпицьшой. — СПб: Изд-во «ЮИПК», 1998. — 118 с.
  117. В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 136 с.
  118. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук- Институт русского языка- Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  119. О м, а р о в А. М. Руководитель: Размышления о стиле управления. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
  120. О с н о в ы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  121. Павло в В. В. Методологические аспекты управления. М.: Мысль, 1981. — 176 с.
  122. Е.М., Крыжко В. В. Рабочая книга руководителя школы. 4.1. Научные основы управления школой. Запорожье: Изд-во ЗО ИУУ, 1993. — 100 с.
  123. М.А. Принципы детерменизма в системе материалистической диалектики. Киев: Науч. думка, 1973. — 355 с.
  124. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 223 с.
  125. Педагогическая инициатива как условие развития образования. Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 83 с.
  126. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  127. Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы / Под ред. О. Е. Лебедева. Спб.: Центр пед. информации, 1994. — 98 с.
  128. Планирование социального развития региона. Л.: Наука, 1988. — 149 с.
  129. План кеттЛ., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Опережающее управление: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1984. 167 с.
  130. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф. дисс.. д-ра. п. н. М., 1994. — 21 с.
  131. П о п о в Г. Х. Эффективное управление. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1985. — 336 с.
  132. Т.Д. Целеполагание как основа успешности педагогической деятельности преподавателя. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1994. — 16 с.
  133. М.М. О соотношении уровней оптимизации и уровней оптимальности системы воспитательной работы // Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности: Сб. научн. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. -С. 50 -55.
  134. П р и г о ж и н А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. -271 с.
  135. Прогнозированиев социологических исследованиях: Методологические проблемы / Отв. ред. И.В.Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  136. Прогнозное социальное проектирование (методологические и методические проблемы) / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1989. — 256 с.
  137. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. — 242 с.
  138. Психологические проблемы непрерывного образования взрослых: Методические рекомендации / Сост. Г. С. Сухобская, Л. И. Рожко, Н. М. Божко, научн.ред. В. Г. Онушкин. Л.: Изд-во НИИ НОВ АПН СССР, 1991. — 56 с.
  139. Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя: Межвузовский сб. научн. трудов. Л., 1991. — 160 с.
  140. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  141. П я р н и т с Ю.Э., Савенкова Т. И. Стратегия и тактика гибкого управления. М.: Финансы и статистика, 1991. — 189 с.
  142. Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль, 1982. — 430 с.
  143. Я.В. Руководитель в системе управления производством: (Формал. и неформал. в деятельности руководителя) М.: Знание, 1980. — 64 с.
  144. Развитие социально-педагогической инфраструктуры в условиях города Сургута // Проблемы применения диагностического прямого развивающего обучения в общеобразовательной школе: Мат. регион, науч.-пракг. конф. Томск, 1998. — С. 112 — 115.
  145. Разработкаи реализация проектов развития образовательных учреждений. Монография /Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М.: Изд-во АСОПиР РФ. -1998. — 208 с.
  146. А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Общая теория систем: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Мир, 1966. — С. 83 — 105.
  147. Р е г у ш Л. А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика: Уч. пособие к спецкурсу. Л., 1989. — 90 с.
  148. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1980. — 206 с.
  149. Н.И. Диверсификация системы образования / Управление в образовании. Материалы Международного семинара. СПб: «Образование», 1996. — С. 8 — 31.
  150. Р о д ж е р с Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  151. Р о н з и н Д. В. Психологическое содержание понятия «профессиональное сознание учителя» // Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. Л., 1991. — С. 18 — 19.
  152. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Изд-во Большая Росс. Энциклопедия, 1993.- Т.1.- 608 с.
  153. Р ы н д, а к В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (Теория взаимодействия). Монография.- М.: Пед. вестник, 1997.- 224 с.
  154. РюттингерР. Культура предпринимательства (Пер. снем.). М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
  155. В.Н. Основания общей теории систем. Логи-ко-методол. анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  156. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991. — 320 с.
  157. Системные исследования: Методологические проблемы / Ежегодник, 1987. М.: Наука, 1988. — 495 с.
  158. С к, а л к о в, а Я. и др. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. -(Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
  159. С к, а т к и н М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  160. В.А. Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1990. — 222 с.
  161. Словарь по управлению для руководителей системы образования / Под ред. Бараевой О.Ю. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 98 с.
  162. Советский город: социальная структура / Рук. авт. кол-ва Н. А. Аитов. М.: Мысль, 1988. — 286 с.
  163. Современная развивающаяся школа: Сб. научн. практико-ориентир. ст. / Под ред. З. И. Васильевой. СПб, 1997. -170 с.
  164. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.
  165. Создание социально-педагогической инфраструктуры в условиях северного города // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Тюмень, 1998. — С. 203 — 206.
  166. Социальная сфера: Политическое и духовное развитие общества / Отв. ред. В. Н. Иванов, В. З. Роговин. М.: Наука, 1991. — 208 с.
  167. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации. Сокр. пер. с нем. / Рук. авт. колл. КЛадензак. М.: Экономика, 1985. — 280 с.
  168. С т р е л ь ц о в, а Н. Я. Особенности профессиональной подготовки педагогических кадров (из практики Тюменского педагогического колледжа № 1). Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 37с.
  169. Г. С. Гуманистическая направленность нового педагогического мышления. // Психологические проблемы непрерывного образования взрослых. Д.: НИИ НОВ, 1991. — С. 3−7.
  170. Тезаурус менеджера: (В 2 кн. /ВНИИ информ. и техн.-экон. исслед. по машиностроению и робототехнике- К. Ю. Зверева и др.) / Под ред. Л. Н. Ивина. Кн.2. — М.: ВНИИТЭМР, 1994. -157 с.
  171. O.K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. -М.: Наука, 1977, С. 57 -66.
  172. Т и ч и Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: (Из опыта американских корпораций): Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Н. А. Климов. М.: Экономика, 1990. — 204 с.
  173. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высш. шк., 1968. — 320 с.
  174. Т р я п и ц ы н, а А. П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. И. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. ст.
  175. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 3 — 27.
  176. У е м о в А. И. Системный подход и общая теория систем. -М.: Наука, 1978. 272 с.
  177. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.АЛейманна. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. -320 с.
  178. Управление развитием школы: Пособие для рук. образоват. учрежд. / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  179. Управление современной школой (размышления руководителя) / Под ред. В. Ю. Кричевского. СПб, 1998. — 203 с.
  180. Учитель созидатель культуры и здоровья общества. Сборник тезисов педагогической конференции / Под ред. Н. Я. Стрельцовой. — Тюмень: ТОГИРРО. — 1998. — 103 с.
  181. Учитель: крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. / Под ред. С. Г. Вершловского. Л., 1991. — 114 с.
  182. Учительство как социально-профессиональная группа / Под ред. В.С.Собкина- РАО. М., 1996. — 102 с.
  183. Ф е д е н к о Л. Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы: Автореф. дисс—к.п.н. Оренбург, 1996.- 20 с.
  184. В.И. Культура и мировоззрение учителя // Педагогика. 1993. — № 3−4. — С. 58 — 63.
  185. Философский энциклопедический словарь /Ред. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд.
  186. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  187. Философско -психологические проблемы развития образования // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Изд-во Интор, 1994. — 128 с.
  188. Г. Т. О понятийном аппарате педагогики. // Сов. педагогика, 1991. № 5. — С. 56−59.
  189. X и к с Ч. Р. Основные принципы планирования эксперимента: Пер. с англ. М.: Мир, 1967. — 406 с.
  190. X и л л П. Наука и искусство проектирования: Методы проектирования, научное обоснование решений / Под ред. В. Ф. Венды. М.: Мир, 1973. — 262 с.
  191. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  192. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  193. Н. И. Теоретико-методологические императивы модернизации института образования (социологические подходы): Автореф.199. дисс. .д-ра. соц. н. Саратов, 1998. — 37 с.
  194. Ш е п е л ь В. М. Управленческая этика. М.: Экономика, -284 с.
  195. Ш е п е л ь В. М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 246 с.
  196. ШрейдерЮ.А. К построению языка описания систем // Системные исследования.- Ежегодник, 1973. С. 226 — 238.
  197. Ю. А. Типология как основа классификации // НТИ. Сер. 2.- М.- 1981.- № 11. С. 1 — 5.
  198. Ю д и н Б. Г. Понятие деятельности как методологическая проблема // Эргономика: Тр. ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1978. Вып. 10, С. 81 — 89.
  199. Ю д и н Б. Г. Системные представления в функциональном подходе // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. — С. 108 — 126.
  200. Юсуфбеко ваН.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2(56). М.: Педагогика, 1990. -С. 3 — 6.
  201. Юсуфбеко ваН.Р. Педагогическая неология как направление методологических исследований // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2(54). М.: Педагогика, 1989. — С. 8 -10.
  202. Юсуфбеко ваН.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2(58). М.: Педагогика, 1991. -С. 6 — 9.
  203. Я м б у р г Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой